Опыт проведения "Недели науки" на иностранном языке

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Вопрос организации профильного обучения, определения структуры и направления профилизации фактически решен в нашем лицее № 1501 . Он является базовым для нескольких технических ВУЗов и имеет многопрофильное техническое направление обучения.

В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, учебные программы непрофильных предметов, в частности иностранного языка (в дальнейшем И.Я.) , не претерпели относительного сокращения, а качество обучения не понизилось. Произошло это благодаря многим условиям:

  • увеличение количества часов ИЯ в старшей школе,
  • интенсивные подготовительные курсы,
  • высокий профессиональный уровень преподавания,
  • современное техническое оснащение кабинетов ИЯ.

И, самое важное, на протяжении нескольких лет кафедрой ИЯ ведется большая работа над методической темой “Междисциплинарные основы профильного обучения.”.

На практике это осуществляется путем организации профильных и элективных курсов. Одни из них, например курс “Технический перевод”, поддерживают изучение профильных предметов. Другие, например курс “Деловой английский”, служат для построения индивидуальных образовательных траекторий. Учащимся, не вовлеченным в профильное и элективное обучение, необходимо дать возможность осваивать новое и интересное путем реализации нетрадиционных форм обучения, проектно-исследовательской деятельностью, участием в предметной неделе. Две последние концептуально объединились в проведение “Недели науки” на ИЯ.

Предметные недели являются организационно сложной формой работы, требующей солидной подготовки. В определенном смысле она длится несколько месяцев. Требует решения нелегкая педагогическая задача совмещения самостоятельности учащихся и координации их деятельности. По целевой направленности предметные недели можно разделить на две группы.

Первая группа – это предметы, формирующие специальные и общеучебные знания и умения (родной язык, биология, физика, химия, математика ).

Вторая группа – это предметы, ориентированные на формирование компетентностей (иностранные языки, информатика, экология, граждановедение).

Работа по совмещению этих двух групп в межпредметную неделю – это современный и относительно высокий уровень сложной педагогической деятельности, требующий серьезной квалификации преподавателя..

Такие межпредметные мероприятия требуют глубокой содержательной интеграции уже на первоначальном этапе и в процессе постановки темы и проблемы.C одной стороны, рассматриваемые технические разработки и научные идеи должны соответствовать уровню знаний учащихся по профильным предметам. С другой стороны их освещение на иностранном языке предполагает определенные знания научно-технической терминологии и наличие базовых основ речевых умений. Именно поэтому тип мероприятия, его цели и задачи дифференцировались по возрасту учащихся.

В зависимости от этого были четко определены мероприятия, сроки выполнения, исполнители и контроль над выполнением. Определение формы проведения межпредметных мероприятий – важнейшая организационная задача. От этого зависят:

– выбор формы продукта деятельности учащихся: игра, создание веб-сайта, стенгазеты, исследовательских проектов и т.д.

– вид презентации продукта деятельности: доклады, конференции, тематические публикации, викторины

Сочетание формы и презентации можно варьировать бесконечно.

К примеру, в сентябре – мини – проекты по теме” Транспорт”.

В октябре – Интернет олимпиада.

В октябре – доклады по теме “ Необычное в повседневном “.

В ноябре – конкурс на лучший перевод текстов “Удивительные механизмы”.

В декабре – выпуск стенгазет “Технологии современности”.

Итог недели науки в конце декабря – Викторина “ Что? Где? Когда?”.

Рассмотрим, например, связку< газета – викторина>. Учитель – координатор представляет следующий план работы:

– тема стенгазеты;
– консультанты (учителя – предметники);
– состав участников;
– учебный предмет, близкий к теме;
– тип газеты (информативный , исследовательский и т. д.);
– этапы работы;
– освещаемые задачи и вопросы;
– рабочий материал и эскизы.

