Цели:
- формировать у детей привычку задумываться над значением слова, которое они употребляют; закрепить умение пользоваться способами подбора проверочных слов для проверки букв корней названий предметов, действий, признаков;
- развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, речь;
- воспитывать умение работать в парах; усидчивость.
Оборудование: Изображение лисы, таблица из 9 квадратов; картинки для словарной работы; снежинка у каждого ученика с его именем.
Ход урока
1. Организационный момент.
– У лисы рассыпались бусы, а чтобы их восстановить, нужно бусинки в определенной последовательности собрать. За каждое выполненное задание будем переворачивать бусинку, на другой ее стороне записана буква. Если перевернем все бусинки, составим слово.
На доске: К таблице класс обращается на протяжении всего урока (гимнастика для глаз).
Внимание: От лисы 1 клетка вправо
2. Чистописание.
– Какие звуки обозначают буквы “м” и “л”?
Пропишите эти буквы, чередуя на строчке.
Запись слов: лимон, мальчик, малыш, малина.
– Выделите орфограммы в словах. К слову “малыш” подберите однокоренное слово. (Маленький)
– На какие две группы можно разбить эти слова?
(1. по виду орфограмм
2. жив/нежив
3. по ударению
4. но начальной букве)
– Назовите однокоренные слова к слову “лимон”? (Лимонный, лимонник)
БУКВА “А”
Внимание: От лисы 1 клетка вниз
3. Словарная работа.
Учитель показывает картинки, учащиеся записывают то, что видят в тетрадь.
Один человек у доски: картофель, капуста, морковь.
Выделите орфограммы.
– Назовите все слова одним словом? (Овощи)
Придумайте и запишите предложение со словом “морковь”. Выделите главные члены предложения.
БУКВА “Е”
Внимание: от лисы 1 клетка вправо, 1 клетка вниз.
4. Сообщение темы урока
На доске:
Несет меня л.са
За темные л.са.
– Из какой сказки эти строки? (Петушок – золотой гребешок)
– Не знаю, как писать. А чтобы написать верно, откройте стр. 56 и прочитайте тему урока.
– Какие буквы пропущены?
– Почему важно задумываться над значением слова?
БУКВА “З”
Внимание: От лисы 1 клетка вниз, 2 клетки вправо.
5. Работа по теме урока.
Стр.56 Упр.403 устно
– Какие буквы пропущены?
– Подбор однокоренных слов. (Лижет – лезть, ласка – полощет)
БУКВА “Е”
Внимание: От лисы 2 клетки вниз
6. Физ. Минутка
БУКВА “Ч”
Внимание: От лисы 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз
7. Работа в тетрадях.
Стр. 56 Упр.404
– Одинаковые ли слова собраны в пары?
– Как докажешь? (Значение разное)
Запись слов :
Меч – мечи
Мяч – мячи
Плод – плоды
Плот – плоты
Часто – частота
Чисто – чистота
– Что означает слово “плот”? Какой водный транспорт вы еще знаете?
– Что в слове главное? (Значение)
– Где хранится значение в слове? (В корне)
БУКВА “Н”
Внимание: От лисы 1 клетка вправо, 2 клетки вниз.
8. Работа в парах.
На парте лежат конверты. Разбейте слова на группы родственных слов.
Зима Зимний Зимовать |
море морской морячок |
лисица лисья лисята |
мороз
|
– Почему слово “мороз” не присоединили к слову “зима”?
– Подберите родственные слова к слову “мороз”
БУКВА “И”
Внимание: От лисы 2 клетки вправо.
9. Работа с текстом.
Сначала одон ученик диктует классу первое предложение, другой ученик – второе предложение, и т. д.
Пришла з.ма. П.ля покрылись пуш.стым ковром. Моро. сковал реки и .зера.
Тополь и осина стоят голые. Только ель да с.сна зеленые.
Прочитайте текст в тетрадях.
– О чем текст?
– Что значит “сковал”?
– Почему тополь и осина стоят голые?
– Какие деревья зеленые? Почему?
– Найдите слова в которых звуков больше, чем букв. (Стоят, голые, зеленые)
– Найдите 3 – е предложение, выделите главные члены.
БУКВА “ Н”
Составьте из полученных букв слово: А Е З Е Ч Н И Н. (ЗНАЧЕНИЕ)
10. Рефлексия.
– Что в слове главное? (Значение)
– Где хранится значение слова? (В корне)
– Что может произойти со словом, если в корне написать другую букву?
11. Дом. Задание
Стр. 57 Упр. 406
12. Оценивание.
Учитель называет тех учеников, которые повесят снежинки со своим именем на доску успеха.