Разработка урока математики в 5-м классе

Разделы: Математика


Цель урока: Совершенствование вычислительных навыков. Развитие формально – логического мышления, общей культуры и речи учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Учитель знакомит учеников с темой и целью урока.

2. Устная работа.

Учитель:

“Ну – ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!”

Вниманию учащихся предлагается презентация (приложение 1), на которой изображена картина Николая Петровича Богданова – Бельского “Устный счёт”. Задание по картине: устно найти значение выражения (10²+11²+12²+13²+14²):2

Ответ: 2

Учитель:

На картине изображён урок арифметики в сельской школе XIX века, в которой преподавал профессор Сергей Александрович Рачинский, покинувший университетскую кафедру, чтобы стать народным учителем. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. Именно он обратил внимание на способного девятилетнего мальчика Николя (как его впоследствии будет уважительно называть) и взял в свою школу. По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны были его поглотить, Николай Петрович должен был потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты. Он, внебрачный сын батрачки, родился в селе Шопотово Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Первые два года он проучился в селе Шопотово. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести добиться, на первый взгляд, легко, а объем передать в этом случае всегда труднее обычного.

Во время рассказа демонстрируется презентация с краткой биографией, портретом художника и фотографиями его известных картин.

С полотен брызжет солнце. Азарт, растерянность, любопытство, вдохновение, доброта на лицах детей. Удивительная неповторимость, неисчерпаемость в сюжетах детской темы. Все согрето любовью и талантом художника. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. Он одарил мир земного бытия своими произведениями. Пока светит солнце, зеленеет трава, пока появляются улыбки на лицах детей, — картины его будут необходимы. А мы продолжаем радоваться той великолепной песне, которую в живописи спел славный русский художник — Николай Петрович Богданов-Бельский.

3. Решение задач.

Следующая презентация (приложение 2) предлагает решение 12 примеров с выбором ответов. Задача заключается в отработке свойств умножения и деления. При верном ответе открывается один пазл с изображением 1/12 части картины. Параллельно с заданием “вычислить”, даётся задание угадать название картины.

примеры

ответы

79 +56 +621+144 (устно)

900

(749+125)-649(устно)

225

5 ∙ 64 ∙ 20 (устно)

6400

11 ∙ 110 : 10 (записать)

121

5 ∙ 41 - 5 ∙ 20 (записать)

105

7 ∙ 89 + 11 ∙ 7 (записать)

700

104 : 8 - 64 : 8(записать)

5

182 ∙ 5 + 18 ∙ 5(записать)

1000

44 ∙ 55 : 11 (устно)

220

180 : 4 : 5 ∙ 2(записать)

18

50 ∙(2 ∙ 39)(устно)

3900

(11 ∙ 4) ∙ 25 (устно)

1100

Учитель:

Картина Федора Решетникова “Опять двойка!” - ее хотя бы один раз в жизни видел каждый. В каком учебнике она была? То ли в букваре, то ли в “Родной речи” - уже не помню. Но в память врезалась вместе с фамилией художника. С удивлением для себя выяснила, что я об этом человеке практически ничего не знаю. Оказывается, это участник первых полярных экспедиций Советской России. Он много рисовал в полярных походах – и уже за это ему и слава, и почет. Он рисовал портреты, пейзажи, бытовые сценки. Причем это не только хорошая работа, это классика жанра. Сегодня его картины, рисованные и вылепленные шаржи, смотрятся вполне современно. И вот смотрю на двоечника - какая прелесть в этой картине! Во-первых, трое детей похожи друг на друга. Во-вторых, у каждого персонажа свой характер, выписанный предельно точно. В-третьих, быт передан в мельчайших подробностях. Кто главный в этой картине? Первое впечатление – двоечник. Но центральное место в картине занимает пес! Он выделен и цветом - самое яркое пятно в картине. Случайно? Даже если художник сделал это неосознанно, собака демонстрирует свою любовь к нашему герою - и это самое главное! Единственное существо, которого не волнует, что он принес из школы! Кто следующий? Опять не двоечник. Мама! Правда, она не на переднем плане, чуть сзади, но ее красное платье выводит ее на второй план (после пса). Следом идет наш герой, за ним его брат на велосипеде, а потом уже сестра с учебниками. Кроме упрека, в лице и сожаление, и отчаяние. Что еще надо сделать, чтобы этот лентяй начал нормально учиться? И ее поза (бессильно опущенные на колени руки) тоже говорит об этом. Каждый персонаж говорит! Младший (которому от старшего наверняка перепадают не только сладости, скорее, наоборот) с выражением торжества думает (это читается на его лице!): “Ага, опять! Сейчас тебе достанется!”. Сестра (отличница, по меньшей мере - хорошистка) смотрит на братца с упреком, свойственным передовикам учебы и производства: “Как ты так можешь? Тебе не жалко маму? Когда ты возьмешься за ум?” У нее всегда все в порядке, и галстук пионерский она надевает каждый день (еще бы, она не знает, что такое играть в хоккей, она вообще сушеная вобла!). А вот верный друг - он всегда рядом, всегда готов разделить все забавы, погулять, побегать! И его любовь - до облизывания своего приятеля и хозяина! Чем обернется эта двойка для всех?

4. Задание для самостоятельной работы

Третья презентация (приложение 3) предлагает решение трёх примеров на умножение и деление с нулём в составе числа. Результат решения позволит узнать фамилию автора картины, которая является фоном презентации. Ребята самостоятельно выполняют задание. Верные ответы записывают и сдают учителю. Получают оценки.

Первый ученик, решивший верно, получает возможность открыть фамилию, имя и отчество художника (щелчок мышкой по верному ответу).

пример

ответ

Фамилия, имя, отчество автора картины

540 ∙ 309

166860

Иван

62730 : 205

306

Константинович

900:20 ∙ 56 ∙ 13

32760

Айвазовский

Учитель:

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии.

Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой". Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году. Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города. Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.

Будучи одним из самых богатых художников России, он много сделал для своего родного города: на его средства были выстроены здания местной картинной галереи, археологического музея, проведены большие работы по благоустройству Феодосии, постройке порта и железной дороги. Из мастерской, созданной им в 1845, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа (А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевский ). Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее.

Когда Иван Константинович Айвазовский праздновал свой пятидесятилетний юбилей, он дал обед, на который пригласил многих почетных гостей, в том числе и художников. Когда обед подходил к концу, Айвазовский встал и произнес небольшую речь:

"Господа! Приношу свои извинения за то, что мой повар сегодня не приготовил десерт. Прошу принять блюдо, приготовленное мною лично".

При этих словах слуги стали раздавать гостям на подносах маленькие пейзажи, написанные хозяином.

5. Подведение итогов урока.

  1. Обобщаются свойства умножения и деления натуральных чисел.
  2. Учащиеся делятся своими впечатлениями об увиденных картинах.
  3. Домашнее задание:составить карточки с заданиями на вычисление значений выражений.

6. Резерв.

Обучение приёмам устного умножения на 999

Учитель:

Любопытная особенность числа 999 проявляется при умножении на него всякого другого трехзначного числа.   
Тогда получается шестизначное произведение: первые три цифры произведения есть умножаемое число только уменьшенное на 1, а остальные три цифры (кроме последней) - дополнения первых до 9.

Например: 573*999=572427.

Зная эту особенность, можно мгновенно умножать трехзначное число на 999.

Умножьте: 123∙ 999=122877

368∙ 999=367632

Придумайте свои примеры для своего соседа. Решите их в тетради.