В основе модели МДОУ, в котором я работаю – «Формирование творческой личности ребенка». Достигается это через умственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание через занятия, кружковую работу, игры, утренники, развлечения, трудовую деятельность.
Важным условием для формирования творческой личности ребенка является совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка.
Работа в речевой группе отличается тем, что воспитатель и логопед дают детям этой группы более широкий объем знаний. Как сделать так, чтобы материал легче усваивался детьми? Справедливо отмечают: то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее.
Учитывая сниженную речевую активность детей – логопатов, отсутствие должной эмоциональности, бедности их воображения, быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, частое отсутствие ненаправленного внимания, задержку в лексико-грамматическом развитии – я при построении своих занятий применяю разнообразные методические приемы, соответствующий подбор речевого материала, различное наглядное оформление.
Как много можно добиться, если ребенку интересно, если в его глазах загорелась искорка познания.
Работая в речевой группе, я задумалась: как научить ребенка свободно владеть родным языком? С помощью каких средств? И вот здесь я обратилась к методике элементарного моделирования, т.к. это мостик от наглядного к словесному, что необходимо при развитии связной речи детей.
К.Д.Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».
Для решения этой задачи я использовала методику В.К.Воробьевой и Венгера, которая рассматривает различные способы обучения детей составлению связных рассказов различной смысловой структуры. Для активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания на занятиях много используются следующие приемы, предложенные данной методикой.
- Игры на усвоение правильного расположения картинок серии объединенных единой темой.
- отобрать из ряда сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ и расположить;
- отобрать из ряда предложенных картинок объединенных событием, разложить их и составить рассказ;
- поисковые игры: «Найди недостающий элемент» (т.е. найти место «пропавшей» картинки в ряду других). «Найди ошибку», (и восстановить деформированный порядок);
- расположить картинки серии соответственно опорным словам, (опорными словами могут служить как наименование предметов, так и наименование действий);
- «Найди лишнюю картинку»;
- «Разложи картинки» - самостоятельно разложить картинки в последовательности рассказа и составить смешной или грустный рассказ.
- Обучение детей цепному рассказыванию. Каждое предложение рассказа схематично изображается. Используя данные изображения, дети воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте – изображение предмета, на втором – действия, на третьем – вновь обозначение уже нового предмета. Если проанализировать рассказ, можно заметить, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях.
Например, рассказ «Шар в окне». (Рисунок1)
На данном этапе работы уделяется внимание обогащению речи детей глагольными словами или словами – действиями. - Наряду с обучением детей цепному рассказыванию широко используется обучение описательному рассказыванию. Сложность обучения описанию состоит в том, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопляемого жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Но при помощи метода моделирования становятся наглядными связи, отношения и свойства предметов и явлений.
Например, при описании признаков весны (Рисунок2)
При составлении рассказов-описаний (животных, птиц, овощей и фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушки) я использую предметно-схематическую модель, то есть выделяю главное в объекте познания.
Схематический символ включает в себя комплекс сенсорных каналов: зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Таким образом, через символ «глаз» дети выделяют признаки цвета, формы, величины, способа передвижения, места нахождения; через символ «рука» - фактурные признаки предмета; через символ «рот» - вкусовые ощущения; через символ «ухо» - способы обнаружения предмета, т.д.
Например, описание яблока:
Например, описание животного:
Работа по составлению описательного рассказа ведется последовательно:
- рассматривание предмета.
- составление схемы-плана.
- словарная работа с опорой на эту схему, т.е. автоматизация словаря.
- составление рассказа-описания.
Важно показать детям, что при перестановке порядка описания план рассказа не сломается, в нем не возникнет смысловых пробелов.
На основе моделирования я использую метод сравнения (например: гуся и петуха, лисы и медведя, яблока и огурца и т.д.). Это помогает активизировать мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствующий повышению речевой активности.
Работая с детьми с нарушением речи, я заметила, что они испытывают большие трудности в последовательности изложения речевого материала. Например, рассказать о производстве хлеба, одежды, мебели, книги и т.д. ребенок затрудняется, а вот если ему схематично показать, то он лучше усвоит, да и ему это интересней. Вот вариант моделирования «Откуда пришла книга»:
Дети рассказывают: кто принимает участие в изготовлении книги, что делают эти люди и т.д., т.е. работа над словарем.
У детей логопатов при пересказе даже небольшого рассказа может возникнуть затруднение. Чтобы дети научились строить цельные и связные рассказы, делаю опору на наглядно-графический план.
Например, рассказ: «Как скворцы помогают саду».
При рассказывании сказок использую либо графический план, либо модели, что существенно повышает качество их речи, активизирует речемыслительную деятельность.
Например, сказка «Гуси лебеди».
Моделирование использую в разных видах деятельности. На занятиях познавательного характера, коррекционных, применяю его в соответствии с программными темами.