Урок по теме "Словосочетание" (русский язык)

Разделы: Русский язык


Ход урока

I. Организующий этап

- Здравствуйте. Садитесь.

- Откройте тетради, пропустите две строчки, запишите число, классная работа.

II. На доске записаны слова:

неизвес…ный, на пл…ды, вс…гда, посм…треть, чу… ствовать, учас…ник.

- Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите в тетради, пропустив одну строчку для темы урока.

- Назовите первую пару слов и скажите, почему вы именно их объединили?

- Первая пара слов – посмотреть на плоды объединены слова потому, что в них есть одинаковая орфограмма (безударная проверяемая гласная в корне слова). Проверочные слова: смотр, плод выделяем корни.

- Вторая пара слов - неизвестный участник. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. Проверочные слова: известие, участие.

- Третья пара слов – чувствовать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная, непроверяемая согласная в корне слова. Нужно запомнить эти слова или обращаться к орфографическому словарю (учитель берет с полки орфографический словарь и показывает учащимся).

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Посмотреть на плоды, неизвестный участник, чувствовать всегда – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание». (Запись темы учителем на доске, учениками – в тетрадях).

- Цель урока: повторить все, что мы знаем о словосочетании, развивать умение отличать словосочетание от слова и предложения.

- Старайтесь правильно говорить, верно формулировать свое высказывание. Ведь мы должны стать носителями нормативного, литературного языка.

IV. Повторение теории.

Беседа:

  • Скажите, что такое словосочетание? Разберите по морфемам.
  • Из скольких и каких частей состоит словосочетание?
  • Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
  • Как связаны главные и зависимые слова?
  • Назовите грамматические средства связи в словосочетании?
  • Какие сочетания не являются словосочетаниями?
  • Виды словосочетаний? (Именные, глагольные, наречные) определяем по главному слову.
  • Какие вы знаете способы связи слов в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание) определяем по зависимому слову. Более подробно об этих способах вы узнаете в 8 классе.
  • Опираясь на ваши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.
  • Какой раздел науки о языке изучает словосочетания? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение).
  • Вернемся к нашим примерам, записанным на доске и в тетради. Определите способы связи слов в данных словосочетаниях.

V. Выполнение тренировочных упражнений.

Запись на доске:

Богатая р…стительность,
Читать выр…зительно,
Изл…жить мысли.

- Внимательно прочитайте данную запись. Нужно продолжить ряды словосочетаний. Как вы думаете, по каким признакам необходимо подбирать словосочетания для этих рядов?

- Словосочетания будем подбирать по следующим признакам: по типу связи и по имеющимся в корне слова орфограммам.

- Приведите примеры для первого ряда.

- Маленький росток, красивое растение, выращенный цветок и т. д. (Согласование, корни с чередованием рос, раст, ращ).

- Приведите примеры для второго ряда.

- Пахнет ароматно, выглядит великолепно, звучит убедительно. (Примыкание, непроверяемая гласная в корне слова).

- Какие словосочетания войдут в третий ряд?

- Прилагать усилия, предложить решение, излагать на бумаге…

(Управление, правописание корней лаг – лож)

- Запишите в каждом ряду по одному словосочетанию.

VI. Словарно-орфографическая работа.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: Бросить далеко, летать на самолете, гениальный ребенок (запишите в тетради, определите главное слово и тип связи).

- Теперь внимание! Первая часть нашего слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где тип связи управление. Что это? ЛЕ

- Вторая часть – три первые буквы зависимого слова в словосочетании,  которое имеет состав прил. + сущ., т. е. согласование. Что это? ГЕН –

- И третья часть – первый слог зависимого слова в словосочетании, где тип связи – примыкание. Определили? ДА –

- Какое же слово у нас получилось?

- Это слово «легенда».

- Ребята, что же такое легенда? На уроках литературы мы занимались с этим термином, читали «Мифы и легенды Древней Греции» и другие произведения данного жанра. Дайте полное лексическое значение слова «легенда».

- Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.

- Давайте посмотрим определение этого слова в «Словаре литературоведческих терминов». (Ученик находит определение и зачитывает).

- Посмотрите еще раз, как вы написали это слово в тетради. Сколько слогов в новом слове? (Три). Какой слог ударный? (Второй). Значит, безударная гласная буква Е. Ее надо подчеркнуть и запомнить.

Физминутка: Встали ровно, расправили плечи, указательный палец медленно приближаем к кончику носа и неотрывно смотрим на него. Медленно проделываем упражнение 3 раза. Глаза отдохнули. Урок продолжается.

VII. Развитие речи.

- Перед вами короткая легенда о целебном, ароматном цветке – ландыше. Читаем… Выберите из легенды такое словосочетание, чтобы оно могло быть заголовком для данного текста.

- «Ожерелье Белоснежки». Записываем.

- Какой процесс происходит при произношении слова «Белоснежка»? (Оглушение ж - [ш].)

- В каком стиле написан данный текст?

- Книжный, художественный.

- Каков тип речи?

- Повествование с элементами описания.

- Какие художественные средства, используются здесь?

- Эпитеты: злая мачеха; грустные, белые цветы.

Сравнения: колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки; белые, как снег, цветы.

- Объясните постановку тире в первом предложении. Что это за предложение? Нарисуйте схемы.

- Это тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными и в И. п. Предложение – сложноподчиненное.

- О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Но для того чтобы ее прочитать, необходимо восстановить текст, пользуясь словами для справок; учитывайте смысл и состав. Читаем слова для справок. В разделе для справок вы не находите ничего лишнего?

- Это «слезы упали», которые являются не словосочетанием, а грамматической основой, предложением.

- Чтение текста.

- Выпишите слова, являющиеся основами предложений. Объясните орфограммы.

- Выпишите словосочетания, имеющие состав прил. + сущ., по типу связи – согласование. Объясните орфограммы.

- Удивительную легенду, водяная царевна, чудесные цветы, с изумительным ароматам.

- Озаглавьте данный текст с помощью слова «Легенда».

- А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.

- «Легенда о ландыше».

- Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?

- Более точно говорит о предмете речи словосочетание.

VIII. Итог урока.

- Ребята, о каком языковом явлении мы сегодня говорили на уроке?

- О словосочетании.

- Что же вы знаете о словосочетании?

- Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний, смысловая связь устанавливается с помощью вопроса. Тип связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание – определяется по зависимому слову. Словосочетанием не является: сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа), однородные члены предложения.

- Кто хочет дополнить?

IX. Практическая часть. Проверка степени усвоения материала учащимися.

- Ребята, вы получите карточки, и каждый должен будет самостоятельно выполнить следующие задания:

  • Прочитайте предложение, запишите его на отдельный листок (сверху - фамилию, имя), вставьте пропущенные буквы.
  • Подчеркните основу предложения.
  • Выпишите все словосочетания, укажите главное слово и способ связи.
  • Сдайте листки с выполненными заданиями проверяющим.
  • Обратите внимание на художественные средства, используемые авторами в предложениях.

X. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

- В учебнике по литературе найдете стихи русских поэтов о Родине, о природе, выпишите из любого понравившегося стихотворения одну строфу, подчеркните основы, выпишите словосочетания, укажите способ связи.

- Благодарю вас, ребята, за участие в этом уроке. Всего доброго, успехов вам, встретимся завтра.

Примечание: урок проведен в 5 классе в конце учебного года (повторение). Учитель работает по учебнику М.М. Разумовской. Во время изучения темы «Словосочетание» в начале учебного года дает определение таким понятиям, как согласование, управление, примыкание, а в течение всего учебного года ученики выполняют задания на определение видов связи в словосочетаниях. Пятиклассникам это дается довольно легко.

Приложение