Цели урока:
- повторить и систематизировать знания о видах резьбы по дереву;
- обобщить понятия о геометрической резьбе на основе выполнения орнаментов;
- коррекция зрительных восприятий через упражнения на узнавание и различие;
- развитие способностей акцентировать внимание и усилия на конкретных задачах;
- воспитание мотивации к обучению.
Инструменты и приспособления:
- верстаки, резцы по дереву, циркули,
- карандаши, угольники, разделочные доски.
Учебно-наглядные пособия:
- образцы изделий, дидактические задания,
- изделия с видами резьбы в виде рисунков.
Ход урока
I. Организационный момент. Приход учащихся. Проверка готовности к уроку. Создание рабочей обстановки.
II. Актуализация опорных знаний (коррекция зрительного восприятия на основе упражнения на узнавание и различие).
1) Работа с рисунками (определив виды резьбы, дать точное название вида).
– Какие виды резьбы вы изучали? Покажите их. (Показ готовых изделий).
2) Упражнение, направленное на развитие способностей к аналитико-синтетической деятельности.
а) С какой целью выполняется резьба (через межпредметные связи с историей, на примерах учащиеся объясняют назначение того или иного вида резьбы).
б) Какая резьба выполняется легче? Почему?
в) Пиломатериалы, каких пород древесины применяются при выполнении резьбы.
3. Можем ли мы выполнить резьбу в столярной мастерской? (Педагогический прием, направленный на развитие способностей, акцентировать внимание и усилия на конкретных задачах.)
4. Словарные слова: розетка, шестигранник, четырехгранник, плосковыемчатая.
III. Сообщение темы урока. Геометрическая резьба по дереву. Орнаменты.
- Обобщение ранее изученных знаний.
- Дать понятие о геометрической резьбе. Область применения на примерах.
- С помощью какого инструмента выполняется разметка? (Упражнение, направленное на развитие высших психических функций.) Учащиеся показывают способы разметки, применяя угольник, транспортир, циркуль.
Работа по профориентации. Показать, как выполняется разметка участка для строительства беседки в форме шестигранника с помощью шнура (Прием, предполагающий действия в определенной жизненной ситуации.)
– Какой вид разметки выполняется легче? Почему?
4. Какой инструмент применяется при выполнении геометрической резьбы? Правила безопасности работы с резцами.
Задание на практическую работу. Учащиеся выбирают орнамент, который будут выполнять на разделочной доске (Здесь важен выбор учащихся: по своим возможностям или самооценке). Учитель регулирует выбор по индивидуальным возможностям учащихся данного класса.
План работы (работа с карточками заданиями). Дописать слова:
- Подобрать орнамент…
- Выполнить разметку с помощью…
- Выполнить резьбу.
- Зачистить изделие.
IV. Практическая работа
- С помощью резца выполнить резьбу орнамента, согласно инструкционной карты.
- Показать учащимся, как организовать рабочее место, осуществить хватку инструмента, выполнить практическое задание, а затем проверить, как они усвоили полученную информацию.
- Во время работы обходить рабочие места и инструктировать учащихся индивидуально, а в случае необходимости провести текущий коллективный инструктаж. Во время обходов необходимо проверить, чтобы учащиеся правильно организовали свою работу, тщательно проводили подчистку элементов резьбы, точно выполняли хватку инструмента и координировали свои действия.
- Во время всего урока следует постоянно обращать внимание на соблюдение учащимися требований безопасности труда.
V. Итог урока.
Подвести итоги упражнений учащихся и итог всего урока, провести анализ изделий, выставить оценки. Разобрать с учащимися их характерные ошибки. Оценки за теоретическую и практическую часть урока. Организация уборки рабочих мест.