Цели урока:
Обучающие:
- ознакомить обучающихся с историей орнамента и видами орнамента;
- научить построению орнамента с использованием древних узоров;
- обучить детей технике бисероплетения "полотно";
- научить соблюдению последовательности выполнения задания;
- составлять ленточный орнамент с применением персонального компьютера, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
- отработать навыки работы с графическим редактором "Paint";
- отработать навыки работы с командами "Копирование", "Вырезание", "Вставка".
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер;
- развивать навыки работы на персональном компьютере.
Воспитательные:
- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;
- развивать потребность к творческому труду, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Задачи урока:
- формировать навыки создания орнамента для изделия из бисера;
- научить бисероплетению техникой "полотно";
- формировать навыки работы за компьютером в графической среде Paint;
- научить создавать орнамент с использованием графического редактора "Paint" (на основе полученных теоретических знаний по предмету технология).
Оборудование: рабочая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры, персональные компьютеры, программное обеспечение - графический редактор "Paint", проектор, экран.
Межпредметные связи: ИЗО, геометрия.
Время проведения: 90 минут.
Тип урока: интегрированный.
Этапы урока:
Организационный момент - 2 мин.
Постановка цели урока - 3 мин.
Изучение нового материала: история орнамента, рапорт, ритм, симметрия, техника бисероплетения "полотно" - 15 мин.
Первичное закрепление изученного материала (создание орнамента) - 15 мин.
Работа учителя информатики и ИКТ.
Актуализация знаний (фронтальный опрос) - 7 мин.
Изучение нового материала: работа с цветом в графическом редакторе Paint, копирование элементов (команда правка - копировать), перенос изображения из буфера обмена на экран (команда правка - вставить) - 15 мин.
Закрепление изученного материала - 20 мин.
Целевой обход учителя - 5 мин.
Подведение итогов - 5 мин.
Выдача домашнего задания - 3 мин.
Ход урока
1. Организация урока
Отметка присутствующих и проверка готовности учащихся.
2. Постановка цели урока.
Сообщение темы урока. Постановка задачи урока. (Слайд № 1)
3. Изложение нового материала
Еще в глубокой древности человек использовал комбинации знаков и символов. Он брал их у природы и переносил на камень, дерево, позже - на ткань кожу. Поначалу это были довольно простые узоры, однако в каждом их элементе содержалась информация, понятная человеку. Мы разберем несколько древних элементов:
земля - прямая горизонтальная линия;
вода - горизонтальная волнистая линия;
дождь и гроза - вертикальная волнистая линия;
горы - треугольники;
огонь - крест с "крючочками""
луна и солнце - квадрат, круг, многогранник, ромб;
мать-земля как покровительница - женская фигура.
Со временем знаки узоры стали восприниматься просто как декоративные элементы, так как их истинный смысл отошел на второй план и постепенно забылся.
Сегодня мы познакомимся с такими основными понятиями как орнамент, композиция, ритм и др.
В переводе с латинского языка слово "орнамент" означает "украшать".
Последовательное повторение отдельных элементов узора или их групп образуют орнамент (Слайд № 2). Орнаменты имеют различия по композиции, т. е. соединению различных элементов узора, которое получается при чередовании фигур и рядов из них, располагающихся по вертикали, горизонтали и диагонали (Слайд № 3, 4).
Построение цветовой композиции основано на ритме. (Слайд № 5). Ритм - чередование цветовых пятен: главных и соподчиненных (второстепенных), ярких (насыщенных) и ослабленных (спокойных).
В зависимости от вида композиции орнамент может быть ленточным, сетчатым или центрическим (Слайд № 6).
Ленточный располагается в одну прямую или ломаную полосу, которая может украшать край изделия или середину (Слайд № 7).
Сетчатый орнамент предполагает заполнение узором всей поверхности изделия (Слайд №8).
Центрический (розеточный) орнамент располагается в какой-либо геометрической фигуре, расположенной в центре изделия. (Слайд № 9).
С древних времен орнамент украшал изделия быта и одежду. Ему выделялось самое лучшее место (самое видное): рукава, ворот, украшения. (Слайд № 10)
Используя узоры, вы можете сами составить любой орнамент для бисероплетения (Слайды № 11-14).
При выборе орнамента следует учесть также и предназначение изделия. Например, излишнее разнообразие элементов совсем не украсит классическое платье. А вот для летней блузки оно будет в самый раз. К сожалению, к строгим одеждам в официальном стиле бисер не подойдет. Исключение в этом случае может составлять бисерная косметичка, являющаяся элементом шика.
4. Первичное закрепление изученного материала.
Индивидуальная работа - создание своего узора для составления орнамента с использованием бумаги, цветных карандашей или фломастеров в рабочей тетради.
5. Актуализация знаний по предмету информатика и ИКТ.
Фронтальный опрос: ответы на следующие вопросы (Слайд № 16):
Как запускается базовые приложение в ОС Windows?
Как запустить графический редактор Paint?
