Паспорт проекта “Наш дом Россия”
Реализации проекта приоритетного осуществляется по программе | “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” Князевой О.Л., М.Д. Маханевой, Рекомендованной Министерством образования РФ |
Сроки и этапы реализации проекта | Проект разработан до 2014 года и
предусматривает следующие этапы развития; 1 этап : организационный (2007 -2009 г.)
2 этап: основной (2009-2013 г.г.)
3 этап: итоговый (сентябрь-декабрь 2014 г.)
|
Цель проекта: | создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры. |
Задачи проекта: |
|
Критерии и индикативные показатели: |
|
Ожидаемые результаты реализации проекта: |
|
Разработчик проекта: | Шерко Ольга Леонидовна заместитель заведующей по воспитательно-методической работе МДОУ детского сада “Умка”, тел. 31-22-06 |
Пояснительная записка
В 19-20 веках Россия пережила такие сокрушительные повороты на своем историческом пути, что это привело к значительным утратам в нравственной атмосфере народной жизни. И неудивительно, а совершенно закономерно, что на современном этапе развития нашего общества одним из главных направлений деятельности педагогов является: формирование и развитие патриотического сознания средствами нравственных и эстетических ценностей родной культуры, культуры народов той местности, в которой в данный момент проживает ребенок так как именно традиционная культура в течении тысячелетий отбирала в свое базисное ядро те ценности, что способствовали наиболее успешной жизнедеятельности общества и природы, в лоне которых проходит жизнь человека и только в ней заложены возможности целенаправленно создавать условия для нравственного воспитания детей.
Поэтому:
Цель проекта “Наш дом Россия”: создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.
Задачи проекта:
- формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
- нравственное, эстетическое, физическое воспитание, и интеллектуальное, творческое развитие ребенка с опорой на Целостный календарно-обрядовый комплекс, семейный уклад и народную философию истории.
Кратко рассмотрим духовно-нравственный потенциал каждой из этих систем.
Древнейшим в народной культуре является Целостный календарно-обрядовый комплекс. Важнейшая его функция состоит в том, что он формирует ритмичность и “экологичность”жизни человека в течении года и создает условия для полноценного общения людей наполняет его духовным смыслом , выстраивает необходимое для физического и психического здоровья природосообразное чередование труда и отдыха. Для нравственного развития личности чрезвычайно важно, что народные календарные праздники имеют самый различный эмоциональный характер: скорбный, торжественный, радостный. Традиционный народный календарь обладает высокой эстетической ценностью, представленной в произведениях самых разных видов искусства. Это и народный театр с его естественным соединением художественных средств пластической, изобразительной, вербальной, музыкально-песенной, хореографической образности. Это традиционный костюм, детали и способ ношения которого могут изменяться в зависимости от содержания конкретного календарного праздника. Это и блюда обрядовой кухни, также обладающие высокой степенью художественной выразительности и несущие смысловую нагрузку, неразрывно связанную с духовными и этическими ценностями народа.
Нравственный потенциал обрядов и обычаев традиционного календаря делает его незаменимым в процессе нравственного воспитания. Знакомство с явлениями окружающего мира, с повседневной хозяйственной и праздничной деятельностью людей и жизнью природы в ритме традиционного календаря, с загадками и присловьями о явлениях природы, животных, растениях, временах года, со старинными хороводами и игровыми песнями, сказками, играми, отражающими жизнь человека и природы в естественном единстве, как нельзя лучше развивает эмоционально-эстетическую сферу ребенка, его интеллект, речь, волю, воображение. Все это позволяет детям освоить чрезвычайно актуальную для нашего времени глубоко нравственную идею6Каждому человеку необходимо жить в согласии с природой, соблюдать ее естественный ритм, в целях сохранения своего здоровья, здоровья своих близких и здоровья самой природы.
Вторая целостная система народной культуры – это Семейный уклад. Семейные обряды, традиции дают нравственные и эстетические ориентиры для осознания красоты, ритмичности, целесообразности круга индивидуальной человеческой жизни, связанной крепкими узами с жизнью родных и близких. Внешний образ традиционного жилища, культура его внутреннего убранства бытовой утвари отражают народные представления о иерархии членов семьи и о месте каждого из них в общем семейном строе. Глубоко символичны изменения в традиционном костюме, отражающие духовный и социальный статус, характерный для каждого возрастного периода в жизни человека. Традиционные обряды и обычаи переходных жизненных этапов, связанные с рождением, свадьбой и кончиной человека, культура пестования во младенчестве и воспитания в отрочестве, народная школа становления человека в пору девичества и юношества со всем художественным многообразием традиционной игровой культуры с младенчества последовательно развивали человека физически, психически, интеллектуально, эмоционально– эстетически и нравственно. Жизненную устойчивость, спокойствие, мудрость представляли народные традиции межличностного общения в зрелые годы и в старости, укореняя в семье бытовое музицирование разного типа и сказительное искусство в сочетании с трудовой деятельностью. Все перечисленные области народного творчества обладают высокой эмоционально-эстетической и этической ценностью, выраженной многообразными средствами, формами, видами, жанрами народной художественной культуры.
