Цель: обеспечить успешное протекание процесса адаптации.
Участники проекта: дети, родители, специалисты ДОУ
Прогнозируемый результат:
- Благоприятное прохождение периода адаптации у детей;
- Медицинское сопровождение процесса адаптации;
- Психологический комфорт детей в период адаптации;
- Наличие сопроводительных процесс адаптации документов;
- Преобразование предметно-развивающей среды;
- Консультационный материал для педагогов и родителей.
Механизм оценки проекта:
- Результаты медицинского обследования воспитанников;
- Психологический мониторинг детей;
- Анкетирование родителей и педагогов;
Наблюдения за детьми.
- Направления деятельности специалистов ДОУ.
- По организации успешной адаптации детей к условиям детского сада.
Содержание |
Службы ДОУ |
Взаимодействие с детьми |
|
Знакомство с ребенком на основе
документов (анамнез, диспансерный лист); Антропометрия в первый и последний день адаптации; Обследование врачом- педиатром; Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (термометрия, кожные покровы, зев, стул); Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье). |
Медицинская |
Обследование восприятия,
интеллектуального и эмоционального развития,
протекание адаптации; Коррекционные мероприятия для облегчения адаптационного синдрома; Снятие психологического напряжения; Формирование навыков общения; Обыгрывание правил поведения. |
Психологическая |
Поэтапный прием детей в группу,
постепенное увеличение времени пребывания детей
в группе; Индивидуальный подход к каждому ребенку; Нахождение мамы в группе при необходимости; Щадящий режим, планирование учебно-воспитательного процесса; Использование элементов телесной терапии, игровых методов взаимодействия с ребенком; Ведение журнала наблюдения за детьми в период адаптации; организация развивающей среды в группе: -Центр развивающих игр; -Уголок ряженья; -Центр "песок-вода"; -Дидактический стол; -Зона двигательной активности; -Книжный уголок; -Игровые модули; -Игровая "жилая " комната; -Уголок изо; -Театральный уголок. |
Педагогическая |
Взаимодействие с педагогами |
|
Знакомство педагогов с результатами
медицинского обследования; Рекомендации по режиму дня в группе; Совместное отслеживание результатов адаптации. |
Медицинская |
Ознакомление с результатами
обследования детей; Рекомендации по созданию условий для успешной адаптации ребенка на основе прогноза; Оказание помощи в установлении отношений с детьми и их родителями; Ведение сопроводительной документации. |
Психологическая |
Взаимодействие с родителями |
|
Встречи и беседы с родителями (в первую
неделю адаптационного периода ежедневно, а далее
2-3 раза в неделю); Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных; Беседа с родителями "Режим дня и уход за ребенком"; Сообщение родителям об итогах адаптации и переведение ребенка на общий режим. |
Медицинская |
Знакомство с родителями; Анкетирование родителей на выявление стиля и методов общения с ребенком; Информирование родителей о целях и задачах работы психолога; Знакомство родителей с результатами обследования детей, протеканием адаптации; Консультирование родителей по вопросам адаптации воспитанников. |
Психологическая |
Знакомство с семьей (диагностика
микросоциума, состав семьи, сведения о ребенке); Посещение семьи воспитанников; Ознакомление родителей с системой работы в ДОУ; Ознакомление родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей; Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение; Информационная помощь; Консультативная помощь родителям. |
Педагогическая |
Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе адаптации
Направление деятельности | Специалисты ДОУ |
Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями, формирование у малыша положительных ассоциаций с дошкольным учреждением | Педагог-психолог, воспитатель |
Прогнозирование течения адаптации по результатам проведенного анкетирования, выделение группы "риска", разработка последовательности приема детей и рекомендация для педагогов и родителей | Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатель, медсестра |
Поэтапный прием детей в группу, постоянное увеличение времени пребывания, наблюдение за поведением детей, консультирование родителей | Педагог-психолог, воспитатель |
Мониторинг протекания процесса адаптации, физического и эмоционального состояния детей | Педагог-психолог, воспитатель, медсестра |
Внесение изменений в существующую систему работы | Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель, медсестра |
Консультационная и просветительская деятельность родителей по вопросам адаптации детей | Педагог-психолог, воспитатель, медсестра |
Контроль процесса адаптации старшим воспитателем
Направление | Методика |
Степень адаптации детей к детскому саду | Анализ листов адаптации. Беседа с воспитателями |
Уровень профессионального мастерства воспитателя | Собеседование с воспитателями. Наблюдение за работой воспитателя при ежедневном приеме малышей в детском саду |
Создание предметно-развивающей среды | Оснащение образовательного процесса |
Формы и методы взаимодействия с семьей | Анкетирование родителей |
Наличие и ведение педагогической документации | Проверка документации |