Урок русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
  • работать над развитием орфографической зоркости;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать аккуратность в работах;

Оборудование:

  • листы с заданием для самостоятельной работы;
  • иллюстрации зимнего пейзажа;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: упр.№179.

-Какие части имеет текст?

-Прочитайте начало текста, основную часть.

-Какую концовку вы придумали?

3. Объявление темы урока, постановка цели.

-Ребята, сегодня мы будем закреплять умение находить и проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне слов.

4. Словарная работа.

А) назовите дату сегодняшнего дня.

На доске: девятый, девяносто, девять, девяностый.

-Какие это слова?

-Какие слова называются однокоренными?

-Найдите среди них проверочное ко всем словам.

-Каким словом проверим безударную гласную я?

-Назовите форму одного и того же слова.

Б) на доске:

Последний лист в к_лендаре,

Последний мес_ц на дв_ре.

-Кто это о себе написал загадку?

-Какое это слово?

-Написание какой буквы надо запомнить?

-Найдите в загадке словарные слова.

-Какое слово можно проверить?

-Запишите группу словарных слов под диктовку.(Календарь, месяц, вьюга, иней, сверкает, мелькает, порхает)

-На какие две группы можно разделить эти слова?

5. Чистописание.

На доске:

АЯОЕИ

-Какие буквы записаны? Все ли?

-Почему не все?

-А теперь назовите те гласные, которые в безударном положении не вызывают затруднения в написании.

-Сколько в русском языке гласных букв?

-Что вы знаете о гласной ё?

-Приведите свои примеры с гласной ё.

6. Работа по теме урока.

1) Угадай слово по описанию.

В этом слове такой же корень, как в слове игра, суффикс и окончание такие же, как в слове кормушка. (Игрушка)

Приставка такая же, как в слове запел, корень такой же, как в слове морозный, суффикс и окончание, как в слове ягодки. (Заморозки)

-Какая орфограмма в слове? Как проверить парный согласный в корне слова?

2) Вставь подходящие по смыслу слова.

Дедушка: на скамейке и ушёл.

У бабушки давно: волосы.

-Какие слова вы вставили?

-Чем они отличаются? Подберите проверочные слова

7. Физминутка.

Чтоб все выполнить заданья,
Чуть- чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись,
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все наместо сядем
И закроем глазки.
Вспомните всё, что повторяли,
Без моей подсказки.

-Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.

8. Работа с учебником.

-Работаем с упражнением №281.

1) Найти и списать ту часть текста, в которой говорится, как шёл снег.

2) Подчеркнуть буквы, которые нужно проверить.

Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось всё больше и , наконец, снег повалил хлопьями.

3) Разобрать первое предложение по членам, выписать словосочетания, составить схему.

Снежинки (какие?) крупные мохнатые

Закружились (где?) в воздухе.

9. Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам по вариантам.

1 в.

Изменить слова, обозначающие действия, по образцу.

Кормит-кормил

*варит *тащит
*стонет      *машет
*лижет *топит

2 в.

Данные словосочетания заменить одним глаголом.

*заниматься лепкой-лепить

*наносить вред

*сделать подарок

*издавать крик

*испытать жалость

*излучать свет

*произвести выстрел

10. Итог урока. Оценка работы учащихся.

-Как же проверить безударную гласную в корне слова?

-Какие 2 условия необходимо помнить при подборе проверочного слова?