Урок обучения грамоте. "Закрепление изученного о звуках и буквах" (1-й класс, УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Классический тип урока “Закрепление знаний, умений и навыков”.

Тема урока: “Закрепление изученного о звуках и буквах”.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    закрепить знания о звуках и буквах;
    проанализировать группы звуков;
    познакомить учащихся с творчеством писателя В.В. Бианки;
    познакомить учащихся с содержанием отрывков “Книги зимы”;
    продолжить работу над совершенствованием навыков чтения;
    формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
    активизировать вдумчивое чтение;
    формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
  • Развивающие: развивать устную речь учащихся;
    формировать читательскую самостоятельность;
    развивать образное логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
    развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся;
    развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления, развивать все многообразие психических процессов;
    развивать фонематический слух.
  • Воспитательные:
    воспитание интереса к миру художественной литературы;
    воспитание усидчивости, взаимоуважения и взаимовыручки;
    воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.

I. Организационный момент:

a) эмоциональный настрой;
b) дыхательная гимнастика, фонетическая зарядка;
c) правила посадки.

а) – Здравствуйте, ребята! В начале урока создадим себе и своим друзьям хорошее настроение. А любое хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу!

– Пожелаем друг другу доброго утра, как вот такие большие, неуклюжие, но очень добрые медвежата.

– Попробуем сказать это, как маленькие задорные мышата.

– Ну а теперь, пожелаем доброго утра, как веселые первоклассники.

b) – Приготовим свои язычки к точным и грамотные ответам.

– Пропоем дружно, на одном дыхании. (дыхательная гимнастика). Сделаем глубокий вдох и на выдохе пропоем:

-а-о-у-ы-э-и-
-у-о-а-и-э-ы-
-о-у-а-э-ы-и-

Прочитаем глазками первую строчку. А теперь вслух по слогам. А теперь целыми словами:

-ра-ра-ра-ра-начинается игра
-со-со-со-со-покатилось колесо
-ши-ши-ши-ши-мы уже не малыши
-рок-рок-рок-рок-вот и начался урок

c)

Проверь, мой маленький дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь. (Дети садятся)

– Ваши ручки на месте? (На месте!)
Ваши ножки на месте? (На месте!)
Ваши ножки у края? (У края!)
Ваша спинка прямая? (Прямая!)

II. Работа по теме урока:

a) определение темы урока;
b) характеристика согласных звуков;
c) характеристика гласных звуков;
d) упражнения по различию звуков и букв.

a) – Ребята, попробуем определить тему нашего урока. Каждому значку соответствует буква. Прочитаем, что здесь зашифровано.

Приложение, рис. 1.

b) – Назовите первый звук в слове – звуки – (з), а первую букву (зэ).

– Что вы можете рассказать о звуке (з)? (Согласный, звонкий – парный, твердый). (Вывешивается табличка Звуки речи)

– Первый признак вы назвали – согласный – Что значит согласный звук?

(Во рту – преграда)

– Спросил однажды звук капризно:

“Как мне узнать про этот признак?”

– “Я твердый, мягкий? Знать хочу! Когда ответ я получу?!”

– Вы назвали еще один признак – твердость.

– Почему звук (з) твердый? (Нет показателя мягкости)

– Значит, какими бывают согласные звуки? (Твердыми и мягкими). Выстраивается схема:

рис. 2.

– Найдите в слове – звуки – мягкий согласный звук (к,).

Произнесем его. Почему он мягкий? (Есть показатель мягкости буква -и- ).

– Назовите буквы – командиров мягкости (Магнитные буквы -е-е-ю-и-я-ь-)

– В замечательной сказке Милна “Вини Пух и все-все-все” один из героев гадал на ромашке: “Любит – не любит, плюнет – поцелует?” В имени этого героя есть целых два мягких согласных звука. (Вывешивается картинка Ослик – Пятачок.)

– Кто это: Ослик или Пятачок? (Пятачок)

– Какие звуки мягкие и почему? ((п,), (ч,) )

– Итак, мы выяснили, что звук (к,) – мягкий. А что еще можно о нем сказать? (Он глухой – парный.)

– Значит, какими могут быть еще согласные звуки? (Звонкими – глухими, парными – непарными.) (Дополняется схема.)

рис. 3.

– Назовите буквы парных согласных. (Магнитные буквы.)

-б-в-з-г-д-ж-

-п-ф-с-к-т-ш-

– Почему они парные? (Звуки могут звучать одинаково, а обозначаются разными буквами)

– Прочитаем всю схему. (Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими, парными и непарными)

– А еще один знаменитый сказочный герой – самый большой мечтатель и выдумщик барон Мюнхаузен, рассказывал о планете, на которой он побывал дважды. А говорил он вот что: “Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов”. Что это за планета? Луна или Марс? (Вывешивается картинка с Мюнхаузеном) В названии этой планеты все согласные звуки звонкие. Назовите эти звуки. ((л), (н) ) (Луна)

– Как еще можно назвать эти звуки? (Сонорные.)

Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 – научились мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладошки три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

– А теперь поговорим о буквах. Назовите в слове вторую букву. (Буква -у- ). Назовите звук, который обозначает буква -у- (-у-)

– Что вы знаете об этом звуке? (Он гласный, ударный)

– Значит, какими могут быть гласные звуки? (Ударными и безударными)

– Прочитаем схему. (Гласные звуки бывают ударными и безударными).

рис. 4.

– Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам.

– Рассыпалось слово. Соберем его!

-у-б-к-а-в-

Магнитные буквы

– Его не видно, в руки не взять.
Но если услышишь, то буква
Поможет его записать.
Что это? (Звук)

– Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)

– А вы хорошо знаете буквы?

– Назовите буквы, которые здесь спрятались. (Обвести букву по рисунку) (л, к, о, у)

 рис. 5.

Девочки, найдите в классе и назовите буквы, которые обозначают на письме гласные звуки (-а-ы-и-э-)

– Мальчики, найдите в классе и назовите буквы, которые обозначают на письме согласные звуки (-м-н-т-с-ш-)

(Ставят букву на наборное полотно и называют ее.)

– Какие буквы не попали ни в команду мальчиков, ни в команду девочек? (-ь-ъ-) Почему? (Они не обозначают звуков)

– Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…

(Чтение хором. Найти букву. Верное чтение.)

Муравей нашел травинку
И взвалил ее на свинку. (п)

У вратаря большой улов,
В его воротах 5 волов. (г)

Возле дома на дорожке
Воробьи клевали брошки. (к)

Ехал дядя без жилета, (б)
Заплатил он штраф за это.

Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку. (т)

– Вот что может произойти, если буква вдруг окажется не на своем месте.

– Ребята, если мы сможем прочитать вот эту непонятную запись, то сделаем очень важный вывод:

ЗВУКИЯСЛЫШУИПРОИЗНОШУБУКВЫЯВИЖУИПИШУ.

III  Литературная страничка:

a) знакомство с автором и произведением;
b) природа зимой;
c) работа с текстом;
d) итог урока.

a) – Ребята, вы очень хорошо научились различать звуки и буквы, очень много знаете о них, и даже хорошо научились читать. Вы такие молодцы! И наградой за ваши старания и умения станет литературная страничка. Сегодня нас ждет встреча с замечательным русским писателем Виталием Валентиновичем Бианки, который подарил читателям удивительные рассказы и сказки о природе.

(Открывается портрет писателя). Наша гостья называется “Книга зимы” (Открывается книга).

b) – Как вы думаете, можно ли по названию догадаться, о чем эта книга? (О зиме)

– Что происходит в природе с наступлением зимы?

– Совершенно верно! Виталий Бианки рассказывает нам в своей книге о красоте зимы, о проведении животных в зимнее время, о том, что интересного можно увидеть и узнать, наблюдая зимой за живой и неживой природой.

(Свиридов “Зимняя дорога”)
(К. Ирбаев “Зима”)

Величава зима – называть ее хочется
Не по имени просто, а по имени – отчеству.
Ой, зима, ты – Морозовна,
Ой, зима, ты – Метельевна!
Утром кажется розовым снег под синими елями.
Ветер с веток березовых сыплет хлопья на головы…
Ой, зима, ты – Морозовна,
Ой, зима, ты – Метельевна!

c) – Ребята, вы хотите узнать, что писал В. Бианки о зиме?

1-ый ряд читает рассказ “Книга зимы”.

2-ой ряд читает рассказ “Кто чем пишет?”.

3-ий ряд читает рассказ “Кто как читает?”.

– Послушаем первый ряд. (Один читающий.)

– Что узнали из этого рассказа?

– Как вы думаете, что автор имел ввиду, написав такие слова “Был здесь такой-то…”?

– Что автор называет “белыми гладкими страницами”?

– Чем могут расписаться те, кто пройдет по этим “белым гладким страницам”?

– Послушаем второй ряд. (Один читающий.)

Как умеют “писать” звери?

– Почему В. Бианки сравнивает следы зверей с буквами?

– Но звери, оказывается, умеют не только “писать”, но и “читать” по следам. Об этом нам прочитает третий ряд. (Один читающий.)

– Как же “читают” по следам звери?

– Подберите синонимы к слову – шибко – (сильно, очень).

– Вам понравились зимние истории, написанные В. Бианки?

d) – Зима, очень красивое время года. Как вы думаете, чем она удивительна, особенна?

– А без чего трудно представить себе зиму? (Без снега)

– На нашей зимней страничке, пожалуй, не хватает волшебных легких снежинок. Если на уроке вам было интересно, если у вас сохранилось хорошее доброе настроение, то я попрошу вас украсить нашу зимнюю страничку вот этими маленькими снежинками.

– А ну, снежок, а ну, дружок,
Лети, не уставай.
И двор, и дом, и все кругом,
И школьный сад, и нас, ребят,
И все, и все, и все подряд
Теплее укрывай.