Урок по русскому языку. 2-й класс. Программа "Гармония"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формировать у детей привычку задумываться над значением слова, которое они употребляют; закрепить умение пользоваться способами подбора проверочных слов для проверки букв корней названий предметов, действий, признаков;
  • развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в парах; усидчивость.

Оборудование: Изображение лисы, таблица из 9 квадратов; картинки для словарной работы; снежинка у каждого ученика с его именем.

Ход урока

1. Организационный момент.

– У лисы рассыпались бусы, а чтобы их восстановить, нужно бусинки в определенной последовательности собрать. За каждое выполненное задание будем переворачивать бусинку, на другой ее стороне записана буква. Если перевернем все бусинки, составим слово.

На доске: К таблице класс обращается на протяжении всего урока (гимнастика для глаз).

Внимание: От лисы 1 клетка вправо

2. Чистописание.

– Какие звуки обозначают буквы “м” и “л”?

Пропишите эти буквы, чередуя на строчке.

Запись слов: лимон, мальчик, малыш, малина.

– Выделите орфограммы в словах. К слову “малыш” подберите однокоренное слово. (Маленький)

– На какие две группы можно разбить эти слова?

(1. по виду орфограмм
2. жив/нежив
3. по ударению
4. но начальной букве)

– Назовите однокоренные слова к слову “лимон”? (Лимонный, лимонник)

БУКВА “А”

Внимание: От лисы 1 клетка вниз

3. Словарная работа.

Учитель показывает картинки, учащиеся записывают то, что видят в тетрадь.

Один человек у доски: картофель, капуста, морковь.

Выделите орфограммы.

– Назовите все слова одним словом? (Овощи)

Придумайте и запишите предложение со словом “морковь”. Выделите главные члены предложения.

БУКВА “Е”

Внимание: от лисы 1 клетка вправо, 1 клетка вниз.

4. Сообщение темы урока

На доске:

Несет меня л.са
За темные л.са.

– Из какой сказки эти строки? (Петушок – золотой гребешок)

– Не знаю, как писать. А чтобы написать верно, откройте стр. 56 и прочитайте тему урока.

– Какие буквы пропущены?

– Почему важно задумываться над значением слова?

БУКВА “З”

Внимание: От лисы 1 клетка вниз, 2 клетки вправо.

5. Работа по теме урока.

Стр.56 Упр.403 устно

– Какие буквы пропущены?

– Подбор однокоренных слов. (Лижет – лезть, ласка – полощет)

БУКВА “Е”

Внимание: От лисы 2 клетки вниз

6. Физ. Минутка

БУКВА “Ч”

Внимание: От лисы 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз

7. Работа в тетрадях.

Стр. 56 Упр.404

– Одинаковые ли слова собраны в пары?

– Как докажешь? (Значение разное)

Запись слов :

Меч – мечи
Мяч – мячи
Плод – плоды
Плот – плоты
Часто – частота
Чисто – чистота

– Что означает слово “плот”? Какой водный транспорт вы еще знаете?

– Что в слове главное? (Значение)

– Где хранится значение в слове? (В корне)

БУКВА “Н”

Внимание: От лисы 1 клетка вправо, 2 клетки вниз.

8. Работа в парах.

На парте лежат конверты. Разбейте слова на группы родственных слов.

Зима
Зимний
Зимовать
море
морской
морячок
лисица
лисья
лисята
мороз

 

– Почему слово “мороз” не присоединили к слову “зима”?

– Подберите родственные слова к слову “мороз”

БУКВА “И”

Внимание: От лисы 2 клетки вправо.

9. Работа с текстом.

Сначала одон ученик диктует классу первое предложение, другой ученик – второе предложение, и т. д.

Пришла з.ма. П.ля покрылись пуш.стым ковром. Моро. сковал реки и .зера.

Тополь и осина стоят голые. Только ель да с.сна зеленые.

Прочитайте текст в тетрадях.

– О чем текст?

– Что значит “сковал”?

– Почему тополь и осина стоят голые?

– Какие деревья зеленые? Почему?

– Найдите слова в которых звуков больше, чем букв. (Стоят, голые, зеленые)

– Найдите 3 – е предложение, выделите главные члены.

БУКВА “ Н”

Составьте из полученных букв слово: А Е З Е Ч Н И Н. (ЗНАЧЕНИЕ)

10. Рефлексия.

– Что в слове главное? (Значение)

– Где хранится значение слова? (В корне)

– Что может произойти со словом, если в корне написать другую букву?

11. Дом. Задание

Стр. 57 Упр. 406

12. Оценивание.

Учитель называет тех учеников, которые повесят снежинки со своим именем на доску успеха.