Цели:
- закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
- работать над развитием орфографической зоркости;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать аккуратность в работах;
Оборудование:
- листы с заданием для самостоятельной работы;
- иллюстрации зимнего пейзажа;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: упр.№179.
-Какие части имеет текст?
-Прочитайте начало текста, основную часть.
-Какую концовку вы придумали?
3. Объявление темы урока, постановка цели.
-Ребята, сегодня мы будем закреплять умение находить и проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне слов.
4. Словарная работа.
А) назовите дату сегодняшнего дня.
На доске: девятый, девяносто, девять, девяностый.
-Какие это слова?
-Какие слова называются однокоренными?
-Найдите среди них проверочное ко всем словам.
-Каким словом проверим безударную гласную я?
-Назовите форму одного и того же слова.
Б) на доске:
Последний лист в к_лендаре,
Последний мес_ц на дв_ре.
-Кто это о себе написал загадку?
-Какое это слово?
-Написание какой буквы надо запомнить?
-Найдите в загадке словарные слова.
-Какое слово можно проверить?
-Запишите группу словарных слов под диктовку.(Календарь, месяц, вьюга, иней, сверкает, мелькает, порхает)
-На какие две группы можно разделить эти слова?
5. Чистописание.
На доске:
АЯОЕИ
-Какие буквы записаны? Все ли?
-Почему не все?
-А теперь назовите те гласные, которые в безударном положении не вызывают затруднения в написании.
-Сколько в русском языке гласных букв?
-Что вы знаете о гласной ё?
-Приведите свои примеры с гласной ё.
6. Работа по теме урока.
1) Угадай слово по описанию.
В этом слове такой же корень, как в слове игра, суффикс и окончание такие же, как в слове кормушка. (Игрушка)
Приставка такая же, как в слове запел, корень такой же, как в слове морозный, суффикс и окончание, как в слове ягодки. (Заморозки)
-Какая орфограмма в слове? Как проверить парный согласный в корне слова?
2) Вставь подходящие по смыслу слова.
Дедушка: на скамейке и ушёл.
У бабушки давно: волосы.
-Какие слова вы вставили?
-Чем они отличаются? Подберите проверочные слова
7. Физминутка.
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть- чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись,
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все наместо сядем
И закроем глазки.
Вспомните всё, что повторяли,
Без моей подсказки.
-Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.
8. Работа с учебником.
-Работаем с упражнением №281.
1) Найти и списать ту часть текста, в которой говорится, как шёл снег.
2) Подчеркнуть буквы, которые нужно проверить.
Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось всё больше и , наконец, снег повалил хлопьями.
3) Разобрать первое предложение по членам, выписать словосочетания, составить схему.
Снежинки (какие?) крупные мохнатые
Закружились (где?) в воздухе.
9. Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам по вариантам.
1 в.
Изменить слова, обозначающие действия, по образцу.
Кормит-кормил
*варит | *тащит |
*стонет | *машет |
*лижет | *топит |
2 в.
Данные словосочетания заменить одним глаголом.
*заниматься лепкой-лепить
*наносить вред
*сделать подарок
*издавать крик
*испытать жалость
*излучать свет
*произвести выстрел
10. Итог урока. Оценка работы учащихся.
-Как же проверить безударную гласную в корне слова?
-Какие 2 условия необходимо помнить при подборе проверочного слова?