Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь и творчество И.Э. Грабаря"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить детей с творчеством русского художника И.Э. Грабаря, обогатить словарный запас, учить работать в группах.
  • развивать произвольное внимание, пространственное и алгоритмическое мышление, внимание и воображение.
  • способствовать воспитанию эстетического вкуса, интереса к истории и культуре своего народа.

Оборудование: мультимедийная система, презентация по творчеству И.Э. Грабаря, музыкальный центр, толковые словари.

Ход мероприятия

Оргмомент.

Актуализация знаний учащихся.

Назовите известные вам имена художников, с которыми вы познакомились на прошлом занятии.

Соотнесите картины с фамилиями авторов.

Что объединяет эти картины?

Какая из картин вам нравится больше всех и почему?

Сообщение темы и целей внеклассного мероприятия (приложение 1, слайд1).

Изучение нового материала.

1. Задание: "Послушай и ответь" (приложение 1, слайд 2).

В каком веке жил Игорь Эммануилович Грабарь?

Что вы запомнили о детских годах художника?

В каких учебных заведениях он учился?

Чему художник посвящал все выходные и праздничные дни?

Слово учителя.  Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье учителя. В жизни семьи были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за "государственную измену", эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы) (приложение 1, слайд 3).

Детство Грабаря было нелегким: с раннего возраста почти постоянно он жил в разлуке с родителями и при всем обилии родственников чаще всего оставался на попечении чужих людей. В 1880 году мать привезла его в Россию, в Егорьевск Рязанской губернии. Он навсегда сохранил любовь к этому тихому провинциальному городку, где у него появилось много добрых знакомых.

С детства ему не изменяли те свойства характера, благодаря которым он создал свою жизнь такой, какой хотел, - целеустремленность, позитивное начало в отношениях с людьми, умение находить друзей, удивительное трудолюбие, интерес к жизни и возникшая в самую раннюю пору горячая любовь к искусству.

Уже в детстве Грабарь по репродукциям познакомился со многими выдающимися картинами русской школы.

В 1882 году он поступил в Московский лицей. Выходные дни и праздники полностью принадлежали Игорю - целыми днями он пропадал в Третьяковской галерее, на московских выставках, у знакомых. В Москве он искал людей и места, связанные с искусством, - иконописное училище, квартиры студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества или университетских друзей брата Владимира, где он знакомился с художниками.

Но главным содержанием лицейской жизни стали занятия рисунком и живописью.

С 1892 года он начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, знаменитого педагога, имевшего особую систему обучения рисунку и взрастившего плеяду великих русских художников, в том числе Поленова, Репина, Врубеля, Серова.

Закончил Академию художеств в Петербурге (приложение 1, слайд 4).

Но И. Э. Грабарь был разносторонним человеком. Он был не только художником, а также писателем, реставратором, преподавателем (приложение 1, слайд 5)

Толкование, какого слова требует нашего объяснения. Найдите его значение в толковом словаре.

Отчет творческих групп о художнике И.Э. Грабаре.

1 группа. Портреты в творчестве И.Э.Грабаря.

И.Э.Грабарь работал в разных видах художественного искусства:

Давайте вспомним, что называется портретом? (приложение1, слайд 6)

В детские годы, в лицее, в университете, в академии, в Мюнхене - всюду больше всего занимался портретом, который давался ему легко и выходил лучше всего другого.

Среди его работ находятся не только портреты членов его семьи: отца, жены, дочери, сына, но и портреты известных людей.

Портрет, какого известного детского писателя вы видите на слайде?

2 группа. Натюрморт в творчестве И.Э. Грабаря.

Кто знает значение слова натюрморт?

Найдите его значение в толковом словаре (работа в группах) (приложение 1, слайд 7-8).

Натюрморт - это французское слово. "натуре морте" - "мертвая натура")  Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы - убиты, рыбы, морские животные - выловлены, цветы - срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде.

3 группа. Художник - пейзажист.

Вспомните, что обозначает слово пейзаж? (приложение1,слайд 9)

Пейзаж - французское слово. Этот жанр искусства посвящен изображению природы. Любимое время года автора - зима, но это не значит, что И.Э. Грабарь изображал только зиму. Полюбуйтесь на его пейзажи.

Работа в группах по плану:

Рассмотрите картины.

Подберите к ним названия.

Какое настроение у вас вызвала эта картина?

Как художнику удалось передать это настроение.

Какое впечатление произвела на вас эта картина?

И.Э.Грабарь - заслуженный деятель искусств.

Рассказ учителя с использованием презентации.

И.Э. Грабарь писал юмористические рассказы для журналов. Он рисовал иллюстрации, делал обзоры художественных выставок, писал критические статьи, биографии художников (приложение 1,слайд 10).

1913-1925 г.

Избран действительным членом Академии художеств.

1913 г.

Директор Третьяковской галереи (приложение 1, слайд 11) 1

918-1930 г.

Директор Государственных центральных реставрационных мастерских.

С 1925 года основной для него стала работа в реставрационных мастерских, ради которой он отказался от директорства в Третьяковской галерее, от работы в музейном отделе и от преподавания в Московском университете. Планомерное раскрытие древнейших памятников русской и византийской живописи, сохранившихся в церквях и монастырях, стало самой крупной работой реставраторов в это время.

1921-1946

Профессор Московского государственного университета. С 1937 года был назначен директором.

1928 г.

Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

"Искусство, искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня - почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни", так писал в последние годы своей жизни выдающийся деятель искусства И.Э.Грабарь.

После кончины 16 мая 1960 года был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (приложение 1, слайд 12).

Человек жив, пока о нём помнят (приложение 1, слайд 13).

Подведение итогов мероприятия (приложение 1, слайд 14).

  1. Какие профессии освоил И.Э. Грабарь?
  2. Назовите картины И.Э. Грабаря, которые вы запомнили?
  3. С какими новыми словами вы познакомились? Объясните их значение.
  4. Когда и где родился русский художник И. Э Грабарь?
  5. Какая из картин И.Э. Грабаря вам больше всего понравилась и почему?