Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения учащихся

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обуславливает возрастание межличностных конфликтов.

Основная задача школы – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.[1] Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Во время работы над данной темой перед нами встал вопрос: «Какое поведение ученика (подростка) можно считать нормальным и где начинаются отклонения?» Анализ научной литературы показал, что большинство современных психологов считают, что «норма» - это что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы, нечто наиболее приспособленное к окружающей среде (М.И. Бобнева, [2] Л.Б. Шнейдер и др.) [3]

При этом важно помнить, что исследования К.Леонгарда [4] и А.Е.Личко [5] выделяют возрастно-специфические психические расстройства (заболевания), с одной стороны, и крайнюю границу нормы – с другой, называя эту границу акцентуациями характера. По этому поводу, обсуждая ситуацию «нормы» и «отклонений» в психическом развитии, Л.С. Выготский [6] писал: «…на деле «норма» не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому, как утверждают авторитетные ученые, никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует».

При этом все отклоняющиеся формы поведения принято делить на кратковременные и случайные, длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания), постоянные дефекты поведения. [7]

В этой связи ряд ученых приходят к общему мнению, что «норма» - это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень». (Е.Э.Смирнов, В.Ф.Курлов, М.Д.Матюшкин и др.)[8]

В чем проявляется отклоняющееся, девиантное поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушениях поведения. Вместе с тем это неотъемлемая часть развития. Так, Л.Б.Шнейдер [9] утверждает, что на практике мы часто встречаемся не с девиантным поведением, а поведением детей, которое отвергается взрослыми. Особенно часто это встречается в педагогической практике, особенно в семейном кругу, когда взрослые в отчаянии могут сказать: «Ты что ненормальный?!» Такие бытовые диагнозы, как известно, ни к чему хорошему не приводят.

А что думают сами дети о своем поведении, о своих эмоциональных состояниях, переживаниях, страхах, тревожности? Многолетний опыт работы с детьми показывает, что обычно дети считают свои эмоциональные проблемы или особенности «нормой», которая отражает желание чем-то отличиться от других, подурачиться, пошутить, «прикольнуться», испытать границы дозволенного. Да, ребята действительно в своей школьной жизни испытывают различные эмоциональные переживания, которые наполняют их отношения, взаимодействия, деятельность, поведение. Они познают себя и окружающих людей, включаясь в заданные или инициируя собственные эмоциональные состояния. Важно отметить то, что среди гаммы эмоциональных чувств и переживаний нередко встречаются раздражительность, недовольство, агрессивность и др. Негативные эмоциональные состояния могут быть более устойчивыми и менее устойчивыми, адекватными или неадекватными, ситуативными или циклически повторяющимися, управляемыми или неуправляемыми. Исходя из определения данной специфики, мы можем говорить о норме или отклонениях в эмоциональном развитии личности.

Возникает вопрос: «Как создать наиболее эффективную психолого-педагогическую среду, в которой ученик приобретает навык саморегуляции, самоуправления мотивами деятельности, поступков, отношений?» Но данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала и социальной. Одной из важнейших причин отклонений в психосоциальном развитии ребенка, на наш взгляд, являются неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию девиантного поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо уже в начальной школе. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

В нашей школе в начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирование, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье.

Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями. Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель имеет возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся. Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует такую работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка. К этой работе подключается школьный психолог.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из этапов, провоцирующих девиантное поведение школьников, поэтому в течение I четверти классными руководителями пятых классов осуществляется наблюдение за поведением учащихся, знакомство с семьями. В школе осуществляется преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. Целью такой работы является знакомство классных руководителей с психологическими особенностями как будущих пятиклассников, так и их семей, обращается внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают врач, психологи и социальный педагог. По итогам такой работы организуется и проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.

В процессе работы выделяем категории таких семей, в которых родители или опекуны не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки), не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.), не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).    

В данном случае эффективность работы учителя зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям, мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: социального педагога, психологов, наркологов, работников правоохранительных органов, и др.

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Поэтому ежегодно мы планируем мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:

  • просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с последующим обсуждением;
  • встречи со специалистами;
  • чтение и обсуждение публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
  • тематические викторины;
  • конкурсы на лучшее сочинение «Человек – творец своего счастья» (нравственное и духовное здоровье человека);
  • выставки рисунков, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;
  • нравственные классные часы;
  • интерактивные игры;
  • пресс-конференции.

Одновременно организуется и проводится работа с родителями: родительский лекторий, в рамках работы которого организован цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей; работа с группами родителей по конкретной проблематике. Выявляются учащиеся «группы риска», анализируются особенности их семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируется индивидуальная работа и отслеживаются её результаты. Обеспечиваем занятость таких детей в кружках и секциях, привлекаем к участию в общешкольных и городских мероприятиях.

В своей работе стараемся создавать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочной работе с учащимися, используем активные формы организации урока и внеклассных мероприятий. Проводим работу по организации содержательного досуга, развитию коммуникативных навыков, обучению поведения в стрессовых ситуациях. Проводим тренинговые занятия по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций, по отработке важнейших для подростка социальных умений: принятия решений, совладения со стрессами, способности тактично сказать «нет» даже близкому человеку по принципиальным соображениям и т.д.

По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности по профилактике девиантного поведения школьников на следующий учебный год. Думаем, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Список используемой литературы

  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – Ярославль Академия развития 2003 г.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.: Наука, 1978. -311 с. 10.
  3. Л.Б. Шнейдер Девиантное поведение детей и подростков. Изд.: Академический проект, Гаудеамус. 2007. -336 с.
  4. К. Леонгард Акцентуированные личности. М: Феникс, 1989
  5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков . Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
  6. Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии\\Собр. соч.: в 6 т. М., 1982-1984.-т.4
  7. Голикова М.И. Кирсанова О.А «Изучение поведения девиантных детей» Ж. Классный руководитель №1, 1999 г.
  8. Смирнова Е.Э., Курлов В.Ф., Матюшкина М.Д. Социальная норма и возможности ее измерения // Социологические исследования. 1999. №1. С. 97–101.
  9. Л.Б. Шнейдер Девиантное поведение детей и подростков Изд.: Академический проект, Гаудеамус. 2007. -336