Цели по содержанию урока:
Образовательная:
- Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.
- Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина".
- Знакомство с жанром кантата.
Развивающая:
- Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
- Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
- Способствовать развитию воображения учащихся.
- Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.
Воспитательная:
- Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, выставка творческих работ учащихся, раздаточный материал.
ТСО: 1) компьютер; 2) мультимедиапроектор.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
Слайд 1. Эпиграф: "У леса на опушке жила зима в избушке"
(Слова из песни).
У - Ребята, как вы думаете, о чем мы будим с вами говорить на уроке? (прочитать эпиграф на слайде №1)
Д - О зиме.
Слайд 2 . У - Да, ребята, сегодня у нас очень красивая тема урока. (Тема урока на слайде №2)
У - Скажите, ребята, кто из русских поэтов рисовал образ зимы в своих стихах?
Д - Называют известных им поэтов.
У - Какому русскому поэту принадлежат эти поэтические строчки? (читает учитель вместе с детьми)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы.
Проказам матушки зимы.
У - Чьи это стихи?
Д - А. С. Пушкин.
У - Как вы думаете, почему он зиму так величает?
Д - Она ему нравится:(и другие ответы)
Слайд 3. У - Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники:
Расскажите о своей зиме. (Дети читают свои сочинения, стихи, показывают рисунки; оформляется выставка детских работ).
У - Вы знаете, ребята, что литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ русской зимы. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Пушкин в 19 веке зиму видел так. А как видел зиму поэт 20 века?
Слайд 4. (Стих "Пороша" С. Есенина, под музыку Г. Свиридова "Романс" читает учитель)
У - Какой образ зимы удалось создать поэту Есенину? С помощью каких художественных средств?
Д - Зима тихая, спокойная:
У - Что значит для Есенина природа? Как он понимает ее душу?
Д - Он ее любит, он говорит о природе, как о чем-то живом, близком родном.
Слайд 5. У - Есенин много стихов посвятил зиме. Одно из них перед вами.
(Текст стиха "Поет зима аукает" выразительно читает один из учащихся)
У - Какие образы рисует поэт в стихотворении (анализ стиха).
У - А сейчас, ребята, я вам предлагаю побыть в роли композитора. Вы попробуете создать на стихотворение свое музыкальное произведение. Образ какой зимы встает перед нами.
Слайд 6. (Таблица №1)
У - Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на эти стихи написал настоящий композитор? (слушаем вторую часть кантаты "Поет зима, аукает:")
Слайд 7. (Таблица 2) У - похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?
Слайд 8. У - Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов.
Эта кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" (вторая часть "Поет зима, аукает:" - всего десять частей)
Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов.
У - Мы побывали в роли композитора, а сейчас побываем роли дирижера. Физминутка: пластическое дирижирование - сравнить два образа зимы и воробушек. (Дети выполняют пластическое дирижирование. Звучит фрагмент второй части кантаты)
Учитель хвалит учащихся и выбирает лучшего дирижера.
Слайд 9. У - Перед вами четыре картины зимы. Скажите, какая из картин передает образ беззащитных воробушек? Почему? (сравнительный анализ картин)
У - мы послушали поэтическое описание зимы поэтов 19 в., 20 в., а в 21 в. изменилась зима или осталась такой же прекрасной.
Дети отвечают.
Слайд 10. У - Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте наш урок закончим веселой песней Эдуарда Ханка "Зима", которую слышали в начале урока.
Задание - Как мы исполним для себя и наших гостей эту песню? (ответы детей)
Дети исполняют песню.
У - Получилось?
Д - Да, получилось!
Вывод:
Какую роль в музыке Г.Свиридова сыграли стихи Есенина? Дайте определение жанра этого произведения.
Сегодня на уроке мы встретились с произведениями разных видов искусств (музыка, литература, изобразительное искусство). Какой образ создали авторы этих произведений? Назовите их.
Слайд 11. Домашнее задание:
Сочинить небольшую мелодию на стихи о зиме.
Нарисовать музыку Г.Свиридова "Поет зима, аукает:"
Составить кроссворд по теме урока.
У - Вы хорошо сегодня поработали! (выставление оценок)
- Урок закончен. Всем спасибо. До свидания.