Конспект занятия по обучению правилам дорожного движения детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


1-йэтап. “Письмо работников музея”.

Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей о правилах уличного движения.
  2. Расширить знания детей о видах транспорта.
  3. Закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначении.
  4. Развивать логическое мышление детей.
  5. Воспитывать у детей культуру поведения на улице и в транспорте.
  6. Расширить активный словарный запас словами: одностороннее, двустороннее, перекресток, специализированный.

Материал: конверт с письмом, аудиокассета, картина “Улица города”, дидактическая игра “Что лишнее”, картинки по теме поведения в общественном транспорте; маленькие конверты, в котором лежат разрезные дорожные знаки.

Предшествующая работа:

Познавательное занятие по теме: “Знакомство детей с понятием музей, с видами музея”, чтение художественных произведений по правилам дорожного движения, собирание картин из шести-восьми частей.

Ход занятия

(Стук в дверь. В группу заходит почтальон.)

Почтальон. Здравствуйте, ребята! Это подготовительная группа? (Да)

Почтальон. Я принес вам письмо, распишитесь, пожалуйста здесь. (Воспитатель подходит к почтальону, расписывается, берет письмо. Почтальон прощается и уходит.)

Воспитатель. Ребята, кто принес нам письмо? (Почтальон)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какое письмо он принес? (Ответы детей, если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы.)

Воспитатель. Правильно, ребята! Такие письма называются заказные, их передают лично в руки адресату.

Воспитатель. От кого же это письмо? Вы не знаете? (Показывает детям конверт, а на конверте эмблема музея, с которой они были знакомы на одном из занятий по познавательному развитию. Дети должны догадаться, что письмо от работников музея.)

Воспитатель. Верно, ребята, письмо должно быть от работников музея. Откроем и посмотрим? (Воспитатель достает из конверта письмо, маленькие конверты и аудиокассету.)

Воспитатель читает письмо.

Дорогие ребята! Пишут вам работники Краеведческого музея города Канаша. Мы получили ваше письмо и очень рады, что вы интересуетесь историей вашего села, нашего края. И мы конечно же решили вас пригласить в наш Краеведческий музей. Но, ребята, как вы знаете, музей находится далеко от вас, в городе Канаше. А по улицам города движется много разных машин, ходят много людей. Нам бы не хотелось, чтобы с вами случилось беды, когда вы приедете к нам в город. И нам хочется узнать, умеете ли вы вести себя на улице, в транспорте, знаете ли вы правила дорожного движения? Мы решили послать вам задания и хотели бы узнать, сможете ли вы их выполнить? А задания находятся в конвертах. А чтобы мы узнали, как вы выполняете наши задания, просим записать все на аудиокассету, которую тоже вам высылаем.До свидания, ждем от вас ответа.

Воспитатель. Ну вот, ребята, перед нами стоит большая работа, я надеюсь, мы с вами справимся. (Ответы детей)

Воспитатель. Что мы знаем, что умеем, запишем на кассету и обязательно пошлем работникам музея. Вы согласны со мной ? (Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, так как мы будем записывать все на кассету, надо будет всем быть внимательными, отвечать четко, полными предложениями, не перебивать друг друга. Договорились? (Ответы детей. Воспитатель ставит кассету на запись.)

Воспитатель. Вот первое задание.

1-е задание. Воспитатель вынимает из первого конверта картину “Улица города” и выставляет на рассматривание.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что хотели работники музея узнать, высылая нам эту картину? Что мы можем сказать про эту картину? Проводится беседа по картине. Дети рассказывают на какие части делится улица (проезжая часть, тротуар, обочины, мостовая); как называется место, где пересекается улица (перекресток); какое бывает движение на улице (одностороннее, двустороннее); как называют людей, идущих по улице (пешеходы); как пешеходы должны вести себя на улице (идти спокойно, идти только по тротуару, по правой его стороне); где должны переходить улицу (по пешеходному переходу); какой транспорт ездит по улицам города (грузовой, легковой, пассажирский, специальный); какие правила должны соблюдать пешеходы и водители (правила дорожного движения); какие знаки им в этом помогают (дорожные знаки).

Воспитатель. Молодцы, ребята, с первым заданием мы справились. А теперь посмотрим что во втором конверте.

2-е задание. Воспитатель из конверта достает карточки для дидактической игры “Что лишнее?”.

Воспитатель просит детей встать в круг и дети берут по одной карточке.

Воспитатель. Что вы видите на карточках? (Транспорт)

Дети должны догадаться, какой транспорт лишний у них на карточке. Каждый ребенок по очереди показывает карточки и обосновывает свой ответ.

3-е задание. Воспитатель из конверта достает картинки.

Детям показывают картинки по теме “Поведение в общественном транспорте”. Для выполнения этого задания дети садятся на стульчики. Картинки вывешиваются на доску. Проводится небольшая беседа о том, как надо вести себя в общественном транспорте.

Воспитатель. И с этим заданием мы с вами справились. И осталось у нас последнее четвертое задание.

4-е задание. Воспитатель достает из конверта несколько маленьких конвертиков, в которых лежат разрезные знаки и показывает детям.

