Урок алгебры в 8-м классе по теме "Графический способ решения уравнений"

Разделы: Математика


Всякое учение и всякое обучение основано на некотором уже ранее имеющемся знании.

Аристотель

Цели:

  • обобщить и систематизировать свойства графиков некоторых функций, алгоритмы их построения;
  • научить решать уравнения графическим способом, в частности используя возможности компьютерных программ;
  • учить анализировать, выделять главное, сравнивать.

Формирование компетенций: компетенции самосовершенствования – саморегулирование и саморазвитие, речевое развитие (через устную и самостоятельную работу, формулировка выводов); компетенции социального взаимодействия – сотрудничество; компетенции в общении – устном, письменном; компетенции познавательной деятельности – постановка и решение познавательных задач, проблемные ситуации (их создание и разрешение), прогнозирование деятельности; компетенции информационных технологий – приём, переработка и выдача информации, компьютерная грамотность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: компьютер, медиапроектор, презентация (Приложение 1).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, диалог, работа с текстом слайда, работа в тетради, парная.

Методы: наглядный, словесный, графический (практический).

Методы мотивации: поощрение, порицание; создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решения; предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности, самооценка деятельности; создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (1 мин.)

2. Актуализация знаний (12 мин.)

А). По карточкам (на доске):

№1. Решите уравнение 4х + 8 = –17 + 9х. 
№2. Решите уравнение х2 + х – 2 = 0.
№3. Решите уравнение х2  = .
№4. Заполните таблицу:

а)

х –3 –2 –1 0 1 2 3
у = х2 9 4 1 0 1 4 9

б)

х -6 -3 -2 -1 1 2 3 6
у = -1 -2 -3 -6 6 3 2 1

(На этом этапе можно организовать взаимопроверку и взаимопомощь, если возникнет такая необходимость).

Б). Устная фронтальная работа. (Здесь и далее: подчёркивание – моменты управления презентацией)

Что называется функцией?

С какими функциями уже знакомы? (На партах – памятка, по которой учащиеся вспоминают связь между графиком и формулой, задающих функцию: Приложение 2).

Я предлагаю вашему вниманию формулы, задающие некоторые функции. Из этих функций нужно выбрать линейные. Но перед этим давайте вспомним определение линейной функции. (Работаем со слайдом 2).

Давайте вспомним, что является графиком (гиперссылка) линейной функции.

Среди выбранных нами линейных функций есть особенные. Что это за функции? Чем отличаются графики? (Разбейте линейные функции на две группы). (Работаем со слайдом 3).

Остались функции, о которых мы ничего ещё не сказали. Давайте дадим им название, и название их графикам. (Работаем со слайдом 4).

Что называется уравнением? Корнем уравнения? Что значит решить уравнение? Какие уравнения мы уже можем решать?

В) Проверяется работа по карточкам №1; №2; №3.

1) 4х + 8 = –17 + 9х,
4х – 9х = – 17 – 8,
– 5х = – 25,
х = 5.
Ответ: 5.

2) х3 + х – 2 = 0,
D = в3 – 4ас = 12 – 4 . 1 . (– 2) = 9 > 0, уравнение имеет два корня.
х1 = 1;
х2 = – 2.
Ответ: 1; – 2.             (Могут решать по свойству корней: а + в + с = 0).

3) х2  = ,
х3 = 6, 
х3 – 6 = 0. – Мы не располагаем никакими формулами для решения уравнений третьей степени. Как быть?

Значит, нужен другой способ решения таких уравнений. Как вы думаете, что это может быть за способ (исходя из устной работы). Одним из способов является графический способ. Записывается тема урока, (слайд 5).

Г).  Давайте поставим цель урока. (Научиться решать уравнения с помощью графиков, слайд 6).

3. Изучение новой темы и первичное закрепление (15 мин.)

Мы получили уравнение х3 – 6 = 0. Но строить график функции у = х3 – 6 мы ещё не умеем. Т.е., что получается: это уравнение и графическим способом мы не можем решить? А может быть, нужно вернуться к первоначальному уравнению: х2 =  (слайд 7). Что мы видим внутри этого уравнения? Есть ли выражения, из которых мы можем составить знакомые нам функции?  (Да: у = х2 и у = ). Что нужно сделать?
– Построить их графики.

