Урок по окружающему миру в 4-й классе. Тема: "Лес — природное сообщество"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить детей с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
  • Развивающие:
    • развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
    • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
  • Воспитательные:
    • формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности.

Место урока в учебном плане: 6 урок в теме «Родной край часть большой страны».

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:

  • Технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор, экран;
  • Программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint (Приложение 1), CD «Человек. Природа. Общество».
  • Наглядные средства обучения: карта Красноярского края.
  • Раздаточные материалы: тест по теме «Земля – кормилица» (почвы) (Приложение 2), карточки индивидуальных заданий (Приложение 3).
  • Оборудование: аудиозапись «Звуки леса».

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  • учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс,
  • рабочая тетрадь, тетрадь «Проверь себя» автор А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс,
  • М.Н. Сергеева, М.А. Гуленкова «Атлас родной природы. Грибы», «Атлас родной природы. Животные леса», «Атлас родной природы. Птицы леса», «1000 загадок».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

а) Проверка готовности учащихся к уроку.

б) Сообщение темы и цели урока.

– Посмотрите на экран и прочитайте тему урока:

1 слайд. «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

– Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я хочу проверить, как вы усвоили тему прошлого урока «Земля – кормилица» (почвы). Работать будете по группам (группы постоянные).

II. Проверка домашнего задания. Групповая работа

1 группа (сильные учащиеся класса) Тест «Земля-кормилица» (Приложение 2)

2 группа (средний состав) Индивидуальная работа по карточкам: (Приложение 3)

3 группа (слабые учащиеся)  Работа в тетрадях А.А. Плешаков «Мир вокруг нас.

Проверим себя. 4 класс». Страница 43.

(После того, как дети выполнят работу, проверяют по учебнику результат своей работы, карандашом дописывают ответы, исправляют ошибки).

– Прошу вас сдать работы. Позже я проверю их и каждому ученику поставлю оценку.

III. Работа над новой темой (Приложение 1)

1) Звучит аудиозапись «Звуки леса»

2 слайд «Хвойный лес».

2) Ученик читает стихотворение:

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стрясая капли рос.
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
Привет тебе, приют покоя и свободы,
Родной Сибири неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!

3) Вступительное слово учителя (краткая справка с опорой на карту Красноярского края)

Красноярский край является частью нашей большой страны. Леса занимают более половины всей территории России. А наш Красноярский край занимает одно из первых мест по площади, занимаемой лесами. Площадь земель лесного фонда в крае составляет около 66 млн. га. А в Ужурском районе площадь лесов составляет 54646 га.

4) Ребята составили «живую анкету» леса. Давайте их послушаем.

1 ученик. Лес – легкие планеты. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек.

2 ученик. Лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет в сутки 5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

3 ученик. Общая площадь лесов в мире  составляет 19 млн. км?.

4 ученик. Ежегодно на планете вырубается 33000 га леса. От этого ухудшается экология нашей планеты.

5) Беседа по слайду №2.

– Внимательно рассмотрите лес.
– С чем вы его можете сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)
– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
– А какой это дом? (Большой, многоэтажный.)
– Давайте выделим этажи леса и заполним таблицу на странице 55 в рабочей тетради. 
– Откройте тетради. Итак, каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания:

3 слайд

Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Используя иллюстрации слайда, дети заполняют таблицу в рабочей тетради.

4 слайд

– Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
5 слайд
– Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
6 слайд
– Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мхи)
– На этом же этаже поселились и лишайники.
– Проверим, как вы заполнили таблицу: 7 слайд
– Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т. д.)
– В среднем ярусе? (Малина, смородина, калина и т. д.)
– Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, т.д.)
– А что же растет на самой земле? (Лишайники, мхи.)
– Запишите в своих таблицах еще по одному представителю каждого лесного этажа.
– Проверка.

8 слайд. Обобщение.

– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения: деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.
– Что же мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, травы, кустарники, разные растения).
– Верно. Но не только разные растения. Весь лес – от верхушек деревьев до земли заселен животными. Многие из них обитают на деревьях, другие – ведут наземную жизнь, третьи, например дождевые черви, обитают в почве. В разное время года в лесу можно встретить разных животных в зависимости от их способа обитания и приспособления к окружающей среде.
– Давайте посмотрим, каких животных можно встретить в лесах нашего края и как они приспосабливаются к жизни в лесу в разное время года.

9 слайд. Лесной календарь.
10 слайд (заяц зимой)

Январь

Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки
Тихо. Холодно. Бело.

11 слайд (волк зимой)

Февраль

Ходит грозный вьюговей
В снежной шапке до бровей.
Даже волк, разбойник волк
Испугался и примолк.

12 слайд (синица)

Март

Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки!
С веток капает капель.
И летит синицы трель.

13 слайд (муравьи)

Апрель

Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.

14 слайд (лось)

Май

Дружно лопаются почки.
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит.
Лось за радугой бежит.

15 слайд (птенцы)

Июнь

Солнце в небе светит ярко,
Но в густой тени не жарко.
Тут и там пищат птенцы.
Леса новые жильцы.

16 слайд (пчела на опушке леса)

Июль

В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка:
Из-за речки дождь идет.

17 слайд (белка)

Август

До утра в лесу тепло
От смолистых сосен.
Белка гриб несет в дупло…
Наступает осень.

18 слайд (лиса)

Сентябрь

Над землей туман клубится,
Сквозь туман плывет рассвет,
Осень – рыжая лисица
Красит листья в рыжий цвет.

19 слайд (бурундук)

Октябрь

Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете.

20 слайд (дятел)

Ноябрь

В инее ложбины,
В огоньках рябины.
Дятел клювом бьет,
Зиму в гости ждет.

21 слайд (медведь)

Декабрь

Стынут ветви у берез,
По ночам трещит мороз.
Ну а мишке все равно:
Он в берлоге спит давно

– Какие животные обитают в лесах нашего края?  (Ответ детей).
– Какие из них живут на деревьях?
– Какие ведут наземную жизнь?
– А какие обитают в почве?
– Скажите, могут ли животные  и растения жить друг без друга? (Нет они живут как бы одной семьей, помогая друг другу).
– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе, корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

22 слайд

– Рассмотрите рисунки и вспомните, что же обозначают стрелки? (Стрелки указывают на цепи питания в лесу.)
– Объясните изображенную на экране цепь питания.

23 слайд

– Составьте цепь питания сложившуюся в лесах нашего края, выполнив задание №8 на странице 58 в рабочей тетради. (Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)

24 слайд. Проверь себя.

– Какой вывод можно сделать? (В лесу все взаимосвязано. Животные и растения зависят друг от друга.)

– Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь:

И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы)

25 слайд (грибы).

– Как вы думаете, грибы лесу нужны? (Ответы детей)
– Найдите ответ в учебнике с.179, в статье «Нужны ли лесу грибы?»
– Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны, Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

IV. Физминутка (двигательная)

Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.

Заяц быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке –
Непоседы-ребятишки.

V. Продолжение изучения новой темы

– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?  (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

26 слайд (лесная подстилка)

– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)

– А именно? (Ежам, медведям, разным жукам).

VI. Закрепление

Задание в тетради «Проверь себя».

VII. Подведение итогов

– Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами.  Животные делят между собой эти этажи: одни живут в деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)

– Как можно назвать лес? (Мы назовем его природным сообществом.)

VIII. Домашнее задание

27 слайд

28 слайд

– Молодцы!