У каждого - свой Бах.
И для каждого - свой Бах.
О Бахе написано много.
Бах интересен всем.
Музыку Баха хорошо чувствуют - или даже понимают - дети. Когда родители учеников музыкальной школы возмущённо спрашивают: - Можно ли говорить детям о смерти? (в связи с изучением музыки Баха), ученики отвечают, как бы поучая родителей, как неразумных детей, что эта музыка не о смерти, а о БЕСсмертии.
Он всю жизнь работал в церкви и прожил в одной стране, никуда из неё не выезжая. Личная жизнь Баха при её внешней обычности окрашивалась в трагические тона, подвергалась стрессам и испытаниям. Трагические уроки этой жизни были получены им ещё в детстве, когда в 10 лет Бах лишился матери, а через год - отца. Рок продолжал преследовать его и во взрослой жизни. Бах похоронил свою первую жену, 11 своих детей (из 19 детей от двух жён), один из сыновей был душевнобольным.
Для Баха - композитора, исполнителя и человека - музыка была, безусловно, счастливым прибежищем. В ней он находил душевное успокоение.
С 1708 года в его рукописях появляется обращение - "Иисус, помоги". Баху - 23 года. Обращение к богу как высшей правде уже никогда не исчезнет со страниц его рукописей до самой смерти. Бах отдаётся этому внутреннему голосу без сомнений и колебаний.
То, что музыка Баха сильно действует на человека, известно всем. Но как она действует, не знает, пожалуй, никто. В его музыке ещё много тайн и мистических совпадений. Так, например, Баху конечно было известно, какую роль играют в Библии числа.
"Три" - символ Святой Троицы.Это число и числительные от него упоминаются в Библии 212 раз!
"Шесть" - за шесть дней Бог сотворил мир.
"Семь" - символ Святой Троицы и Творения, а также Святого Духа.
"Десять" - символическое число десяти заповедей.
"Двенадцать" - число апостолов.
Примеры использования этих чисел у Баха хорошо известны. Подробнее о некоторых из них.
"Три". Это число играло важную роль при выборе тональности и разработке формы произведения, которому суждено было олицетворять отношение Баха к Святой Троице. Самое яркое воплощение идеи троичности существует в опубликованных самим Бахом "Клавирных упражнениях".В третьей части этого собрания он помещает 21 хорал (21 = 3 х 7, то есть "Свят, свят, свят!") на вероисповедальныетексты, заимствованные из "Катехизиса" Лютера и расположенные в том же порядке.Причём три хорала посвящены непосредственно Святой Троице ("Kyrie, GottVater", "Kyrie, GottSohn", "Kyrie, GottheiligerGeist").Следующая далее фуга, завершающая это собрание, - т р о й н а я, то есть написана на три темы, да к тому же трёхчастная.И тональность для неё выбрана не случайная, а ми-бемоль мажор - с тремя бемолями! Разве может это быть случайным совпадением? Если это простое совпадение, то как объяснить наличие почти всех тех же особенностей в пьесе в той же тональности ми-бемоль мажор (именно с тремя бемолями!) в I томе "Хорошо темперированного клавира"? Правда здесь в трёхчастной форме написана не фуга, а прелюдия.
Из трёх разделов состоит другой баховский цикл в той же тональности - "Прелюдия, фуга и Allеgro", причём на сей раз средняя часть цикла - Фуга - в трёхчастной форме.Мелодический рисунок этой прелюдии, одной из самых романтичных у Баха-как след взмахов крыла ангела.
"Шесть". Во времена Баха было традицией группировать произведения одного жанра в циклы по шесть. Именно такое число "Библейских сонат" И. Кунау, партит И. Кригера, органных фуг Генделя, "Вюртембергских" и "Прусских" сонат Карла Филиппа Эмануэля Баха. Делалось это по двум соображениям.Во-первых, 6 - совершенное число (numerusperfectus), поскольку оно является суммой первых трех натуральных чисел (1 + 2 + 3 = 6), а пропорции этих чисел выражают музыкальные консонансы (1:2 - октава, 2:3 - квинта).Во-вторых, сила библейского значения этого числа. Творческое наследие И. С. Баха - один из ярких примеров такой трактовки числа "6". Вспомним его шесть Французских и шесть Английских сюит, такое же количество виолончельных сюит, Бранденбургских концертов, скрипичных сонат с клавесином и произведений для скрипки соло (3 сонаты и 3 партиты). А его шесть партит для клавесина были опубликованы им самим как "орus I", вспомним, что одно из значений латинского слова "opus" - "творение".
Неужели И.С. Бах производил математические расчёты? Не осталось никаких доказательств этого. Во-первых, голова, которая сконструировала ХТК и "Искусство фуги", могла производить подобные расчеты в уме. Во-вторых, до нас дошли доказательства интереса Баха к количеству тактов в его произведениях: над последним тактом прелюдии до-мажор из I тома ХТК он пишет номер - 35; цифру 84 (7 х 12) мы находим написанной в № 13 Мессы си-минор - хоре "Patremomnipotentem", она указывает число содержащихся в нём тактов. О чём, как не о числовых структурах, говорят эти собственноручные числовые пометки композитора?
Бах знал о музыкальной особенности своей фамилии и использовал её ещё за десять лет до опубликования Словаря Вальтера: точно так же, как своим фамильным кодом (темой из 14 звуков) он "запирает" цикл партит, он "запечатывает" Английские сюиты (1722 года) жигой, которая в точке золотого сечения содержит мотив В-A-С-H!
На последней странице последней баховской нотной тетради рукой Филиппа Эммануила написано: "При проведении контртемы на имя ВАСН композитор скончался". Бах как бы подписался под книгой своей жизни - жил, любил, страдал, мыслил, творил:
Звучит музыка И.С. Баха.
Я стояла у Иерусалимской стены.
За моей спиной находились окаменевшие Золотые ворота.
Впереди простиралась долина со знаменитым Масличным холмом. Внизу, в долине, на отлогом спуске пас овец араб в белом тюрбане, с кнутом через плечо - как две тысячи лет назад:
Прямо передо мной, вдалеке, медленно и торжественно вели службу степенные и молчаливые раввины.Неожиданно тишину долины заполнило протяжное пение муэдзина из минарета справа, и почти одновременно с ним зазвонили колокола христианского храма - купол его блестел слева.Время всех собрало воедино.
Вдруг я вспомнила, что уже видела этот пейзаж,
И поднималась вверх на Голгофу по горячим камням,
И горели руки и ноги от железных гвоздей,
И я теряла ощущение реальности от муки и нестерпимой боли,
И смотрела помутившимся взглядом на холмы и низкое небо над головой.
С невероятными подробностями Бах рассказал мне об этом задолго до того, как я смогла там побывать. Спасибо Вам, господин Бах.
Список литературы.
- Ливанова Т.Н. "Музыкальная драматургия И.С. Баха и её исторические связи. Симфонизм". М., 1948.
- Любовский Л.З. Маленькая книжечка о Бахе. Техника и философия И.С. Баха. (Заметки композитора). Казань, Хэтер, 2003.
- Любовский Л.З. Смысл фуги в европейском музыкальном мышлении. Казань, Хэтер, 2000.