Урок музыки в 5-м классе по теме "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"

Разделы: Музыка


Цели по содержанию урока:

Образовательная:

  • Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.
  • Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина".
  • Знакомство с жанром кантата.

Развивающая:

  • Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
  • Способствовать развитию воображения учащихся.
  • Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Воспитательная:

  • Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, выставка творческих работ учащихся, раздаточный материал.

ТСО: 1) компьютер; 2) мультимедиапроектор.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Слайд 1. Эпиграф: "У леса на опушке жила зима в избушке"

(Слова из песни).

У - Ребята, как вы думаете, о чем мы будим с вами говорить на уроке? (прочитать эпиграф на слайде №1)

Д - О зиме.

Слайд 2 . У - Да, ребята, сегодня у нас очень красивая тема урока. (Тема урока на слайде №2)

У - Скажите, ребята, кто из русских поэтов рисовал образ зимы в своих стихах?

Д - Называют известных им поэтов.

У - Какому русскому поэту принадлежат эти поэтические строчки? (читает учитель вместе с детьми)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы.
Проказам матушки зимы.

У - Чьи это стихи?

Д - А. С. Пушкин.

У - Как вы думаете, почему он зиму так величает?

Д - Она ему нравится:(и другие ответы)

Слайд 3. У - Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники:

Расскажите о своей зиме. (Дети читают свои сочинения, стихи, показывают рисунки; оформляется выставка детских работ).

У - Вы знаете, ребята, что литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ русской зимы. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Пушкин в 19 веке зиму видел так. А как видел зиму поэт 20 века?

Слайд 4. (Стих "Пороша" С. Есенина, под музыку Г. Свиридова "Романс" читает учитель)

У - Какой образ зимы удалось создать поэту Есенину? С помощью каких художественных средств?

Д - Зима тихая, спокойная:

У - Что значит для Есенина природа? Как он понимает ее душу?

Д - Он ее любит, он говорит о природе, как о чем-то живом, близком родном.

Слайд 5. У - Есенин много стихов посвятил зиме. Одно из них перед вами.

(Текст стиха "Поет зима аукает" выразительно читает один из учащихся)

У - Какие образы рисует поэт в стихотворении (анализ стиха).

У - А сейчас, ребята, я вам предлагаю побыть в роли композитора. Вы попробуете создать на стихотворение свое музыкальное произведение. Образ какой зимы встает перед нами.

Слайд 6. (Таблица №1)

У - Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на эти стихи написал настоящий композитор? (слушаем вторую часть кантаты "Поет зима, аукает:")

Слайд 7. (Таблица 2) У - похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?

Слайд 8. У - Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов.

Эта кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" (вторая часть "Поет зима, аукает:" - всего десять частей)

Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов.

У - Мы побывали в роли композитора, а сейчас побываем роли дирижера. Физминутка: пластическое дирижирование - сравнить два образа зимы и воробушек. (Дети выполняют пластическое дирижирование. Звучит фрагмент второй части кантаты)

Учитель хвалит учащихся и выбирает лучшего дирижера.

Слайд 9. У - Перед вами четыре картины зимы. Скажите, какая из картин передает образ беззащитных воробушек? Почему? (сравнительный анализ картин)

У - мы послушали поэтическое описание зимы поэтов 19 в., 20 в., а в 21 в. изменилась зима или осталась такой же прекрасной.

Дети отвечают.

Слайд 10. У - Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте наш урок закончим веселой песней Эдуарда Ханка "Зима", которую слышали в начале урока.

Задание - Как мы исполним для себя и наших гостей эту песню? (ответы детей)

Дети исполняют песню.

У - Получилось?

Д - Да, получилось!

Вывод:

Какую роль в музыке Г.Свиридова сыграли стихи Есенина? Дайте определение жанра этого произведения.

Сегодня на уроке мы встретились с произведениями разных видов искусств (музыка, литература, изобразительное искусство). Какой образ создали авторы этих произведений? Назовите их.

Слайд 11. Домашнее задание:

Сочинить небольшую мелодию на стихи о зиме.

Нарисовать музыку Г.Свиридова "Поет зима, аукает:"

Составить кроссворд по теме урока.

У - Вы хорошо сегодня поработали! (выставление оценок)

- Урок закончен. Всем спасибо. До свидания.

Приложение.