Программное содержание:
- Расширять представления детей о растениях (садовых, комнатных, дикорастущих) занесенных в Красную книгу.
- Закреплять знания детей о профессиях, связанных с выращиванием и уходом за растениями, показывать результаты труда и их общественную значимость.
- Активизировать словарь по теме “Цветы”, развивать связную речь.
- Развивать внимание, мышление, умение классифицировать и обобщать.
- Уметь рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
Оборудование: конверты с заданиями, карточки с цветами, сборник стихов о цветах.
Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях и животных, находящихся на грани исчезновения; экскурсия в лес, библиотеку, Краеведческий музей.
Ход занятия
Перед началом занятия воспитатель и дети обращают внимание на вопросительный знак, который появился в книжном уголке. Подходят к столу и видят картинки с разнообразными цветами.
Воспитатель. Ничего не понимаю, откуда у нас эти картинки. И что же нам с ними делать?
(Рассуждения детей)
Дети. Это цветы, их необходимо разложить.
(Если дети затрудняются, то воспитатель задает наводящие вопросы: Какие цветы нарисованы? Что с ними необходимо сделать?)
Воспитатель и дети приходят к выводу, что цветы надо сгруппировать.
(Рассуждения детей о том, на какие группы надо поделить цветы)
Дети. Комнатные, садовые, дикорастущие.
Воспитатель. Молодцы ребята! Правильно! А почему решили разделить именно так?
(Предлагает детям объяснить свой выбор)
Дети. Мы их разделили на группы, потому что они отличаются тем, что растут в разных местах;
Воспитатель. Правильно вы заметили.
(По ходу работы дети обращают внимание на знакомые карточки с красной каймой, потому что знают, что эти карточки свидетельствуют о том, что данные цветы занесены в Красную книгу).
Воспитатель. Верно ребята! А вы знаете, почему карточки именно с каймой красного цвета?
Дети. Да! Красный цвет – сигнал тревоги, опасности!
Воспитатель. Почему растения и животные заносят в Красную книгу, вы знаете?
Дети. (Рассуждения детей)
– Потому, что их мало осталось.
– Многие виды совсем исчезли.
Воспитатель. Молодцы! Быстро справились с заданием.
Ребята, но если мы оставим карточки так же, то они опять перепутаются. Что же делать?
(Дети. предлагают свои варианты решения:
– сделать книжки
– приклеить на альбомные листы)
Воспитатель. Верно, правильно думаете, только не на листы, а наклеим каждую группу цветов в свой альбом.
Сколько альбомов придется нам сделать?
Дети. Четыре:
– для комнатных растений;
– для садовых;
– для дикорастущих;
– для цветов занесенных в Красную книгу.
(Работа с карточками: дети выбирают цветы и приклеивают каждую группу в свой альбом)
Воспитатель. Молодцы, как быстро мы с вами справились с заданием!
А теперь поставим их на полку в уголке природы.
(Ставят альбомы и находят там же два конверта, на которых так же нарисован большой знак вопроса, рассматривают их).
Воспитатель. Посмотрим, что же в первом из них?
(Открывают конверт, из которого достают карточки с изображенными на них цветами)
– Что бы это значило?
Кажется, я догадалась, а вы?
(Высказывания детей о том, какую игру напоминают им эти карточки)
Воспитатель. Конечно. Это игра “четвертый лишний”. Необходимо найти лишний цветок.
(Детям предлагаются карточки)
1 карт. – астра, хлорофитум, тюльпан, бархатцы
2 карт. – василек, ландыш, ромашка, клевер
3 карт.– алоэ, гладиолус, фикус, сансивьера
Воспитатель. Молодцы! Можно переходить к следующему конверту.
(В конверте записка, в которой говорится, как надо выполнить задание, т.е назвать место положение данного цветка по отношению к другим цветам: например,
– в середине листа находится астра, необходимо назвать какой цветок находится левее, а затем правее от астры;
– цветы в два ряда: назвать цветы первого ряда, затем второго, какой цветок выше и так далее ).
Воспитатель. Какие вы молодцы! Все правильно назвали. Ребята, посмотрите появилась картинка с тремя восклицательными знаками. Как вы думаете, о чем она говорит?
Дети высказывают свои мнения
Воспитатель. Да, верно! Со всеми заданиями мы справились. Посмотрите, что это у нас тут?
(Находят книгу, пытаются ее открыть, но она не открывается)
Воспитатель. Как же нам ее открыть?! Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили!
Дети. О цветах!
Воспитатель. А вы знаете, люди каких профессий занимаются цветами?
(Рассуждения детей: цветовод, садовник, флорист)
Книга открывается на странице со стихотворением:
Я иду по цветущему лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И мне чудятся их голоса.
Они шепчут: “Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли!”
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто нам приготовил эти задания, прислал эту удивительную книгу?
(Рассуждения детей)
Дети. Садовник!
Воспитатель. Правильно, ребята. Что мы должны запомнить?
Дети. Цветы надо беречь! Не рвать зря!
Воспитатель. Молодцы, нужно беречь не только цветы, но и все живые существа, живущие на Земле. Надеюсь из вас выйдут хорошие натуралисты.