?        Как? Где?

– В одной координатной плоскости.

?        И что?

– Дальше найдём координаты точки пересечения.

?        Нам обе координаты нужны?

– Нет, только значение х.

Итак, давайте ещё раз выработаем алгоритм решения уравнений графическим способом (каждый этап подтверждается показом в «Живой геометрии», Приложение 3). Используются результаты индивидуальной работы по заполнению таблицы (карточка №4). Учащиеся работают в тетрадях. Некоторые этапы в тетради записываются подробно, (слайд 7).

  • Из уравнения выделяем знакомые нам функции.
  • Строим графики функций в одной координатной плоскости.
  • Находим координаты точек пересечения графиков.
  • Из найденных координат выбираем значение абсциссы, т.е. х.
  • Записываем ответ.

4. Физминутка (1 мин.)

5. Закрепление (5 мин.)

  • Сколько корней имеет уравнение? (Гиперссылка – слайд 8, в «Живую геометрию», 3 страницы. Приложение 4). а) img2.gif (195 bytes)    б) х + 2 = х2;     в)  = х2.
  • Попади в цель! (Слайд 9. Работа со слайдом показана на рисунке 1)

6. Домакшнее задание (слайд 10)(1 мин)

  • п.26;
  • №  623 (а), № 624(а);
  • №4.10 на стр.117 (сборник Л.В.Кузнецовой): Наташа, Настя, Кирилл, Сергей.

7. Применение в образовательной области (1 мин)

Умения строить графики, читать графики, находить точки пересечения графиков нужны не только при изучении алгебры, но и при изучении физики, когда вы изучаете,  н-р, зависимость плавления тела от температуры, зависимость скорости от времени движения двух тел. На уроках информатики, работая в электронных таблицах Excel, вы будете учиться строить графики, решать уравнения. На уроках химии скорость химических реакций также можно описать графически. Умение строить графики, диаграммы нужны и в повседневной жизни: для описания результатов голосования, удоя молока; в инженерных специальностях это умение очень важно.

8. Проверочная работа в виде теста (6 мин)

В – 1:

1. Какая из функций, приведённых ниже, является линейной:

а) у = img5.gif (87 bytes) – 2;          б) у = х – 2;        в) у = х2 – 2.

2. График функции у =  называется:

а) прямой;           б) гиперболой;           в) параболой.

3. Установите соответствие между функциями и их графиками:

1) у = img9.gif (84 bytes);         2) у = 2х2;         3) у = х – 2;           4) у = 2х.

А.                                 Б.                                          В.                                       Г.

4. На рисунке 3 изображены графики функций у = х3 и у = –2 х – 3. Используя графики, решите уравнение: х3 = – 2х – 3.

а) – 3;              б) – 1;             в) – 1,5.

В – 2:

1. Какая из функций, приведённых ниже, является линейной:

а) у =  + 1;          б) у =  + 1;        в) у = х5 + 1.

2. График функции у = 3х2  называется:

а) прямой;           б) гиперболой;           в) параболой.

3. Установите соответствие между функциями и их графиками:

1) у = – ;         2) у = х2 – 1;         3) у = – х;           4) у = 1 – х.

А.                                        Б.                                        В.                                                 Г.

4. На рисунке 5 изображены графики функций у = – х2 + 2 и у = . Используя графики, решите уравнение: – х2 + 2 = .

а) – 2;                 б) 2;                 в) – 1,5.

img11.jpg (7560 bytes)

Ответы:

В – 1: 1.  б     2.  б     3.  1 – Б;    2 – А;   3 – В;      4 – Г      4.  б
В – 2: 1.  а     2.  в     3.  1 – В;    2 – Г;   3 – А;      4 – Б      4.  а 

Учащиеся заносят варианты ответов в бланк. (Приложение 5)

9. Рефлексивно-оценочный этап (отвечают письменно в тетради после выполнения теста) (2 мин.) (Слайд 11)

1)

Я – понял …
Я – знаю …
Я – умею…

2) Оценка:

а) за теоретический опрос;
б) за фронтальную работу;
в) за самостоятельную работу.

10. Итог урока (1 мин.)