1-ый этап. Тема: “Наш новый друг”.
Программное содержание: расширять представления детей об улице, о ее частях (тротуар, проезжая часть, одностороннее движение, двустороннее); познакомить с понятиями “переход”, “перекресток”; активизировать слова: проезжая, переход, перекресток; воспитывать у детей желание приходить на помощь другим.
Ход занятия:
(Дети заняты своими делами. В группу закатывается футбольный мяч, на нем нарисованы глаза, нос, рот, грустное лицо. Дети обращают на него внимание.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пожаловал?
(ответы детей)
Воспитатель. Верно, ребята, к нам пришел мячик, он хочет с вами поздороваться и сказать, что зовут его Тема. (Дети здороваются с ним.)
Воспитатель. А какой это мяч? Мы с вами знаем, что бывают разные мячи, какие?
(ответы детей)
Воспитатель. верно, это футбольный мяч. А есть волейбольный, баскетбольный мяч. Ребята, но наш мяч почему-то очень грустный, весь грязный. Что же случилось с ним? Может, у Темы спросим?
Дети. Давайте, спросим!
Воспитатель. Ребята, Тема говорит, что он живет в большом красивом здании, там очень много окон. Бывает много народу. Все там чем-то занимаются. Кто-то плавает, кто-то бегает, а с ним играют в футбол. Там есть у него другие друзья – мячи. А какие друзья, вы знаете.
Дети. Это волейбольные , баскетбольные мячи.
Воспитатель. Правильно, ребята! Но случилось так, что когда его вынесли на улицу поиграть, то поиграли и забыли про него. Вот мяч и заблудился. И решил Тема обратиться к вам за помощью, чтобы вы помогли Теме попасть домой. Поможем мячику?
Дети. Поможем!
Воспитатель. Что же это за здание, где живет Тема?
(ответы детей)
Воспитатель. Да, ребята, Тема сказал, что это очень большое, красивое здание, много окон.
Предположения детей.
Выясняют, что это здание физкультурно-спортивного комплекса.
Воспитатель. Правильно, ребята, это физкультурно-спортивный комплекс. Но как мы туда доберемся?
(ответы детей)
Воспитатель. Верно, ребята, сейчас мы с вами посмотрим на план нашего села и определим как можно туда дойти.
(Воспитатель с детьми рассматривают план. Находят здания садика, ФСК, какой путь им надо пройти.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, правильно определили путь. А мы можем просто взять и пойти туда?
(ответы детей)
Воспитатель. Правильно, ребята! Прежде чем выходить на улицу, нужно хорошо знать правила дорожного движения. От садика мы должны дойти до остановки. А по какой дороге пойдем?
Дети. По тротуару.
Воспитатель. Молодцы! Вот видишь, Тема, мы должны ходить по тротуару. (Смотрят дальше на схему.)
Ребята, посмотрите, а что это за знак? (знак “перекресток”)
(ответы детей)
Воспитатель. Верно, ребята, это перекресток. Здесь дороги расходятся в разные стороны. Нужно быть внимательным при переходе дороги. Как вы думаете, где нужно переходить дорогу?
Дети. По пешеходной дорожке.
Воспитатель. Вы правы, ребята! Чтобы переходить дорогу, есть специальный переход. И все люди должны именно там переходить дорогу. Ты тоже, Тема, не забывай это. А теперь посмотрим, куда нам дальше надо будет идти. (Смотрят на план.)
Ребята, а что означает широкая полоса?
Дети. Дорога, по которой ездят машины.
Воспитатель. Да, ребята, это проезжая дорога и она бывает односторонней, когда машины ездят в одном направлении и двусторонней, когда машины ездят в двух направлениях. А у нас в селе какая дорога?
Дети. Двустороннее движение.
Воспитатель. Верно, ребята! Но мы можем идти по дороге, где ездят машины?
Дети. Нет, потому что это опасно, можно попасть под машину.
Воспитатель. Правильно, проезжая часть предназначена для машин. Как же нам дойти до ФСК?
Воспитатель и дети смотрят на схему.
Воспитатель. Ребята, смотрите, слева от дороги остаются большие здания. Что это за здания, вам они знакомы? Теме тоже очень интересно об этом узнать.
(ответы детей)
Воспитатель. Да, ребята, вы правы, это больница, школа, церковь. В больнице работают ваши родители, да и вы сами бывали там. В школе учатся ваши братья и сестры.
(Затем по схеме определяют куда они должны дойти. А дойти должны до остановки.)
Воспитатель. Ребята, а по какой стороне дороги находится остановка?
Дети. Остановка находится по левой стороне дороги.
Воспитатель. Правильно! А ФСК по какой стороне находится?
Дети. По правой стороне дороги.
Воспитатель. Молодцы, значит, чтобы попасть в ФСК, что мы с вами должны сделать?
Дети. Надо перейти дорогу.
Воспитатель. Но как мы будем переходить?
(ответы детей)
Воспитатель. Верно, будем переходить по пешеходной дорожке. А как?
Дети. Сначала смотрим налево, потом направо и если машин нет, то можно переходить.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Тема говорит, что он не знал как переходить дорогу, а теперь будет знать.
Вот мы и определили, как будем провожать нашего друга домой.
А ты, Тема, согласен, чтобы наши дети проводили тебя домой?
Но почему Тема невеселый? Что же ты хочешь? (воспитатель незаметно толкает мяч в сторону умывальной комнаты. Дети догадываются, что его надо вымыть.)
А мокрым его сможем проводить?
Дети. Нет! Надо высушить.
Воспитатель. Да, ребята, мы сначала его вымоем, а когда высохнет, тогда и проводим нашего нового друга домой. Ты согласен, Тема? Ребята, он согласен.
