Ход урока
I. Организующий этап
- Здравствуйте. Садитесь.
- Откройте тетради, пропустите две строчки, запишите число, классная работа.
II. На доске записаны слова:
неизвес…ный, на пл…ды, вс…гда, посм…треть, чу… ствовать, учас…ник.
- Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите в тетради, пропустив одну строчку для темы урока.
- Назовите первую пару слов и скажите, почему вы именно их объединили?
- Первая пара слов – посмотреть на плоды объединены слова потому, что в них есть одинаковая орфограмма (безударная проверяемая гласная в корне слова). Проверочные слова: смотр, плод выделяем корни.
- Вторая пара слов - неизвестный участник. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. Проверочные слова: известие, участие.
- Третья пара слов – чувствовать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная, непроверяемая согласная в корне слова. Нужно запомнить эти слова или обращаться к орфографическому словарю (учитель берет с полки орфографический словарь и показывает учащимся).
III. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Посмотреть на плоды, неизвестный участник, чувствовать всегда – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание». (Запись темы учителем на доске, учениками – в тетрадях).
- Цель урока: повторить все, что мы знаем о словосочетании, развивать умение отличать словосочетание от слова и предложения.
- Старайтесь правильно говорить, верно формулировать свое высказывание. Ведь мы должны стать носителями нормативного, литературного языка.
IV. Повторение теории.
Беседа:
- Скажите, что такое словосочетание? Разберите по морфемам.
- Из скольких и каких частей состоит словосочетание?
- Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
- Как связаны главные и зависимые слова?
- Назовите грамматические средства связи в словосочетании?
- Какие сочетания не являются словосочетаниями?
- Виды словосочетаний? (Именные, глагольные, наречные) определяем по главному слову.
- Какие вы знаете способы связи слов в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание) определяем по зависимому слову. Более подробно об этих способах вы узнаете в 8 классе.
- Опираясь на ваши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение).
- Вернемся к нашим примерам, записанным на доске и в тетради. Определите способы связи слов в данных словосочетаниях.
V. Выполнение тренировочных упражнений.
Запись на доске:
Богатая р…стительность,
Читать выр…зительно,
Изл…жить мысли.
- Внимательно прочитайте данную запись. Нужно продолжить ряды словосочетаний. Как вы думаете, по каким признакам необходимо подбирать словосочетания для этих рядов?
- Словосочетания будем подбирать по следующим признакам: по типу связи и по имеющимся в корне слова орфограммам.
- Приведите примеры для первого ряда.
- Маленький росток, красивое растение, выращенный цветок и т. д. (Согласование, корни с чередованием рос, раст, ращ).
- Приведите примеры для второго ряда.
- Пахнет ароматно, выглядит великолепно, звучит убедительно. (Примыкание, непроверяемая гласная в корне слова).
- Какие словосочетания войдут в третий ряд?
- Прилагать усилия, предложить решение, излагать на бумаге…
(Управление, правописание корней лаг – лож)
- Запишите в каждом ряду по одному словосочетанию.
VI. Словарно-орфографическая работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: Бросить далеко, летать на самолете, гениальный ребенок (запишите в тетради, определите главное слово и тип связи).
- Теперь внимание! Первая часть нашего слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где тип связи управление. Что это? ЛЕ
- Вторая часть – три первые буквы зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав прил. + сущ., т. е. согласование. Что это? ГЕН –
- И третья часть – первый слог зависимого слова в словосочетании, где тип связи – примыкание. Определили? ДА –
- Какое же слово у нас получилось?
- Это слово «легенда».
- Ребята, что же такое легенда? На уроках литературы мы занимались с этим термином, читали «Мифы и легенды Древней Греции» и другие произведения данного жанра. Дайте полное лексическое значение слова «легенда».
- Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
- Давайте посмотрим определение этого слова в «Словаре литературоведческих терминов». (Ученик находит определение и зачитывает).
- Посмотрите еще раз, как вы написали это слово в тетради. Сколько слогов в новом слове? (Три). Какой слог ударный? (Второй). Значит, безударная гласная буква Е. Ее надо подчеркнуть и запомнить.
Физминутка: Встали ровно, расправили плечи, указательный палец медленно приближаем к кончику носа и неотрывно смотрим на него. Медленно проделываем упражнение 3 раза. Глаза отдохнули. Урок продолжается.
VII. Развитие речи.
- Перед вами короткая легенда о целебном, ароматном цветке – ландыше. Читаем… Выберите из легенды такое словосочетание, чтобы оно могло быть заголовком для данного текста.
- «Ожерелье Белоснежки». Записываем.
- Какой процесс происходит при произношении слова «Белоснежка»? (Оглушение ж - [ш].)
- В каком стиле написан данный текст?
- Книжный, художественный.
- Каков тип речи?
- Повествование с элементами описания.
- Какие художественные средства, используются здесь?
- Эпитеты: злая мачеха; грустные, белые цветы.
Сравнения: колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки; белые, как снег, цветы.
- Объясните постановку тире в первом предложении. Что это за предложение? Нарисуйте схемы.
- Это тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными и в И. п. Предложение – сложноподчиненное.
- О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Но для того чтобы ее прочитать, необходимо восстановить текст, пользуясь словами для справок; учитывайте смысл и состав. Читаем слова для справок. В разделе для справок вы не находите ничего лишнего?
- Это «слезы упали», которые являются не словосочетанием, а грамматической основой, предложением.
- Чтение текста.
- Выпишите слова, являющиеся основами предложений. Объясните орфограммы.
- Выпишите словосочетания, имеющие состав прил. + сущ., по типу связи – согласование. Объясните орфограммы.
- Удивительную легенду, водяная царевна, чудесные цветы, с изумительным ароматам.
- Озаглавьте данный текст с помощью слова «Легенда».
- А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.
- «Легенда о ландыше».
- Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?
- Более точно говорит о предмете речи словосочетание.
VIII. Итог урока.
- Ребята, о каком языковом явлении мы сегодня говорили на уроке?
- О словосочетании.
- Что же вы знаете о словосочетании?
- Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний, смысловая связь устанавливается с помощью вопроса. Тип связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание – определяется по зависимому слову. Словосочетанием не является: сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа), однородные члены предложения.
- Кто хочет дополнить?
IX. Практическая часть. Проверка степени усвоения материала учащимися.
- Ребята, вы получите карточки, и каждый должен будет самостоятельно выполнить следующие задания:
- Прочитайте предложение, запишите его на отдельный листок (сверху - фамилию, имя), вставьте пропущенные буквы.
- Подчеркните основу предложения.
- Выпишите все словосочетания, укажите главное слово и способ связи.
- Сдайте листки с выполненными заданиями проверяющим.
- Обратите внимание на художественные средства, используемые авторами в предложениях.
X. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
- В учебнике по литературе найдете стихи русских поэтов о Родине, о природе, выпишите из любого понравившегося стихотворения одну строфу, подчеркните основы, выпишите словосочетания, укажите способ связи.
- Благодарю вас, ребята, за участие в этом уроке. Всего доброго, успехов вам, встретимся завтра.
Примечание: урок проведен в 5 классе в конце учебного года (повторение). Учитель работает по учебнику М.М. Разумовской. Во время изучения темы «Словосочетание» в начале учебного года дает определение таким понятиям, как согласование, управление, примыкание, а в течение всего учебного года ученики выполняют задания на определение видов связи в словосочетаниях. Пятиклассникам это дается довольно легко.