Где находятся "Панель инструментов", "Цветовая палитра" графического редактора Paint?
Назовите знакомые кнопки на панели инструментов графического редактора Paint?
Как организуется заливка рабочей области рисунка?
Как нарисовать квадрат и окружность, используя кнопки "прямоугольник" и "эллипс"?
Как изменить масштаб рисунка? Зачем необходимо масштабирование?
6. Изложение нового материала.
Операции с цветом: рассмотрим палитру цветов в нижней части окна программы Paint. Она содержит небольшой набор разных цветов для выбора, а также окно слева с двумя наложенными квадратами, где верхний квадрат соответствует цвету переднего плана, а нижний квадрат определяет фоновый цвет.
Если нужный цвет в палитре отсутствует, следует дважды щелкнуть на любом цвете палитры или выполнить команду Палитра - Изменить палитру.
По этой команде открывается диалоговое окно Изменение палитры, позволяющее сформировать произвольный цвет.
Иногда требуется использовать один из тех цветов, которые уже имеются в рисунке, а точно определить соответствующий цвет палитры трудно. В этом случае применяют инструмент Выбор цветов.
Выбрав этот инструмент, щелкните в определенной точке рисунка, и ее цвет автоматически будет выбран в качестве цвета переднего плана. Щелчок правой кнопкой устанавливает цвет точки изображения в качестве фонового.
Копирование и вставка рисунка или фрагмента рисунка: Повторяющиеся элементы можно увидеть в окружающем нас мире, в геометрических построениях. Листья на деревьях, ягоды, плоды - все это повторения, созданные природой. (Слайды № 17-19). Жилые дома, автомобили, созданные человеком, при всем их многообразии также имеют повторяющиеся элементы. Удобно при создании рисунка создать один элемент, а потом размножить его - копировать. Часто, создавая несколько копий, их редактируют (поворачивают, растягивают или сжимают, меняют размер) и получают новые изображения на основе одного оригинала. Это облегает и ускоряет работу над рисунком.
Для копирования необходимо:
- выделить рисунок, используя кнопки "выделение" или "выделение произвольной области";
- выполнить команду Рисунок - Непрозрачный фон, если нужно, чтобы копировался непрозрачный фрагмент (т.е. рисунок будет всегда на переднем плане, закрывая всё, что будет за ним) - рядом с пунктом Непрозрачный фон появится галочка.
Если необходимо, чтобы фрагмент был прозрачным надо "отбить галочку" рядом с пунктом Непрозрачный фон
- выполнить команду Правка - Копировать (рисунок или фрагмент помещаются в Буфер обмена);
- выполнить команду Правка - Вставить;
- перетащить фрагмент или рисунок на нужное место;
- чтобы снять выделение, установить указатель вне выделенной области и нажать кнопку мыши.
Масштабная сетка: для рисования геометрических фигур, где необходимо соблюдать пропорции, удобно использовать сетку. Чтобы показать сетку нужно:
- выполнить команду Вид - Масштаб - Другой;
- выбрать масштаб любой из предложенных масштабов
- нажать ОК;
- выполнить команду Вид - Масштаб - Показать сетку
Для удаления сетки необходимо восстановить обычный масштаб по команде Вид - Масштаб - Обычный или на палитре инструментов выбрать одинарный - 1х:
(Все действия демонстрируются на проекторе)
8. Закрепление изученного материала.
Перед выполнением задания для закрепления, изученного материала:
Повторение техники безопасности при работе за компьютером (правила посадки, соблюдение расстояний от экрана до учащегося);
Гимнастика для глаз (вращение глазами по и против часовой стрелки, частое моргание, последовательный перевод глаз вверх - вправо - вниз - вправо и наоборот, сильное зажмуривание, и просто расслабление глаз, перевод глаз с дальнего предмета на ближний и наоборот).
Выдача задания для закрепления: создать ленточный орнамент с использованием графического редактора Paint.
При затруднении можно использовать рисунок орнамента, зарисованного в тетради.
9. Целевой обход учителя.
Обход рабочих мест учащихся, контроль правильности приемов выполнения работы и соблюдение техники безопасности, при необходимости индивидуальная консультация.
10. Анализ и оценка урока.
Общий анализ урока: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления, выставить оценки учащимся за урок.
11. Выдача домашнего задания.
По технологии: подобрать бисер для созданного в графическом редакторе Paint орнамента для плетения изделия в технике "полотно".
По информатике и ИКТ:
- смоделировать свой орнамент;
- использовать различные цветовые заливки для орнамента (орнамент один - способы заливки различные);
- сохранить работу на электронном носителе для представления на следующем уроке.
Литература:
- Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. - Волгоград: Учитель,2008.
- Изотова М., Белякова О. Все о бисере и бисероплетении. Бисер для всех. Ростов на Дону: РИПОЛ Классик, 2009.
- Ткаченко Т., Стародуб К. Сказочный мир бисера. Ростов на Дону: Феникс, 2005.