Для работы учащихся на уроках экологии Москвы вместо обычной рабочей тетради используем "Портфель ученика". Он представляет собой папку файлов А4 формата с листами бумаги. По мере выполнения заданий "Портфель ученика" наполняется творческими работами. Подробное содержание "Портфеля" дано в методическом пособии для учителя [1].
При подготовке к уроку использовалась разработка данной темы в "Рабочей книге учителя по курсу "Экология Москвы и устойчивое развитие" [2]. В процессе работы были внесены дополнения, которыми и хочу поделиться. На уроке используется презентация ученика и учителя, в ходе которой учащиеся получают, анализируют и систематизируют информацию. В презентации учителя используются некоторые слайды из курса повышения квалификации МИОО "Экология Москвы и устойчивое развитие" (2008 г.) Для осмысления учебного материала учащимся предлагается составить кластер, который затем вкладывается в "Портфель ученика". Работа проходит индивидуально и в группах.
Цель: сформировать представления учащихся о транспорте Москвы и перспективах его развития, о влиянии транспорта на окружающую среду.
Задачи:
- Обучающие
– ознакомить школьников с основными видами общественного транспорта Москвы, сформировать представления об экологически чистых и безопасных видах транспорта. - Развивающие
– совершенствовать навыки обобщения и систематизации информации.- Воспитательные
способствовать формированию навыков работы в команде.
– - Воспитательные
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
- "заготовка кластера",
- "Портфели учеников по экологии",
- презентация, проектор, экран, учебник "Экология Москвы и устойчивое развитие",
- доска, мел, магниты.
Технология. “Чтение и письмо для развития критического мышления”.
Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
Методы обучения:
– по виду источников – наглядные, словесные, практические;
– по виду деятельности
– метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся
(беседа, инструктаж, письменные задания, информирование с помощью технических
средств обучения);
– индуктивные (умозаключения от частного к общему).
Формы организованной деятельности:
– фронтальная беседа, рассказ, работа с учебником, по слайдам; групповая форма; работа у доски.
Приемы обучения:
– чтение с пометками; составление кластера; вопрос – ответ.
Использование различных средств обучения:
– задания различного характера; инструкции к работе; наглядность;
– информационные источники (ТСО, доска, информационные карточки для кластера).
Контроль за усвоением знаний проведен в виде ответов на вопросы.
Учащиеся приобретут умения и навыки:
– работы с различными источниками информации, критического и аналитического осмысления учебного материала;
– системного мышления в области ресурсосбережения и природопользования в городе;
– эффективного общения и сотрудничества для принятия коллективных решений при работе в малых группах сотрудничества.
Ход работы
Для урока парты разворачиваются и группируются, образуя рабочие места для четырех команд.
I. Стадия вызова.
1. Показ слайдов 1–5 (Приложение) с изображениями различных видов транспорта. Звучит песня Леонида Утесова "Извозчик".
Вопрос: "О чем будет идти речь на сегодняшнем уроке?"
2. Коллективная работа. Учащимся предлагается обсудить, какой вид городского транспорта является наиболее перспективным с точки зрения экологической безопасности топлива и эффективности перевозки пассажиров (слайд 7).
Ученики называют положительные и отрицательные стороны использования транспорта.
Возможные ответы (слайд 8):
Автомобили
1) позволяют проехать куда и когда угодно;
2) их возрастающее количество вызывает недостаток места для остановки и стоянки,
3) затрудняют и часто останавливают движение, создавая пробки,
4) в Москве время проезда из жилых районов до места работы часто превышает 2
часа.
Общественный транспорт:
5) перегруженность транспорта вызывает стресс,
6) отрицательно влияет на работоспособность,
7) усиливает распространение болезней,
8) вибрации ослабляют фундаменты зданий,
9) строительство дорог и стоянки автомобилей,
10) автомобиль в городе “ответственен” и за загрязнение воздуха: на его долю в
Москве приходится более 80% выбросов, ухудшающих состояние атмосферы.
II. Стадия осмысления 1.
- Презентация ученика "Транспортный комплекс Москвы" (слайды 9–16).
- В центре школьной доски с помощью магнитов закрепляется текст "Транспорт Москвы", от него разноцветными мелками рисуются 4 линии. С помощью "подсказок" учеников выбираются понятия первого порядка: Автомобильный, Трамвайно-троллейбусный, Железнодорожный, Водный транспорт. Эту информацию ученики записывают на индивидуальные листы.