Трудно переоценить значение нравственного потенциала духовных ценностей Традиционного семейного уклада, запечатленного в материальной культуре старинного дома, в системе психологически выверенных взаимоотношений членов многопоколенной семьи, обрядов и обычаев, которые в старину сопровождали человека от его рождения до кончины. Широкое использование в работе с детьми оправдавших себя средств народной педагогики, школы народного пестования младенцев, домашнего воспитания в раннем детстве, традиций детской игровой культуры с ее четким кодексом чести и справедливости, ловкости, выносливости, настойчивости, наблюдательности и т.д. позволяет формировать осознанное принятие культурных норм социального поведения и целенаправленное стремление к здоровому в физическом и нравственном смысле образу жизни. Все это обеспечивает ребенку возможность построения в бедующем программы жизненного поведения в стандартных ситуациях на стабильной основе усвоения базовых ценностей (дом, семья, материнство, отцовство, детство, молодость, трудолюбие и взаимопомощь как основа семейной жизни).
Третья целостная система народной культуры Народная философия истории, позволяет каждому индивидууму самоотождествлять себя с определенным народом, всецело разделяя его базовые этические и эстетические ценности и получая благодаря этому устойчивое жизненное основание. Народная философия истории также выступает в высокохудожественной форме, имеющей поистине гражданское, патриотическое звучание. Это произведения народного эпоса, народные предания, сказания, легенды. Знакомство с эпосом с системой образов народных героев, воплощающих черты национального характера, с жизненной философией народа, представленной в традиционной структуре художественных ремесел и хозяйственных промыслов позволяет детям зримо представить себе исторический путь народов России.
Считаем, что процесс нравственно-патриотического воспитания будет более эффективным, если выстроить его в соответствии со следующими принципами:
– принцип культуросообразности в воспитании предполагает, что воспитание будет основываться на общечеловеческих ценностях культуры;
– принцип приоритетности регионального наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому;
– принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, то есть создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций позволяющих сосредоточить внимание ребенка на объекте познания, собственном действии, поступке, через сопереживание и прогнозирование развития ситуации,
при последовательном выполнении таких условий как:
– непосредственное участие в названном процессе взрослых и детей (мы не просто смотрим концертное исполнение календарных и семейных обрядов, мы все вместе участвуем в игровом исполнении обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте предков);
– продвижение от опыта к знанию; (мы не объясняем детям как раньше колядовали, дети понимают это участвуя в ритме жизни всего детского сада)
И последнее условие – это усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и родителями и сотрудниками детского сада.
Реализация проекта “Наш дом Россия” в различных формах работы с детьми и родителями.
Возрастная группа | Форма работы с детьми | Ответственный |
вторая младшая | 1. Занятия факультатива “Истоки” | Воспитатели |
2.Посещение выездных спектаклей театральных творческих коллектив. | ||
3. Посещение экспозиционных выставок в музейном центре “Наш дом Россия” | ||
средняя группа
|
1.Занятия факультатива “Истоки” | Воспитатели
|
2.Посещение выездных спектаклей театральных творческих коллектив. | ||
3. Посещение экспозиционных выставок в музейном центре “Наш дом Россия” | ||
4.Выставки совместных творческих работ
(дети-взрослые) “Глиняная игрушка”, “Ах матрешка”, “русские народные сказки |
||
старшая группа | 1.Занятия факультатива “Истоки” | Воспитатели |
2.Календарно-обрядовые праздники | Музыкальные руководители, Инструктор ФИЗО | |
3. Посещение экспозиционных выставок в музейном центре “Наш дом Россия” | Воспитатели | |
4.Посещение выставок в музейном ресурсном центре г. Ноябрьска | Воспитатели, родители | |
5.Посещение выездных спектаклей театральных творческих коллектив: Петербурга, Нижневартовска, Ишима, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. | Воспитатели | |
6.Выставки совместных творческих работ
(дети-взрослые) “Глиняная игрушка”, “Ах матрешка”, “русские народные сказки |
Воспитатели | |
Подготовительная к школе группа | 1.Занятие факультатива “Истоки” | Воспитатели |
2.Календарно-обрядовые праздники | Муз.рук., инстр. ФИЗО | |
3.Посещение экспозиций народного быта в музейном центре “Наш дом Россия” | Воспитатели группы | |
4.Посещение выставок в музейном ресурсном центре г. Ноябрьска | Воспитатели, родители | |
5.Посещение выездных спектаклей театральных творческих коллектив | Воспитатели | |
6.Выставки совместных творческих работ
(дети-взрослые) “Глиняная игрушка”, “Ах матрешка”, “русские народные сказки |
Воспитатели | |
7. Посещение занятий интерактивного клуба “Дом сказки” | Сотрудники библиотеки | |
Формы работы с родителями | ||
Клуб “Истоки” | Муз.руков. | |
Выставки совместных творческих работ (дети-взрослые) | Воспитатели | |
Участие в подготовке и проведении календарных народных праздников в детском саду | Воспитатели | |
Участие в обогащении развивающей среды в группах (уголков “Наша Родина”, центров изодеятельности, музыкально-театрализованной деятельности, уголков “Умных книг играми, театрами, грамзаписями, книгами, альбомами и т.д.) | Воспитатели | |
Совместное посещение с детьми экспозиций народного быта в музейном центре “Наш дом Россия” | Воспитатели |
Содержание образования по приоритетному направлению воспитания дошкольников
С целью: нравственно-патриотического воспитания детей в МДОУ организована работа факультатива “Истоки”. Программа факультатив “Истоки”, является отдельным курсом изучения народной культуры и ориентирована на использование Программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой Приобщение детей к истокам русской народной культуры Проекта внедрения в образовательный процесс национально – регионального компонента: “Метелица”, разработанного городской творческой группой г. Ноябрьска.
