Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Цель обучающая:
доказать теорему о площади трапеции разными способами, отрабатывать применение данной формулы при решении задач различного уровня сложности.
Цель воспитательная:
воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу, активность на уроке.
Цель развивающая:
развивать логическое мышление, интерес к предмету, умение работать в группах.
Цель методическая:
Показать применение методов дифференцированной работы при проверке домашнего задания.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, учебники, чертежные принадлежности.
Ход урока
- Организационный момент. (Приложение 1).
Актуализация знаний учащихся.
- Дать определение трапеции.
Трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны. - Виды трапеций: прямоугольная(Рисунок1), равнобедренная (Рисунок2).
Свойства площадей.
- Равные многоугольники имеют равные площади.
- Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.
- Формулы площади прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника, треугольника, параллелограмма.
S=ab (Рисунок3),
S=a2 (Рисунок4),
S=1/2 ab (Рисунок5),
S=1/2 ah (Рисунок6),
S=ah (Рисунок7).
Проверка домашнего задания:
Уровень А | Уровень Б | Уровень В | |
---|---|---|---|
1. | 4 см и 10 см | h=5 см, а=15 см, b=25 см | 22 см2 |
2. | 24 см2 | 32 см2 | 81 см2 |
Уровень А1
- Дано:
АВСD-трапеция (Рисунок8)
AD-ВС=6 см
h=8 см; Sтрап.=56 см2
Найти: ВС и АD
Решение:
Пусть ВС=х, тогда АD=6+х
Sтрап.=((х+6+х):2)*8
(х+3)*8=56
x=4
ВС=4см; АD=10 см
Ответ: 4 см; 10 см. - Дано:
АВСD - прямоугольная трапеция (Рисунок9)
ABCH - квадрат
Sкв=16 см2
<BCD=135°
Sтрапеции-?
Решение:
ВС=4 (по усл.Sкв=16)
CHD - прямоугольный треугольник
<D=<1=45°, значит CH=HD=4,
Значит h=4; AD=8
Sтрап=4*((4+8):2)
Sтрап=24 см2
Ответ: 24.
Уровень Б1.
- Дано:
Sтрап=100 см2 (Рисунок10)
Высота в 3 раза меньше одного из оснований и в 5 раз меньше другого
Найти: BH, BC, AD
Решение:
Пусть BH=х см, ВС=3х см, AD=5х см
((3х+5х):2)*x=100
х2=25
х=5
х=-5
x>0, значит BH=5 cм; AD=25 см, BC=15 см
Ответ: 5 см, 25 см, 15 см. - Дано:
ABCD - равнобедренная трапеция (Рисунок11)
<A=45°, ВС=BH
AD=12 см
Найти: Sтрап
Решение:
Д.п. BH перпендикулярно AD, CK перпендикулярно AD.
Пусть ВС=BH=х, тогда HK=AH=KD=х, т.к.треугольник ABH-прямоугольный,
значит 3х=12
х=4
Sтрап=(4+12):2*4
Sтрап=32см2
Ответ: 32 см2.
Уровень В1.
- Дано: ABCD - равнобед. nрапеция (Рисунок13)
<A=30°
BC+AD=22 cм
Р=30 см
Найти:Sтрап
Решение:
AB+CD=30-22=8 см
AB=CD=4 см
Д.п. BH перпендикулярно AD, CK перпендикулярно AD
Треугольник ABH - прямоугольный
BH=АВ:2=2 см(по св-ву прямоугольного треугольника)
Sтрап=22*2:2=22 см2
Ответ: 22см2 - Дано:
ABCD - равнобедр. трапеция (Рисунок12)
АС перпендикулярно BD
BC+AD=18 cм
Найти:Sтрап
Решение:
Пусть BC=х, тогда AD=18-х
Треугольник BOC-прямоугольный, равнобедренный
Значит <4=<2=<1=<3=45°
Треугольник BOH-прямоугольный, р/б
Значит BH=HO=х:2
Треугольник AOK-прямоугольный, р/б, значит AH=KO=(18-х):2
HK=HO+KO=9 см
Sтрап=9*9; Sтрап=81 см2
Ответ: 81 см2.
Различные способы доказательства теоремы о площади трапеции:
Sтрап=
I способ.(Рисунок16)
Док-во:
S=S1+S2+S3 (по 2-у свойству площадей)
S1=ah
S2=1/2ch; S3=1/2h*(b-c-a)
S3=1/2hb-1/2hc-1/2ah
S1+S2+S3=ah+1/2ch+1/2hb-1/2ch-1/2ah=1/2ah+1/2bh=1/2h(a+b), ч.т.д.
II способ.(Рисунок14)
Док – во:
- Достроим трапецию до параллелограмма.
- Sтрап=Sпар–Sтр
Sпаp=bh
Sтр=1/2h*(b–a)=1/2bh-1/2ah
Sпар–Sтр=bh-1/2bh+1/2ah=1/2bh+1/2ah=1/2h(a+b), ч.т.д.
Решение задач.
- В трапеции ABCD (Рисунок15) BC и AD – основания. BC:AD=3:4. Площадь трапеции 70 см2. Найдите площадь треугольника ABC.
Решение:
- Sтрап=7xh/2=70
xh=20 - SACD=4xh/2
2xh=2*20
SACD=40 - SABC=70–40
SABC=30 (см2)
- Sтрап=7xh/2=70
- Высота больше меньшего основания на 6 см, разность оснований 12 см. Найти основания трапеции, если ее площадь 64 см2 (Рисунок17).
Решение:
Пусть BC=x; тогда BH=(6+x) см
AD=(12+x) см
Sтрап=
(x+6)2=64
x+6=8 или x+6=-8
x=2 или x=-14, x>0
BC=2 см
AD=14 см
Ответ: 2 см, 14 см.
Рефлексия деятельности на уроке.
Что нового узнали, самооценка учениками собственной деятельности.
Д/з: А.П.Ершова стр.142-143, задачи уровня А2, Б2, В2.
Интересные факты:история трапеции.
«Трапеция» - слово греческое, означавшее в древности «столик» (по-гречески, «трапедзион» - столик, обеденный стол). В начале термин «трапеция» применяется не в современном, в другом смысле - любой четырехугольник. Трапеция в нашем смысле слова встречается впервые у древнегреческого математика Пасидона. В средние века трапецией называли, по Евклиду, любой четырехугольник (кроме трапеции), лишь в XVIII веке слово приобретает современный смысл.
Созвездие-трапеция.
Четыре яркие звезды созвездия α, β, γ и δ располагаются в вершинах трапеции – туловища льва. А голову льва образуют звезды, располагающиеся в виде серпа. Поэтому этот астеризм и называется «серп».
Итог урока: подведение итогов, выставление оценок.
Литература:
- Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадюмцев и др.- 5-е изд. - М.: Просвешение, 1995.- 335 с.
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Илекса, - 2007,- 208 с.
- Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2001.- 271 с.
- Шарыгин И.Ф. 2200 задач по геометрии. – М. Дрофа, 1999г.
- Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 кл.: Просвещение, 2005.- 384 с.