Первый и главный вопрос, требующий решения, выбор темы стенгазеты. Она должна быть значима в реальной жизни или быть злободневной в прошлом. Научно-техническая тематика рассчитана на уровень, которым обладают учащиеся на иностранном языке Оптимальный возраст для такого типа работы – 9–10-е классы. В обсуждении и непосредственно в работе может участвовать любой учащийся, но каждый участвует только в одной презентации. Участники объединяются в группы вокруг своего учителя, который в свою очередь привлекает учителей – предметников, координируя процесс межпредметных связей. При этом учитель – координатор побуждает учащихся к самостоятельности, активности и изобретательности. Они в свою очередь обращаются за помощью к участникам проектных работ и докладов на И.Я, к победителям конкурса на лучший перевод научно – технической статьи, используют Интернет в поиске соответствующего материала, переводят его на И.Я. и редактируют его. Усилия направляются на сбор информации об объекте или явлении, истории изобретения, перспективах развития научных идей и технических достижений. Материала для публикации набирается достаточно для выбора альтернативного и лучшего варианта. При их обсуждении ученикам приходилось учиться навыкам коллективного творчества, толерантности и принципиальности. На разных этапах работы – сбор информации, оформление и т. д. – появлялся свой лидер, и присутствовал некий соревновательный элемент, что повышало мотивацию учеников, побуждало к творчеству. Тематика определилась самая разнообразная: “ Медицина”, “ Транспорт “, “Что мы едим “, “Вершины современных технологий”, “ Мир вещей вокруг нас”.

В оценке всех работ принимало участие 3 группы жюри: учителя И.Я., учителя – предметники и сами ученики. Они руководствовались следующими критериями:

– актуальность и значимость темы – оригинальность подачи материала;
– глубина раскрытия темы – информативность.

Каждая газета получила приз по одной из номинаций. По опыту предыдущих лет мы видели , что определенный и немалый процент учеников не участвуют в мероприятиях ни активно(“творцы”) ни пассивно(“читатели”). Тогда была объявлена викторина на И.Я. “Что? Где? Когда?” с призами, номинациями и подарками. В ней могли принять участие все желающие. Всех учащихся информировали, что вопросы викторины будут взяты из тематических стенгазет, вывешенных заранее в удобном мест, в холле на протяжении месяца. Впервые вокруг них постоянно толпились читатели всех возрастов и способностей к И.Я. Это было большим достижением учителей – координаторов, которые старались отредактировать и презентовать материал доступным языком, привлечь читателей занимательными, забавными, познавательными и полезными статьями, необычным и разнообразным оформлением.

Следующим этапом была организация викторины. В ней участвовали группы из 5 учеников одного возраста. Были задействованы мультимедийные ресурсы. Вопросы задавались в интерактивном режиме, высвечивались на экране, ответы тут же обрабатывались жюри, но одновременно шел диалог ведущего с аудиторией, которая выдвигала свои варианты ответов. Всеми наблюдателями отмечалась высокая активность и живость участников, хороший темп игры, наглядность и инновационные методы организации. Жюри поощрило всех призовыми местами и номинациями.

Каковы же были главные педагогические цели данного мероприятия? Главная из них – формирование ключевых компетенций и умений:

Исследовательские умения:

– выдвигать идеи, привлекая знания из различных областей;
– самостоятельно находить информацию;
– намечать варианты решения проблем.

Навыки работы в коллективе:

– умение работать с любым партнером;
– признавать лидерство и самому стремиться к этому;
– умение принимать решения и отвечать за них.

Коммуникативные навыки:

– навыки работы в коллективе;
– умение взаимодействовать с взрослыми;
– вести диалог и отстаивать свое мнение.

Языковые навыки;

– владение научно-технической терминологией;
– навыки диалогической речи;
– навыки перевода научно-технической литературы.

Думается, что цели были достигнуты, но совершенствование методов их реализации бесконечно, и зависит только от профессионализма и творческих способностей педагога

Ниже приведены некоторые вопросы викторины:

1. It made а farm boy H/Ford millionaire:

– Assembly line process
– First petrol engine
– Rising the cost of a car

2. This transport line is 45 m below the surface of the Earth, and 37 km of it is under the water.

3. The word <photography> comes from 2 Greek words meaning:

4. The word < telegraph> comes from 2 Greek words meaning:

5. The first one of this communication device was invented in 1973, looked like brick and Weighted 13, 6 kg. Everyone has it now.

6. What famous French person offered prize 12000 francs to anyone who could devise a way to preserve food 200 years ago ?

7. Here are some of food ‘first homes’. Match the name and place first grown.

8. He is known as the first person to ‘discover’ this continent but never set foot on it.

9. In 1929 Russian engineer Vladimir Zworykin patented the system to transmit: Sound – Rays – Pictures

10. Leonardo da Vinci first drew it as a device– this kind of aircraft is going not in one direction . at a time.