Обучение дошкольников с ОНР составлению рассказов с использованием схем-символов

Разделы: Работа с дошкольниками


В основе модели МДОУ, в котором я работаю – «Формирование творческой личности ребенка». Достигается это через умственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание через занятия, кружковую работу, игры, утренники, развлечения, трудовую деятельность.
Важным условием для формирования творческой личности ребенка является совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка.
Работа в речевой группе отличается тем, что воспитатель и логопед дают детям этой группы более широкий объем знаний. Как сделать так, чтобы материал легче усваивался детьми? Справедливо отмечают: то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее.
Учитывая сниженную речевую активность детей – логопатов, отсутствие должной эмоциональности, бедности их воображения, быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, частое отсутствие ненаправленного внимания, задержку в лексико-грамматическом развитии – я при построении своих занятий применяю разнообразные методические приемы, соответствующий подбор речевого материала, различное наглядное оформление.
Как много можно добиться, если ребенку интересно, если в его глазах загорелась искорка познания.
Работая в речевой группе, я задумалась: как научить ребенка свободно владеть родным языком? С помощью каких средств? И вот здесь я обратилась к методике элементарного моделирования, т.к. это мостик от наглядного к словесному, что необходимо при развитии связной речи детей.
К.Д.Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».
Для решения этой задачи я использовала методику В.К.Воробьевой и Венгера, которая рассматривает различные способы обучения детей составлению связных рассказов различной смысловой структуры. Для активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания на занятиях много используются следующие приемы, предложенные данной методикой.

  1. Игры на усвоение правильного расположения картинок серии объединенных единой темой.
    1. отобрать из ряда сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ и расположить;
    2. отобрать из ряда предложенных картинок объединенных событием, разложить их и составить рассказ;
    3. поисковые игры: «Найди недостающий элемент» (т.е. найти место «пропавшей» картинки в ряду других). «Найди ошибку», (и восстановить деформированный порядок);
    4. расположить картинки серии соответственно опорным словам, (опорными словами могут служить как наименование предметов, так и наименование действий);
    5. «Найди лишнюю картинку»;
    6. «Разложи картинки» - самостоятельно разложить картинки в последовательности рассказа и составить смешной или грустный рассказ.
  2. Обучение детей цепному рассказыванию. Каждое предложение рассказа схематично изображается. Используя данные изображения, дети воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте – изображение предмета, на втором – действия, на третьем – вновь обозначение уже нового предмета. Если проанализировать рассказ, можно заметить, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях.
    Например, рассказ «Шар в окне». (Рисунок1)
    На данном этапе работы уделяется внимание обогащению речи детей глагольными словами или словами – действиями.
  3. Наряду с обучением детей цепному рассказыванию широко используется обучение описательному рассказыванию. Сложность обучения описанию состоит в том, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопляемого жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Но при помощи метода моделирования становятся наглядными связи, отношения и свойства предметов и явлений.
    Например, при описании признаков весны (Рисунок2)

При составлении рассказов-описаний (животных, птиц, овощей и фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушки) я использую предметно-схематическую модель, то есть выделяю главное в объекте познания.
Схематический символ включает в себя комплекс сенсорных каналов: зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Таким образом, через символ «глаз» дети выделяют признаки цвета, формы, величины, способа передвижения, места нахождения; через символ «рука» - фактурные признаки предмета; через символ «рот» - вкусовые ощущения; через символ «ухо» - способы обнаружения предмета, т.д.
Например, описание яблока:

Такое схематичное изображение является наглядным планом рассказа.
Например, описание животного:

Работа по составлению описательного рассказа ведется последовательно:

  1. рассматривание предмета.
  2. составление схемы-плана.
  3. словарная работа с опорой на эту схему, т.е. автоматизация словаря.
  4. составление рассказа-описания.

Важно показать детям, что при перестановке порядка описания план рассказа не сломается, в нем не возникнет смысловых пробелов.
На основе моделирования я использую метод сравнения (например: гуся и петуха, лисы и медведя, яблока и огурца и т.д.). Это помогает активизировать мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствующий повышению речевой активности.
Работая с детьми с нарушением речи, я заметила, что они испытывают большие трудности в последовательности изложения речевого материала. Например, рассказать о производстве хлеба, одежды, мебели, книги и т.д. ребенок затрудняется, а вот если ему схематично показать, то он лучше усвоит, да и ему это интересней. Вот вариант моделирования «Откуда пришла книга»:

Дети рассказывают: кто принимает участие в изготовлении книги, что делают эти люди и т.д., т.е. работа над словарем.
У детей логопатов при пересказе даже небольшого рассказа может возникнуть затруднение. Чтобы дети научились строить цельные и связные рассказы, делаю опору на наглядно-графический план.
Например, рассказ: «Как скворцы помогают саду».

При рассказывании сказок использую либо графический план, либо модели, что существенно повышает качество их речи, активизирует речемыслительную деятельность.
Например, сказка «Гуси лебеди».

Моделирование использую в разных видах деятельности. На занятиях познавательного характера, коррекционных, применяю его в соответствии с программными темами.