На протяжении последних десятилетий изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Постиндустриальное, информационное общество требует перехода от принципа “образование на всю жизнь” к принципу “образование через всю жизнь”. А это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Чтобы привить навыки умения учиться у своих учащихся, на уроках иностранного языка, истории и обществознания мы используем такие информационные технологии как:
- обучение в сотрудничестве,
- метод проектов,
- языковой портфель.
- информационные,
- здоровьесберегающие технологии,
- технологию использования в обучении игровых методов,
- технологию интерактивного обучения
Учебно-воспитательный процесс на уроках создается нашими усилиями и усилиями наших учащихся, он реализовывается в сотрудничестве. Успешное сотрудничество возможно только при осознанном смысле деятельности. Лишь при условии возникновения познавательных мотивов возможно действенное, а не формальное овладение материалом.
Любой школьный класс является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, способность к овладению учебным материалом, способность к общению в группе, интеллектуальные способности, опыт учения, мотивация к изучению учебного предмета. Школьники также могут различаться стилем учения, особенностями характера, интересами, степенью уверенности в своих возможностях, способностью к самодисциплине. Для самореализации “я” каждого ученика мы делаем учащегося “управленцем”. В начале каждого урока организовываем самоопределение школьников к деятельности, сообщаем своим ученикам определенные рамки цели, темы, способов деятельности. Основное требование для самоопределения – сделать эти рамки гибкими, у учащихся должен быть выбор, они могут нам предложить расширить или сузить эти “рамки”, чтобы они соответствовали потребностям ученика. В условиях сотрудничества у учащихся есть возможность выбрать свой способ решения задачи из ряда предложенных. Учащийся сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на уроке не по полученной отметке, а в терминах “чему научился”, и тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.
Средством реализации обновленного содержания иноязычного образования являются современные отечественные и зарубежные учебно-методические комплексы: учебники издательств “Титул” УМК “Enjoy English” (авторы М.З.Биболетова и др), “Просвещение” УМК “English” (авторы В.П. Кузовлев и др). Истории – издательство “Просвещение” УМК по отечественной истории. (Авторы – Данилов А. А., Л. Г. Косулина).
Учебники облегчены с учетом доступности и посильности учебного материала, в результате чего легко создать ситуацию успеха. В учебники также включены мини-проекты, проекты, технология, нацеливающая учащихся на самостоятельный поиск знаний, т.е. способствовать развитию личности. Метод проектов позволяет создать на уроках иностранного языка исследовательскую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Неотъемлемой частью процесса изучения предмета, мы считаем, – самоконтроль.
Каждый должен уметь самостоятельно оценивать себя, самостоятельно принимать решения. Учащийся, пассивно ждущий оценивания со стороны учителя, не задумывается о своем учении. Авторы учебников, по которым мы работаем, предусмотрительно включили разделы, посвященные самоконтролю.
Одним из путей систематизированного контроля является ведение портфолио. В ряду инновационных технологий он выделяется тем, что характеризуется как альтернативная форма контроля. Портфолио наших учащихся, включают их письменные работы, отобранные ими же, и их достижения в овладении учебным предметом, свидетельства об участии в олимпиадах, грамоты, подтверждающие, что они стали победителями. Цель этих портфолио – помочь учащимся сосредоточиться на собственных достижениях, планировать дальнейшую работу и стать более активным участником учебного процесса. Работа с портфолио фиксирует внимание учителя и ученика на процесс обучения и переносит акцент в оценочной деятельности учителя и учащихся с формальной оценки на наблюдение и анализ, формирует самостоятельного, независимого учащегося, ответственного за результаты своей учебы.
С компьютеризацией общеобразовательных школ появилась возможность использования информационно – коммуникационных технологий как во внеурочной деятельности (подготовка проектов, презентаций, поиск информации в Интернете, индивидуальная работа с курсом “Professor Higgins”), так и использовать мультимедийные презентации учебного материала во время уроков. Как показывает наша педагогическая практика, действенным способом нивелирования недостатков работы с компьютером (прежде всего в начальной школе) является использование подготовленных с учетом требований мультимедийных презентаций учебного материала, когда учитель задействует на уроке экран-доску и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Кроме того применение мультимедийных презентаций исключает негативное влияние компьютера на здоровье. Мультимедийные презентации улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения, ускоряют процесс обучения, способствуют росту интереса учащихся к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки, так как, создаваемые учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств учащихся.
На своих уроках мы стараемся учитывать физиологические и психологические особенности учащихся и предусматриваем такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремимся к тому, чтобы урок проходил непринужденно, наш тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаем зарядки-релаксации. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-нибудь новым. Игра – одна из важнейших форм релаксации, имеется ввиду игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Игра-пантомима при изучении алфавита:
- изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером),
- ученик у доски выполняет это задание, а другие отгадывают буквы алфавита,
- изобразить действия при изучении глаголов и т.д. реконструкция исторических событий (сражений), создание моделей древних городов, особенно интересно для детей – моделирование старинной одежды (для девочек) и образцов военной техники (для мальчиков).
Песня на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования учебных навыков, целесообразно выбирать веселые, задорные, шуточные песни. А так же песня, марш – способ погружения в изучаемую эпоху.
Ожидание необычного служит снятию напряжения, так как затрагивает эмоциональную сферу. Это могут быть иллюстрации, картинки, журналы, фотографии.
В старших классах для психологической поддержки мы используем элементы аутогенной тренировки.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.
Технология интерактивного обучения, основанная на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организация взаимодействия учащихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач, нами используется
- При работе над грамматическим материалом на уроках иностранного языка. Например, при изучении темы The Past Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”, “Указатели”, и “Схемы”. Класс делится на три группы, каждая команда выполняет свою функцию.
- На уроках чтения. Заранее готовлю карточки-задания: True or false.
Find in the text. Answer the questions. Put in the correct order Ets. - При работе с новой лексикой. Сначала лексика вводится фронтально, затем работа в паре, получают карточки перевести словосочетания (задания с ключами), один переводит, другой проверяет, затем меняются учащиеся ролями, после этого пары объединяются в четверки, тренируются в правописании. Сильный ученик диктует, остальные пишут, затем сверяются.
Затем группе дается письменное упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе.
Для проверки полученных знаний интересен опыт использования текстов с ошибками: историческими, обществоведческими, лингвистическими.
Технология интерактивного обучения – личностно-ориентированная технология, обеспечивает самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка.
Итак, использование современных педагогических технологий в обучении – это, если, во-первых, эффективное средство от однообразия, скуки, то, во-вторых, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению знаний, формированию важных и значимых для личности знаний.
Развитая, свободная, умеющая учиться и принимать самостоятельные решения личность – это те качества, которые обеспечивают мобильность человека в обществе, что может стать гарантом успеха и социальной защищенности.