Автоматизация твердого звука [р]

Разделы: Логопедия


Цель: постановка звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • Автоматизировать звук [Р].
  • Совершенствовать двигательные и поведенческие реакций, выразительность, точность и разнообразие движений;
  • Развивать внимание, память, ассоциативное мышление;
  • Развить у детей мелкую моторику, координацию движения;
  • Воспитывать любовь к окружающему миру, чувство доброты, товарищества, толерантности.

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день.

Сегодня мы с вами отправимся в путь.

Как вы думайте, куда? (отгадывание путешествия по картинкам Приложение 1 (слайды) медуза, облака, раковина, юнга)

Ребята с чем вы можете представить, сравнить море.

2. Дыхательная гимнастика

Вдруг поднялся ветер.

(Сильный, слабый чередуем.)

Пальчиковая гимнастика (слайд, Приложение 1)

Почему же наш большой
Крутит, верти головой?
Он на судне капитан –
Изучает океан.
Палец указательный (слайд, Приложение 1)
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.
Средний палец наш – матрос, (слайд, Приложение 1)
Мачту он на борт принес.
Чтоб он весел был в пути,
Надо пальцем покрутить.
Безымянный палец – кок, (слайд, Приложение 1)
Он испек большой пирог.
Поперчил и посолил,
И вокруг его ходил.
Наш мизинец – это юнга. (слайд, Приложение 1)
Он сейчас прямой, как юнга.
Юнга трудится весь день –
Нам крутить его не лень.

Артикуляционная гимнастика

Кто живет у нас во рту?

Может рассказать рассказ? Может песни петь, кричать. Так не любит он молчать?

Кто же это? Язычок (слайд, Приложение 1)
Две двери вначале? (слайд, Приложение 1)
Дверь вторая это? (слайд, Приложение 1)
Он и тонок и широк (слайд, Приложение 1)
Может бегать без оглядки (слайд, Приложение 1)
Может чашечкою быть (слайд, Приложение 1)
Может цокать как лошадка (слайд, Приложение 1)
И грибком он может быть (слайд, Приложение 1)
Песни петь и говорить (слайд, Приложение 1)
Может кораблем он быть. (слайд, Приложение 1)

Молодцы!

3. Объявление темы занятия

Попробуйте определить тему нашего занятия, этот звук есть в слове «Море», самый рычащий звук. (слайд, Приложение 1)

4. Артикуляция звука и его характеристика (профиль) (слайд, Приложение 1)

Проверь, правильно ли у тебя работают губы, язык.

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают. Горло дрожит (есть голос)

Звук [Р] какой? твердый, звонкий, согласный (слайд, Приложение 1)

5. Постановка звука

Мы плывем на современном корабле. Как работает двигатель корабля.

Какой был первый корабль? (слайд, Приложение 1)

Правильно. Затем вырубили в бревне середину, получилась лодка, затем прикрепили шест - мачту, (слайд, Приложение 1) получился парусник, (слайд, Приложение 1) и сейчас такие красивые корабли. (слайд, Приложение 1)

6. Развитие фонематического слуха

Я даю вам толкование слов, а вы ответ что, это?

Какой звук встречается во всех этих словах?

Между какими звуками он находится (дети проговаривают слова и определяют место звука).

Молодцы!

Ребята мы с вами попали на мель. (слайд, Приложение 1)

Давайте разучим с вами скороговорку.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

7. Физкультминутка

Раз мы на мели, то можно расслабиться. (слайд, Приложение 1)

8. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях

На доске слоги, дети читают их

Ар-Ор-Ур-Ир-Ыр; (слайд, Приложение 1) Ра-Ро-Ру-Ри-Ре-Ры (слайд, Приложение 1)

Произносят.

Читают слова, определяют местонахождения звука в словах (слайд, Приложение 1) рак, рыба, порт, борт, повар.

Между какими звуками находится звук [Р].

Читают предложения, (слайд, Приложение 1) находят слова со звуком [Р] произносят.

Давайте произнесем чистоговорки (слайд, Приложение 1).

Ра-Ра-Ра – из окна видна труба

Ру-Ру-Ру – начинаем и игру(слайд, Приложение 1)

Ры-Ры-Ры – обошли мы все миры (слайд, Приложение 1)

Ро-Ро-Ро- мы плывем домой давно (слайд, Приложение 1)

Молодцы !

Хорошо. Но пора и домой возвращаться.

Поплывем с присказкой (слайд, Приложение 1)
Я плыву, плыву, плыву
Может первым доплыву

9. Домашнее задание

Выучить скороговорку (слайд, Приложение 1).

Рыбке рак – ни друг, ни враг
Рыбке вряд ли страшен рак,
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
Нарисовать рыбку или рака

10. Итог урока

Повторить звук который отрабатывали на уроке.

Игра «Четвертый лишний».

Показываются картинки с изображением зверей, (слайд, Приложение 1) фруктов. (слайд, Приложение 1) Дети должны найти лишние изображение, найти изображения со звуком [Р]

Хоровое проговаривание звука.

Придумайте слова с этим звуком.

11. Оценка работы

Где мы сегодня с вами побывали?

Какой звук употребляли чаще всего?

А зачем нам это нужно?

Понравился ли вам урок?

Какую оценку вы себе поставите за работу на уроке себе?

Список литературы

  1. А.Г. Закеев. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М,: Издательский центр «Академия», 2000.-200с.
  2. Логопедия: практическое пособие для логопедов, студентов и родителей/ авт.-сост. В.И. Руденко.- Изд.7-е- Ростов н/Д: Феникс,2008-287с.
  3. М.А. Поваляева. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д.:Изд-во «Феникс, 2002-64с.»