Для организации успешного педагогического процесса, отвечающего за повышение эффективности подготовки квалифицированных специалистов, не достаточно переосмыслить методологию отбора содержания образования. Надо изменить все компоненты, определяющие состояние образовательного пространства: предусмотреть соответствующие методы и формы организации образовательного развивающего процесса, овладеть методологией их постоянной корректировки, создать необходимую учебно-материальную базу, спроектировать и внедрить такие педагогические технологии, которые позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи, в ходе сотворчества, содеятельности учителя и его учеников [3].
Задачи, стоящие перед преподавателями для реализации учебных программ по дисциплинам, привели к тому, что сегодня в современной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий обучения являются:
- технология продуктивного образования;
- технология индивидуализированного обучения И. Унт;
- адаптивная система обучения А.С. Границкой;
- обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова;
- компьютерная технология;
- проектный метод.
Преподавателю, необходимо владеть соответствующими профессиональными качествами, которые присущи педагогу-технологу: умениями при необходимости изменять свои ролевые функции (организатор самостоятельной деятельности студентов, экспериментатор, участник совместной исследовательской деятельности и др.); осуществлять диагностику результатов деятельности студентов с учетом характера педагогической системы (базисный, академический или профильный уровень подготовки) и индивидуальности обучающихся; организовывать деятельность студентов так, чтобы они могли осуществить право выбора вида учебной деятельности; при необходимости переходить от использования одной технологии обучения к другой, и при неудаче не отказываться сразу от ранее выбранной технологии или методики, а пытаться проанализировать и продолжать эксперимент, внося в организацию деятельности необходимые поправки (рефлексия).
В преподавании дисциплин «Химия», «Общая биология с основами экологии», «Экологические основы природопользования», для достижения предполагаемого уровня обученности, воспитанности, развития студентов и нацеленности на решение поставленных задач, правильно, на наш взгляд, переходить от использования проектной технологии к компьютерной и наоборот.
В последнее время преподаватели всё чаще используют информационные технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «компьютерная технология обучения».
Компьютерная технология может осуществляться через: применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач, как основная, определяющая, наиболее значимые из используемых в данной технологии частей, как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). Кабинет химии оснащён современным оборудованием – компьютер, телевизор и видеомагнитофон, диски:
- 1С: Репетитор «Биология»;
- Мультимедиа комплекс «Органическая химия»;
- Учебное электронное издание «Химия. Виртуальная лаборатория»;
- «Химия общая и неорганическая» - лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ;
- «Школьный курс химии 2003»;
- Самоучитель «Химия для всех - XXI».
Студентами и учащимися созданы презентации, которые позволяют им не только приобрести навыки работы с компьютером, но самостоятельно, изучив тему, уверенно объяснить ее другим ребятам, самоутвердиться.
Проектный метод – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата [2]. Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод.
Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.
Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.
Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:
- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
- отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
- экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Типы конкретных ситуаций
- По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации: «Птицы Забайкалья», «Создание ПСХЭ в стиле рок», «Портреты ученых».
- По источнику информации. В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, взятых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время, нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателями в дидактических целях.
- По субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других – ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.
- По дидактическому основанию, когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для учащихся практическая проблема. В этом случае существенно меняется учебная ситуация и позиция учителя.
Кейсы применяются в педагогике, психологии, медицине, юриспруденции. Наиболее широко метод используется в обучении экономике и бизнес наукам. Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа - и видео-кейсов. [1].
Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:
- Индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения,
- Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
- Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD - диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
- Не загружать студента большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;
- Обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему;
- Формирование у студентов умения работать с информацией;
- Акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента.
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.
Кейс - метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.
Использование проектной технологии и компьютерной дают возможность на новом уровне проводить внеклассную работу. При проведении недели биологии, химии, экологии нами был использован фильм «Сохраним сейчас, чтобы не жалеть потом!»; в библиотеке для студентов КАПК организовано мероприятие «В гостях у хозяина тайги», где в стихах, легендах, исторических справках, под музыку «Времена года» рассказали ребятам о ценности и необходимости охраны таких древесных формах, как сосна сибирская, сосна обыкновенная, лиственница, ель, пихта, с восторгом ребята посмотрели фильм о природе нашего края.
Все вышеперечисленные положения послужили основой для первых попыток использования кейс – метода и компьютерных технологий при изучении дисциплин: «Химия», «Общая биология с основами экологии», «Экологические основы природопользования» в Красночикойском аграрно-педагогическом колледже. Для повышения уровня качества образования студентов колледжа по этой дисциплине разработаны методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, которые позволят соблюдать все дидактические принципы и идеи кейс – метода, обеспечивая свободу действий при ее выполнении, удовлетворение от самопознания, самоутверждения, чувство ответственности.
Литература.
- Александрова Е. А., Алёшина М.В. Элементы индивидуализации обучения // Школьные технологии. 2003. № 2.
- Селевко Г.К Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.288с.
- Суртаева Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования//Химия в школе. 1997. № 7.