Тема урока "Имя существительное. Обобщение" (образовательная система "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщение, систематизация знаний детей об имени существительном;
  • развитие орфографической зоркости, интереса к предмету;

Ход урока

Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок!

1. Организационный момент. (Сообщение темы и целей урока. Запись числа.)

2. Минутка чистописания

Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите, расшифровав данную запись.

2 6 9

Б ? З

(Буква Б в алфавите вторая, З – девятая. Шестая буква – Е. Значит, сегодня будем писать букву Е.)

ееееее ме ем ея ве ев

3. Словарная работа

Обозначьте знаком “+” где пропущена безударная гласная Е (Слова записаны на доске)

1 м.тро 2 .жиха 3 ч.ремуха 4 т.рраса 5 абр.кос

Запись в тетради

1 2 3 4 5
+ + + +  

Какое слово здесь лишнее? Почему? (Ежиха – т. к. все остальные слова – словарные и неодушевленные)

Какая орфограмма в этом слове пропущена? (безударная гласная Е )

По первой букве каждого слова прочитайте с каким словарным словом познакомимся сегодня. (МЕЧТА)

Посмотрим в толковом словаре что обозначает это слово. (То, что создано фантазией, воображением, обычно очень желанное.)

Запишите это слово в свою тетрадь. Подберите несколько однокоренных слов к слову МЕЧТА (мечтательный, замечтался, мечтатель, помечтать и др.) Запишите их. Найдите слово, которое называет человека по его действиям или занятиям и разберите его по составу.

4. Обобщение знаний об имени существительном. Откройте учебник на странице 52 и найдите упражнение № 1.Читаем задание и выполняем его устно.

Закончи предложения:

Имя существительное – часть речи, которая отвечает……… и обозначает…….. .

На вопрос кто? Отвечают имена существительные……, а на вопрос что?....... .

В упражнении № 2 отрывок из стихотворения Б. Заходера . Прочитайте. Выпишите все имена существительные.

Ласточка, пташка, подружка моя!
В теплые ты собиралась края…
Лютый мороз твой полет оборвал,
Быстрые крылья лед оковал!..

Подчеркните имена существительные одушевленные.

Как изменяются имена существительные? (По числам) На какие две группы можно поделить выписанные слова?

Изменение существительных по числам – это постоянный или непостоянный признак?

(Непостоянный) А что можно отнести к постоянным признакам имен существительных?

(Одушевленное или неодушевленное, род имени существительного.)

Какого рода может быть имя существительное?

Сейчас я читаю слова. Ребята первого ряда записывают только существительные женского рода, второго ряда – среднего, а ребята третьего ряда запишут существительные мужского рода. (Молоко, концерт, комната, волна, какао, зеленый, блюдце, язык.)

Зачитайте слова, которые вы написали. Какое слово не написал никто? Почему?

Давайте еще раз проверим то, как вы записали имена существительные. (На доске открывается запись)

Ж. р. – комната, волна

Ср. р.– молоко, какао, блюдце

М. р. – концерт, язык

5. Итог урока

Обведите в каждом слове ту букву, на которую указывает цифра. 3, 2, 3, 5, 4, 4, 3.

Какое слово получилось? (Молодцы) Почему нас так можно назвать?

Спасибо за работу!

Домашнее задание: стр. 53, упр. 5.