Урок русского языка во 2-м классе по теме "Способ проверки парных согласных на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок закрепления изученного.

Учебное пособие: образовательная система «Школа России», учебник «Русский язык» 1 часть. Автор Т. Г. Рамзаева. Москва «Дрофа», 2007.

Цели урока:

  • формирование умения обосновывать написание слов с парной согласной на конце путем подбора проверочного слова;
  • развитие орфографической зоркости (умения распознавать в слове парный согласный, требующий проверки);
  • развитие наблюдательности, внимания, логического мышления.

Задачи:

  • Повысить интерес к предмету.
  • Активизировать деятельность учащихся через использование ИКТ.
  • Способствовать расширению словарного запаса, успешному развитию речи учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Посмотрите в окно. Какое время года на улице? (Зима). Назовите приметы зимы (холодно, лежит снег, мороз, на реке лед…). (Приложение 1, слайд 3). А в классе у нас тепло и уютно. На партах у вас лежат рисунки с изображением смеющегося и грустного солнышка. Возьмите тот рисунок, который соответствует вашему настроению.

Сообщение темы и цели урока.

(Приложение 1, слайд 3)
На экране слова:
снег, холод, лед, сугроб, мороз.
– Найдите общий признак в этих словах. (Парная согласная на конце слова.)
– С какой орфограммой будем работать на уроке? Обоснуйте ответ.

II. Минутка чистописания.

– Спишите слова в строчку, подчеркните парную согласную.
– Назовите парные согласные по звонкости – глухости. (Учитель записывает пары на доске.) Запишите пары букв в тетради.

III. Словарная работа. (Приложение 1, слайды 4-9).

Кто или что это?
– Самый большой хищник в наших лесах? (Медведь.)
– Сшитые в обложке листы чистой бумаги для письма, рисования? (Тетрадь.)
– Обувь, в которой ходят в ненастье? (Сапоги.)
– Крупный населенный пункт? (Город.)
– Крупное промышленное предприятие? (Завод.)
– Тонкая палочка графита, вставленная в деревянную или пластмассовую оболочку? (Карандаш.)
Знакомство с новым словарным словом. (Приложение 1, слайд 10)
– Отгадайте загадку:

У избы он побывал –
Все окно разрисовал.
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. (Мороз.)

– Что обозначает это слово? (То же, что и холод, стужа.)
– Подберите слово с противоположным значением. (Холод – жара.)
– Объясните смысл пословицы: «Мороз не велик, а стоять не велит».
– Разделите слово «мороз» на слоги. Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Какая безударная гласная? Какая орфограмма есть еще в этом слове? ( Парный согласный на конце слова.)
– Как его проверить? (Нужно подобрать проверочное слово, чтобы этот согласный  стоял в сильной позиции: морозы – мороз.)
– Запишите новое словарное слово и разбейте его на слоги.
– Составьте предложение с этим словом.
– Из данных слов составьте предложение и запишите его в тетради. (Приложение 1, слайд  11)
На экране: мороз, в, посеребрил, лесу, деревья.
– Найдите главные члены предложения.

IV. Закрепление изученного

  • Догадайся, какие слова с проверяемым согласным на конце надо написать. Напиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое).

(Приложение 1, слайды 12 – 13.)

– Двенадцать месяцев (го…), водоем (пру…), помещение для машин (гара…),живущий по соседству человек (сосе…), кучка снега (сугро…), обувь (сапо…), орган зрения (гла…), вода в твердом состоянии (ле…).

Физкультминутка

– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

  • Составьте из данных слов предложения и напишите. (Приложение 1, слайд 14.)

И, вот, зима, наступила.
Снег, пни, кусты, и, укрыл.
Снежной, в, шапке, дуб, стоит.
Сугроб, маленький, вот.
Спит, там, еж.

– Разбей слова на две группы. Запиши в тетрадь. Объясни.

1 вариант: стол, сугроб, заяц, гриб, пенал, ряд.
2 вариант: пруд, стул, груз, петух, сад, ветер.

Дети сами оценивают свою работу.
Нет ошибок – молодцы! 1-2 ошибки – так держать!
3 и более ошибок – подтянись!

V. Итог урока

– Закончите мое предложение:

Чтобы проверить парный согласный на конце слова надо …

– Ребята, выберите из лежащих рисунков на парте (солнышко улыбается, солнышко грустит) тот рисунок, который поможет определить ваше отношение к уроку. (Приложение 1, слайд 17.)
Если урок вам был интересен – возьмите солнышко, которое улыбается. Если на уроке вам было не комфортно – солнышко, которое грустит. (Ученики показывают выбранные рисунки. Учитель оценивает отношение ребят к уроку. Если улыбающихся картинок больше – урок удался.)

– Урок закончен.