Занятия для детей младшего и среднего возраста проводятся один раз в две недели продолжительностью 15-20 минут, для детей старших и подготовительных групп один раз в неделю. Продолжительностью 25-30 минут.
Занятия факультатива проводятся интегрированной форме, включают в себя познавательную, музыкальную и изобразительную деятельности. Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным пониманию, но и вызывает большой интерес у ребенка и способствует развитию творческих способностей детей. Выбор народных культур для ознакомления дошкольников продиктован наличием большего количества детей данной национальности в детском саду.
Рабочая программа для второй младшей группы состоит из блоков:
- русский фольклор (сказки, потешки);
- русские народные промыслы (дымковский, филимоновский);
- быт русского народа (устройство русской избы).
Программа для средней группы кроме этих трех блоков включает еще один:
4. русский народный костюм (сарафанный комплекс).
Программа для старшей группы представлена теми же блоками, что и в средней группе но наряду с русской народной культурой в этом возрасте дети знакомятся так же и с хантыйской.
Программа для старшей группы представлена следующими блоками:
- народные праздники (русские: “Капустница”, “Рождество”, “Масленица”, “Сороки”, “Деревенские посиделки”, хантыйский– Праздник Севера);
- народные игры (включает русские народные и хантыйские “Олени и пастух”, “Ловля оленей”, “Ручейки озера” и т.д.);
- народные промыслы (русские: дымковский, филимоновский, хохломской, хантыйский –вышивка бисером, резьба по кости);
- национальный костюм (русский Тверской, Орловской, Тамбовской губернии и хантыйский –мужской и женский).
В подготовительной группе работа с дошкольниками строится в той же последовательности, что и в старшей, но увеличивается объем информации, предлагаемой детям. В этом возрасте дошкольникам даются знания не только о культуре русского народа и народов Севера, но так же о культуре татарского и украинского народов.
1-й блок – народные праздники (русские, хантыйские те же , что и в старшей группе, впервые знакомим с татарским праздником “Сабантуй”, украинским – “Масленица”);
2-й блок – народные игры (русские и хантыйские народные игры и знакомим с татарскими– “Продаем горшки”, “Серый волк”, “Скок-перескок”, “Займи место” украинские-“Высокий дуб”, “Печки”, “Хлебцы” и т. д.).
3-й блок – народные промыслы (представлен те ми же хантыйскими и русскими промыслами , что и в старшей группе и к ним добавляются Гжельский, Семеновский, Павловско-посадский, и в первые знакомим с украинскими промыслами – львовской и киевской вышивкой, ткачеством, опошнинской свистулькой и керамической посудой, татарский народный промысел представлен –чеканкой, ковроткачеством);
4-й блок – национальный костюм (русский мужской костюм, женский сарафанный и поневный комплекс, хантыйский, украинский и татарский народные костюмы).
В качестве основного средства воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.
Мы предполагаем, что при таком подходе к процессу нравственно-патриотического воспитания, когда народная культура является естественной точкой отсчета и расширение круга познания детей, будет способствовать формированию их характера, интересов, нравственности и патриотизма, что дети будут чувствовать психологическую защищенность в мире взрослых, и свое существование в инокультурной среде воспринимать как комфортное.
Программно-методическое обеспечение процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2 е издательство, переработано и дополнено – СПб: Детство – Пресс 2008г.
- Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценариев календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, 3-е изд. Переработанное и дополненное – СПб: “Детство – Пресс”, 2008. Рекомендована Мин. образования РФ
- “С чего начинается Родина?” (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.
- Л.В.Кокуева “Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа”: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005г.