История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человечеством выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они губят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Ученики получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Основная воспитательная цель педагогов начальных классов – развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Увидев высокий интерес детей к проблемам охраны природы, мы начали исследовательскую работу с учащимися моего класса.
Актуальность данной темы помогла мне сформулировать цель исследовательской работы: составить систему работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках природоведения, дополняя материал учебника экологическими понятиями и краеведческим материалом.
Для реализации данной цели поставила следующие задачи: выяснить какой краеведческий материал способствует экологическому воспитанию, каковы основные условия экологического воспитания; раскрыть методы и формы экологического воспитания; ознакомиться с экологической обстановкой нашего села; рассмотреть нормы экологического поведения и особенности их восприятия младшими школьниками.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее ,великодушнее, ответственнее. Уверена, что любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, я прививаю ему любовь к природе с младшего школьного возраста. Содержание его сегодня богато и разнообразно; и может быть развернуто, как в рамках учебных предметов, так и во внеклассной и внешкольной работе
В течение нескольких лет я собирала и активно использовала различные материалы экологического содержания (ситуации, задачи, упражнения). При подборе материалов руководствовалась наблюдениями учащихся в различных жизненных ситуациях, а также воспользовалась текстами из педагогической и художественной литературы. Необходимый материал нахожу в журналах ”Начальная школа”, ”Юный натуралист”, ”Воспитание школьников”.
Сюжет каждого задания завершается целевыми вопросами, которые предлагаю детям для формирования у них умения находить обоснованные аргументы для правильных ответов.
Задания отражают не только положительные, но и отрицательные проявления человека в природе наиболее типичные недостатки, против которых следует бороться. Решение ситуации, упражнений, задач должно быть не самоцелью, использоваться в качестве дополнительного приема для экологического образования и воспитания, раскрытия определенных моральных качеств или закрепления навыков культуры личного поведения в природе. Одни задания использую для фронтальной работы в классе, другие для уяснения детьми вопросов, связанных с поведением в природе, третьи для выполнения практических дел, четвертые для самовоспитания.
Экологическое воспитание школьников проходит через ряд этапов, его содержание усложняется по мере взросления и развития ребенка. Значит и деятельность педагога по успешному экологическому воспитанию учащихся начальных классов зависит от того, насколько эффективно эта работа проводилась с детьми дошкольного возраста – в семье, детском саду, какой нравственно-эстетический и экологический опыт они накопили.
Первый этап включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы(цветущий сад, краски осеннего леса, закат солнца).
Бывая с ребятами в лесу, в поле, на речке детям читаю пейзажную лирику А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, Ф .Есенина
Когда в сказочном лесу звучат пушкинские или есенинские строки, школьники глубже и эмоциональней воспринимают красоту природы, исподволь начинают осознавать свое единение с ней, очищаться перед ее взором.
Дети отдыхают возле лесного родничка, любуются его девственной красотой, припадают губами к живой воде.
Второй этап предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе.
Третий, завершающий этап утверждает в сознании и отражает в деятельности школьников рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножить природные богатство.
Воспитание бережного отношения к природе идет развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний ,чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, поэтому, если взрослые не помогут им в этом, интерес к природе угаснет.
При этом доступные средства формирования интереса к природе: прогулки и экскурсии в природу; фенологические наблюдения; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр кино и видеофильмов о природе.
Беседы – наиболее распространенные формы экологического воспитания .Они могут использоваться как учебные(в составе уроков экологического содержания) и как внеурочные, дополняющие получаемую на уроках информацию.
Одна из наиболее значимых – беседа о культуре поведения в природе. Ее целесообразно провести ,готовя детей к весенним и летним прогулкам и экскурсиям, или сентябре-октябре, анализируя отношение детей к природе.
Чтобы беседа была более разнообразной насыщенной, использую набор иллюстраций. Будучи размноженными, они могут быть предложены детям в качестве картинок для раскрашивания до проведения беседы, во время проведения или в качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний.
Бывая с детьми на природе, педагоги должны научить детей правильно разводить и гасить костер, ставить палатку , не губя молодые деревья, собирать дрова так, чтобы лес становился чище, привлекательней.
Большое значение в экологическом воспитании младших школьников играют природоохранные игры, которые могут проводиться в любое время года.
Огромное значение в формировании у детей интереса к природе имеет кружковая работа. Внеурочная , воспитательная работа проводимая в кружке обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебой, так как организуется добровольных началах; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени; кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Кружковую работу с младшими школьниками целесообразно начинать со 2–3 классов, когда у детей уже сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе. При организации работы кружка следует иметь в виду, что его название должно быть эмоционально привлекательным для школьников, поэтому в его выборе должны принимать участие сами дети. Работа в кружке может опережать или продолжать учебную. При этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученные на уроке. Содержание работы кружка должно иметь гуманистическую направленность проявляющуюся в формировании у детей бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры, обогащение представлений о добре и зле , положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, а также новых знаний об оказании помощи природе.
Теплое время года – май и частично сентябрь – используются для перевода знаний учащихся в практические умения. Основу практических работ составляют экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с краеведческими объектами и их экологическим состоянием.
Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создает приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе детей.
Заранее определяются цели экскурсии, распределяются поручения, виды работ. Дети пишут сочинения, составляют книжки – малышки.
Наше село входит в государственный природный комплексный заказник ”Кичке-Тан” Агрызского района РТ. Ребята участвуют в экологических акциях, которых организует заказник.
А что может быть прекраснее живой природы? Экскурсии в лес, на луг, на родничок служат для накопления и систематизации представлений о предметах и явлениях, наблюдаемых в природе. Так, в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей их нравственные чувства.
Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение положительных качеств личности ,формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.