(идут в умывальную комнату мыть мяч)
2-ой этап. Тема: “Светофор”.
Программное содержание: продолжать знакомить детей с сигналами светофора; учить определять по сигналу светофора, как нужно действовать; закреплять знания о правилах перехода дороги; активизировать слова: тротуар, пешеход, светофор,; воспитывать у детей желание правильно вести себя на улице.
Ход занятия
(Намечается целевая прогулка за пределы детского сада в ФСК. Воспитатель заранее на мячике рисует веселое лицо. Дети обращают на лицо внимание.)
Дети. А наш Тема уже не грустит, он веселый.
Воспитатель. Ребята, а какое лицо было у Темы, когда он к нам в садик попал?
(Ответы детей)
Воспитатель. Да, ребята, Тема был грустным. А теперь какой он?
(Ответы детей)
Воспитатель. Теперь он стал веселым, а почему, как вы думаете
Дети. Потому что мы его вымыли. Он высох, отдохнул, согрелся и сегодня мы проводим нашего Тему домой.
Воспитатель. Верно, ребята! Тема говорит, что ему очень хорошо было у нас, но он хочет скорее попасть домой. Проводим нашего друга домой?
Дети. Проводим!
(Воспитатель с детьми выходят за территорию детского сада.)
Воспитатель. Ребята, что нам надо знать, выходя за пределы детского сада, вы не забыли?
Дети. Правила дорожного движения, правила поведения на улице.
Воспитатель. Правильно, ребята! А как вести себя в транспорте вы знаете?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Да, ребята, и в транспорте, и на улице нельзя шуметь, громко разговаривать. Нельзя выходить из транспорта, пока не остановится. Вот видишь, Тема, прежде чем куда-то идти, надо вспомнить правила дорожного движения, уметь вести в общественном транспорте и на улице. А как вести себя, ты уже слышал от ребят.
Ребята, а по какой дороге мы должны дойти до остановки?
Дети. По тротуару.
Воспитатель. А по какой стороне тротуара надо идти?
Дети. По правой стороне.
Воспитатель. Но до остановки нам еще какой знак встретится?
(Смотрят на схему.)
Дети. Перекресток.
Воспитатель. Правильно! Ты, Тема, запоминай дорогу, чтобы потом смог прийти к нам в гости.
(Воспитатель с детьми идут по тротуару до перекрестка, по ходу ведется беседа об увиденном.)
Воспитатель. как перейдем дорогу?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Верно, ребята, надо переходить по пешеходной дорожке.
(Переходят по пешеходной дорожке.)
Воспитатель. Ты, Тема, не забывай, здесь двустороннее движение. Надо быть очень внимательным. Ребята уже сказали, что прежде чем перейти дорогу, сначала надо посмотреть налево, потом направо и если нет машин, то можно переходить дорогу.
А сейчас послушайте, пожалуйста, загадку:
Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни,
Зеленый, желтый, красный.
Дети. Это светофор.
Воспитатель. Да, ребята, вы правильно угадали. Вы все бывали в городе, наверное, видели на перекрестке стоит светофор. А для чего он там стоит?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, ребята, он показывает, когда надо идти, а когда надо стоять. Что означает каждый сигнал светофора, на какой сигнал надо переходить дорогу?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Вы правы! На красный свет все стоят, на желтый готовятся переходить, а на зеленый идут. Когда нет светофора, как надо переходить дорогу?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Верно, ребята, прежде чем перейти дорогу, сначала надо посмотреть налево, потом направо и если нет машин, то смело можно переходить дорогу. Вот видишь, Тема, надо знать и цвета светофора. На какой цвет переходим дорогу, а на какой – стоим. Ни в коем случае нельзя нарушать правила дорожного движения. Это опасно для жизни. Послушай, Тема, Какое стихотворение знают Дети.
Ребенок:
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зеленый – проходи!
Желтый – лучше подожди!
Если свет зажегся красный –
Значит, двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет машина.
Наберись терпения.
Изучай и уважай правила движения.
Воспитатель. Молодец, нам всем, особенно Теме очень понравилось стихотворение.
Ребята, а что за знак здесь стоит?
Дети. Здесь находится больница.
Воспитатель. Правильно, ребята!
(Доходят до школы, стоит знак “Дети!”)
А этот знак что обозначает?
Дети. Здесь находится школа.
Воспитатель. Да, ребята, здесь находится школа имени Михаила Сеспеля, нашего поэта. Когда-то он здесь учился, а теперь здесь учатся ваши братья и сестры.
(Далее проходят возле церкви, обращают на это внимание.)
Ну что, Тема, запоминаешь дорогу?
Ребята, Тема говорит, что он теперь никогда не забудет эту дорогу.
Ну вот, мы и дошли до физкультурно-спортивного комплекса.
(Останавливаются напротив ФСК.)
Как перейдем дорогу?
(Ответы детей. Переходят дорогу.)
Воспитатель. Сейчас спросим у нашего друга, это и есть его дом?
(Воспитатель подносит мяч к уху.)
Да, ребята, Тема говорит, что это его дом. Он очень благодарен вам за то, что его проводили. Вместе с вами он многое узнал о правилах дорожного движения. Как переходить дорогу, в каких местах, что означают сигналы светофоры, на какой цвет надо переходить дорогу, какая бывает дорога и где Нади ходить пешеходам. Теперь он не будет бояться транспорта и дороги.
Ребята, Тема приглашает нас зайти в дом. Вы согласны?
Дети. Да!
(Небольшая экскурсия по ФСК. После этого дети прощаются с мячиком и выходят из здания. Возвращаются по той же дороге. По дороге говорят об экскурсии, что нового увидели, о друзьях мяча.)