Цели урока:
- Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции в корне слов; активизировать мышление, максимально направить их на самостоятельный поиск, сделать открытие закономерностей и правил.
- Развивать интеллектуальные и практические умения детей.
- Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Тип урока: решение частных практических задач.
Этапы построения урока:
1. Мотивационное начало урока. Выход на тему
урока.
2. Этап закрепления изученного .
3. Этап контроля и подведения итогов.
ХОД УРОКА
1 этап
Детям предлагается вспомнить о роли гласных О, А, И, Е, Я в слабой позиции корня слов. Затем строим группу однокоренных слов с корнем -сол-, чтобы одно из них являлось названием предмета, названием признака и названием действия. Дети доказывают, что данная группа – однокоренные слова. Наблюдают за позицией гласной в корне и приходят к выводу о единообразном написании корней в данных словах и способах их проверки. Затем предлагается группа слов:
К.рова, стр.ла, п.тух, м.дведь, в.да, к.рмушка
Выясняется, что объединяет эти слова и чем они отличаются (проверяемые и непроверяемые безударные в корне слова). Дети решают каким способом будут решать орфографические задачи. Записывают данные слова в две группы.
2 этап
На этом этапе мы переходим к работе над
более сложной единицей речи – предложением.
Дети вспоминают отличительные признаки
предложения и группы слов, правила
построения и записи предложений.
Работа в группах. Раздаются карточки с
деформированными предложениями. Составляют по
группам по одному предложению. Находят и
обозначают слова с проверяемыми и
непроверяемыми безударными гласными в корне
слова, объясняют способы их проверки. Попутно
доказывают правописание пройденных орфограмм,
на месте не изученных- ставят выбор букв.
морозы, сильные, стоят.
леса, и, снег, пушистые, поля, покрыл.
тишина, кругом.
перебегают, зверьки, лесные, только, поляну.
Физминутка
3 этап
Заключительным этапом является работа с
текстом.
Ребята из данных предложений составляют
связный текст. Определяется его тема и главная
мысль. Дети дают название тексту и записывают
его по памяти, решая орфографические задачи. Эта
работа требует большого внимания и анализа
собственных действий и решений. После
самопроверки, детям предлагается выполнить
взаимопроверку тетрадей. Затем
подводим итог: какими бывают гласные в слабой
позиции? Какие существуют способы решения этих
орфографических задач?
Кроме этого каждой группе предлагается
составить задание для других групп (подчеркнуть
главные члены предложения; обозначить части
речи; выполнить з.-б. анализ и т.д.)
Урок завершается анализом работы на уроке.