Цели:
- познакомить детей с творчеством русского художника И.Э. Грабаря, обогатить словарный запас, учить работать в группах.
- развивать произвольное внимание, пространственное и алгоритмическое мышление, внимание и воображение.
- способствовать воспитанию эстетического вкуса, интереса к истории и культуре своего народа.
Оборудование: мультимедийная система, презентация по творчеству И.Э. Грабаря, музыкальный центр, толковые словари.
Ход мероприятия
Оргмомент.
Актуализация знаний учащихся.
Назовите известные вам имена художников, с которыми вы познакомились на прошлом занятии.
Соотнесите картины с фамилиями авторов.
Что объединяет эти картины?
Какая из картин вам нравится больше всех и почему?
Сообщение темы и целей внеклассного мероприятия (приложение 1, слайд1).
Изучение нового материала.
1. Задание: "Послушай и ответь" (приложение 1, слайд 2).
В каком веке жил Игорь Эммануилович Грабарь?
Что вы запомнили о детских годах художника?
В каких учебных заведениях он учился?
Чему художник посвящал все выходные и праздничные дни?
Слово учителя. Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье учителя. В жизни семьи были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за "государственную измену", эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы) (приложение 1, слайд 3).
Детство Грабаря было нелегким: с раннего возраста почти постоянно он жил в разлуке с родителями и при всем обилии родственников чаще всего оставался на попечении чужих людей. В 1880 году мать привезла его в Россию, в Егорьевск Рязанской губернии. Он навсегда сохранил любовь к этому тихому провинциальному городку, где у него появилось много добрых знакомых.
С детства ему не изменяли те свойства характера, благодаря которым он создал свою жизнь такой, какой хотел, - целеустремленность, позитивное начало в отношениях с людьми, умение находить друзей, удивительное трудолюбие, интерес к жизни и возникшая в самую раннюю пору горячая любовь к искусству.
Уже в детстве Грабарь по репродукциям познакомился со многими выдающимися картинами русской школы.
В 1882 году он поступил в Московский лицей. Выходные дни и праздники полностью принадлежали Игорю - целыми днями он пропадал в Третьяковской галерее, на московских выставках, у знакомых. В Москве он искал людей и места, связанные с искусством, - иконописное училище, квартиры студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества или университетских друзей брата Владимира, где он знакомился с художниками.
Но главным содержанием лицейской жизни стали занятия рисунком и живописью.
С 1892 года он начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, знаменитого педагога, имевшего особую систему обучения рисунку и взрастившего плеяду великих русских художников, в том числе Поленова, Репина, Врубеля, Серова.
Закончил Академию художеств в Петербурге (приложение 1, слайд 4).
Но И. Э. Грабарь был разносторонним человеком. Он был не только художником, а также писателем, реставратором, преподавателем (приложение 1, слайд 5)
Толкование, какого слова требует нашего объяснения. Найдите его значение в толковом словаре.
Отчет творческих групп о художнике И.Э. Грабаре.
1 группа. Портреты в творчестве И.Э.Грабаря.
И.Э.Грабарь работал в разных видах художественного искусства:
Давайте вспомним, что называется портретом? (приложение1, слайд 6)
В детские годы, в лицее, в университете, в академии, в Мюнхене - всюду больше всего занимался портретом, который давался ему легко и выходил лучше всего другого.
Среди его работ находятся не только портреты членов его семьи: отца, жены, дочери, сына, но и портреты известных людей.
Портрет, какого известного детского писателя вы видите на слайде?
2 группа. Натюрморт в творчестве И.Э. Грабаря.
Кто знает значение слова натюрморт?
Найдите его значение в толковом словаре (работа в группах) (приложение 1, слайд 7-8).
Натюрморт - это французское слово. "натуре морте" - "мертвая натура") Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы - убиты, рыбы, морские животные - выловлены, цветы - срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде.
3 группа. Художник - пейзажист.
Вспомните, что обозначает слово пейзаж? (приложение1,слайд 9)
Пейзаж - французское слово. Этот жанр искусства посвящен изображению природы. Любимое время года автора - зима, но это не значит, что И.Э. Грабарь изображал только зиму. Полюбуйтесь на его пейзажи.
Работа в группах по плану:
Рассмотрите картины.
Подберите к ним названия.
Какое настроение у вас вызвала эта картина?
Как художнику удалось передать это настроение.
Какое впечатление произвела на вас эта картина?
И.Э.Грабарь - заслуженный деятель искусств.
Рассказ учителя с использованием презентации.
И.Э. Грабарь писал юмористические рассказы для журналов. Он рисовал иллюстрации, делал обзоры художественных выставок, писал критические статьи, биографии художников (приложение 1,слайд 10).
1913-1925 г.
Избран действительным членом Академии художеств.
1913 г.
Директор Третьяковской галереи (приложение 1, слайд 11) 1
918-1930 г.
Директор Государственных центральных реставрационных мастерских.
С 1925 года основной для него стала работа в реставрационных мастерских, ради которой он отказался от директорства в Третьяковской галерее, от работы в музейном отделе и от преподавания в Московском университете. Планомерное раскрытие древнейших памятников русской и византийской живописи, сохранившихся в церквях и монастырях, стало самой крупной работой реставраторов в это время.
1921-1946
Профессор Московского государственного университета. С 1937 года был назначен директором.
1928 г.
Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
"Искусство, искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня - почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни", так писал в последние годы своей жизни выдающийся деятель искусства И.Э.Грабарь.
После кончины 16 мая 1960 года был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (приложение 1, слайд 12).
Человек жив, пока о нём помнят (приложение 1, слайд 13).
Подведение итогов мероприятия (приложение 1, слайд 14).
- Какие профессии освоил И.Э. Грабарь?
- Назовите картины И.Э. Грабаря, которые вы запомнили?
- С какими новыми словами вы познакомились? Объясните их значение.
- Когда и где родился русский художник И. Э Грабарь?
- Какая из картин И.Э. Грабаря вам больше всего понравилась и почему?