Воспитатель. Ребята, что это за части, для чего они? (дети должны догадаться, что их надо складывать чтобы посмотреть, что получится из этих частей. Воспитатель приглашает детей сесть за столы, раздает каждому по конвертику)

Дети открывают конвертики и складывают свои знаки.

Воспитатель. Что у вас получилось из этих частей? (Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы, ребята, а вы можете рассказать про свои знаки? Как он называется, какое имеет значение этот знак (Каждый ребенок рассказывает, что он знает про этот знак)

Воспитатель. Ну вот, ребята, все задания мы выполнили, записали на кассету (воспитатель вынимает кассету), а прежде чем отправить кассету в музей, мы ее еще раз прослушаем после прогулки. нам надо убедиться, все ли записалось на кассету, понятны ли ваши ответы. а потом я отправлю ее по почте. Договорились? (Ответы детей) А теперь пора собираться на прогулку.

2-ой этап. Тема “Дорожные знаки”

Программное содержание:

  1. Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
  2. Расширить знания детей о дорожных знаках и их назначении.
  3. Развивать умение правильно передавать в рисунке форму, цвет, размер предмета.
  4. Воспитывать культуру поведения на улице и умение отзываться на помощь.
  5. Активизировать в речи слова: предписывающие, предупреждающие, указательно-информационные.

Материал: конверт с письмом, дорожные знаки, альбомные листы, акварельные краски, кисточки, стаканы с водой, подставки для кисточек, салфетки.

Предшествующая работа:

Познавательное занятие “Письмо от работников музея”.

Ход занятия

Дети играют в игровом уголке. Помощник воспитателя вносит письмо в группу и передает воспитателю.

Воспитатель. Ребята, мы получили письмо, от кого же оно? (Показывает конверт детям, где на конверте эмблема музея.)

Дети. От работников краеведческого музея.

Воспитатель. Правильно, это письмо от работников музея. (Открывают письмо и воспитатель читает его).

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут к вам, как вы уже догадались, работники краеведческого музея. Мы получили аудиокассету, где записаны ответы на наши задания и решили сразу же ответить. Мы очень рады, что вы так быстро и правильно справились с нашими заданиями, что вы хорошо знаете правила дорожного движения, знаете как себя вести на улице и в транспорте, знакомы с дорожными знаками. Мы с нетерпением ждем вас в нашем музее. Ребята, к нам должны приехать еще дети из другого детского сада. Мы им тоже отправили задания, но они не знают, как выглядят дорожные знаки. Не смогли бы вы им помочь? Если сможете, то нарисуйте им дорожные знаки и пошлите им по этому адресу: Канашский район, деревня Задние Яндауши, детский сад “Солнышко”. До свидания.

Воспитатель. Вот видите, ребята, наши ответы на задания, которые прислали работники музея, понравились им, и они нас приглашают к себе в гости. Как будет возможность, мы с вами обязательно поедем в краеведческий музей.

Воспитатель. А теперь, ребята поможем детям из другого детского сада? (Ответы детей)

Воспитатель. Тогда подойдите, пожалуйста, к столу (на столе разложены дорожные знаки). Что вы видите на столе?

Дети. Дорожные знаки.

Воспитатель. Как вы думаете, зачем нужно так много знаков? (Ответы детей)

Воспитатель. Да, дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего не надо делать.

Воспитатель. А для какого предназначены эти знаки?

Дети. Для водителей и пешеходов.

Воспитатель. Правильно, ребята. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Они нужны для того, чтобы улица могла “разговаривать” с водителями и пешеходами понятным им языком.

Воспитатель. А теперь, ребята, берите все по одному знаку и разбейтесь на команды так, чтобы в одной команде оказались знаки для водителей, а в другой для пешеходов. (Когда дети разделятся на две команды, воспитатель просит рассказать о том, что они знают про этот знак, если дети допускают ошибку, воспитатель правильно направляет их.)

Воспитатель. Молодцы. ребята. Вот мы и узнали, что дорожные знаки бывают для водителей и пешеходов.

– Ребята, как вы думаете, чем еще отличаются эти знаки?

Дети. По форме, цвету, размеру.

Воспитатель. А как вы думаете, можно еще как-то по другому разделиться на команды?

Дети. Можно.

(Воспитатель направляет детей так , чтобы они разделились на команды по назначению дорожных знаков и вспоминают названия их групп: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, знаки особых предписаний (указательно-информационные), знаки сервиса).

Воспитатель. Ну молодцы, ребята. Вот мы сегодня и побольше познакомились с дорожными знаками. (Дети вместе с воспитателем еще раз проговаривают, что знаки бывают для водителей и пешеходов и что знаки делятся на группы.)

Воспитатель. А теперь, что еще осталось нам сделать? (ответы детей).

– Правильно, мы должны нарисовать знаки и послать детям из другого детского сада. Но, ребята, нам нужно рисовать так, чтобы рисунки у нас не повторялись, чтобы было много разных знаков. (Воспитатель обговаривает с детьми, кто какой знак хочет нарисовать, стараясь, чтобы дети выбрали побольше разных знаков. Дети рисуют по одному знаку).

Воспитатель. (после того , как дети нарисуют) – Молодцы, ребята, когда рисунки высохнут, мы их сложим в конверт и отправим нашим новым друзьям. А теперь пора собираться на прогулку.