- "Чтение с пометками". Каждая группа учеников получает задание: "Охарактеризовать один из видов транспорта Москвы". Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом параграфа §28 "Транспорт Москвы" (стр. 254–259 – без текста на сиреневом фоне)[3].
Отмечают наиболее важную, по их мнению, информацию.
III. Стадия рефлексии 1.
1. Групповая работа. "Построение кластера". Члены группы обсуждают прочитанную информацию между собой и составляют свою часть кластера на листах бумаги.
Инструкция для учеников. Для составления кластера лист А4 располагают горизонтально. В центре листа помещается основное понятие урока – это "Транспорт Москвы". Вокруг него располагаем основные виды транспорта. Каждая группа записывает характеристику одного вида транспорта на рабочих листах.
Физкультминутка
2. Работа у доски. На демонстрационном столе у доски располагаются листы с информацией по теме урока в произвольной форме. Каждая группа выдвигает одного представителя, который выкладывает свою часть кластера на доске, коротко комментируя свой выбор. В это время остальные группы заполняют соответствующую часть кластера в своих работах.
После выступления всех групп на доске и на рабочих листах будет собран весь кластер.
Таким образом, в результате коллективной работы у всех будет представление о транспорте Москвы.
Информационные листы со следующим текстом (кегль 80–140):
Автомобильный:
- 3 миллиона машин; 5 тыс. автобусов; двигатели – бензиновые и дизельные;
- основной источник негативного воздействия на окружающую среду в Москве;
- выбросы в атмосферу за год – 1 млн 50 тыс. т.
Трамвайно-троллейбусный:
- 1600 троллейбусов – 87 маршрут; парк трамваев – 41 маршрут;
- энергосберегающие системы управления и тяговые приводы.
Железнодорожный:
- окружная железная дорога – 54 км; движение грузовое;
- московский метрополитен 278,8 км; культурное достояние, памятник архитектуры, гордость москвичей;
- доля в перевозке пассажиров – 57%.
Водный транспорт:
- важная роль в обслуживании строительного комплекса; перевозка пассажиров в целях отдыха;
- объем перевозок – 6%; 3 грузовых и 1 пассажирский порт;
- оснащены водоохранным оборудованием
Вопрос: "Какой вид транспорта является основным источником загрязнения окружающей среды?"
III. Стадия осмысления 2.
1. Фронтальная работа. Анализ информации на слайдах:
Влияние автотранспорта как основного источника загрязнений окружающей среды.
Слайд 18. Каких загрязняющих веществ от автомашин поступает больше всего в атмосферу?
Вопрос: "На какие вопросы можно ответить, изучив следующие слайды?"
Возможные вопросы учеников:
Слайд 19. По каким показателям и какие двигатели являются наиболее
опасными для окружающей среды?
Слайд 20.
а) Что вы можете сказать о численности автопарка города за представленные 5
лет?
б) Какая категория автотранспорта по численности превышает остальные?
в) Что можно сказать о доле индивидуального транспорта в общем количестве
транспортных средств?
Слайд 21. Какой вывод можно сделать, посмотрев на диаграмму?
IV. Стадия рефлексии 2.
Индивидуальная работа.
Слайд 22. Предложите мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ автотранспортом и запишите их на обратной стороне листа с кластером.
Слайд 23. Мероприятия по снижению загрязнения городской среды автотранспортом.
Слайд 24. Борьба с пробками. Планировочно-градостроительные мероприятия.
Слайд 25. Технологические, санитарно-технические, административно-технические мероприятия
Вопрос: "Как вы думаете, в каком направлении должно идти развитие транспорта?"
Слайд 26. Стратегия развития транспорта.
Как отмечается в “Повестке дня на XXI век”, стратегия развития транспорта должна быть направлена на снижение потребности в личных автомобилях и развитие экологически чистого общественного транспорта.
Слайд 27. Будущее транспорта
V. Подведение итогов.
Слайд 28.
- Изменилось ли первоначальное мнение о перспективности того или иного вида транспорта?
- Какой вид транспорта, широко распространенный в других странах, мы не рассмотрели и не обсудили?
- Считаете ли возможным массовое использование велосипедного транспорта в Москве? В чем его преимущества и недостатки?
Слайд 29. Домашнее задание:
Подумать и предложить мероприятия по организации велосипедного движения в 16 микрорайоне Зеленограда.
Литература:
- Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Методическое пособие для учителя по курсу "Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 классов средних общеобразовательных школ. – М.: Центр "Школьная книга", 2008.
- Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу “Экология Москвы и устойчивое развитие” / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: МИОО , 2008.
- Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10(11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: МИОО, "Интеллект-Центр", 2008.