Тип урока: урок закрепления изученного.
Учебное пособие: образовательная система «Школа России», учебник «Русский язык» 1 часть. Автор Т. Г. Рамзаева. Москва «Дрофа», 2007.
Цели урока:
- формирование умения обосновывать написание слов с парной согласной на конце путем подбора проверочного слова;
- развитие орфографической зоркости (умения распознавать в слове парный согласный, требующий проверки);
- развитие наблюдательности, внимания, логического мышления.
Задачи:
- Повысить интерес к предмету.
- Активизировать деятельность учащихся через использование ИКТ.
- Способствовать расширению словарного запаса, успешному развитию речи учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Посмотрите в окно. Какое время года на улице? (Зима). Назовите приметы зимы (холодно, лежит снег, мороз, на реке лед…). (Приложение 1, слайд 3). А в классе у нас тепло и уютно. На партах у вас лежат рисунки с изображением смеющегося и грустного солнышка. Возьмите тот рисунок, который соответствует вашему настроению.
Сообщение темы и цели урока.
(Приложение 1, слайд
3)
На экране слова:
снег, холод, лед, сугроб, мороз.
– Найдите общий признак в этих словах. (Парная
согласная на конце слова.)
– С какой орфограммой будем работать на уроке?
Обоснуйте ответ.
II. Минутка чистописания.
– Спишите слова в строчку, подчеркните парную
согласную.
– Назовите парные согласные по звонкости –
глухости. (Учитель записывает пары на доске.)
Запишите пары букв в тетради.
III. Словарная работа. (Приложение 1, слайды 4-9).
Кто или что это?
– Самый большой хищник в наших лесах? (Медведь.)
– Сшитые в обложке листы чистой бумаги для
письма, рисования? (Тетрадь.)
– Обувь, в которой ходят в ненастье? (Сапоги.)
– Крупный населенный пункт? (Город.)
– Крупное промышленное предприятие? (Завод.)
– Тонкая палочка графита, вставленная в
деревянную или пластмассовую оболочку?
(Карандаш.)
Знакомство с новым словарным словом. (Приложение
1, слайд 10)
– Отгадайте загадку:
У избы он побывал –
Все окно разрисовал.
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. (Мороз.)
– Что обозначает это слово? (То же, что и холод,
стужа.)
– Подберите слово с противоположным значением.
(Холод – жара.)
– Объясните смысл пословицы: «Мороз не велик, а
стоять не велит».
– Разделите слово «мороз» на слоги. Сколько
слогов в этом слове? Какой слог ударный? Какая
безударная гласная? Какая орфограмма есть еще в
этом слове? ( Парный согласный на конце слова.)
– Как его проверить? (Нужно подобрать
проверочное слово, чтобы этот согласный стоял
в сильной позиции: морозы – мороз.)
– Запишите новое словарное слово и разбейте его
на слоги.
– Составьте предложение с этим словом.
– Из данных слов составьте предложение и
запишите его в тетради. (Приложение
1, слайд 11)
На экране: мороз, в, посеребрил, лесу, деревья.
– Найдите главные члены предложения.
IV. Закрепление изученного
- Догадайся, какие слова с проверяемым согласным на конце надо написать. Напиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое).
(Приложение 1, слайды 12 – 13.)
– Двенадцать месяцев (го…), водоем (пру…), помещение для машин (гара…),живущий по соседству человек (сосе…), кучка снега (сугро…), обувь (сапо…), орган зрения (гла…), вода в твердом состоянии (ле…).
Физкультминутка
– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Составьте из данных слов предложения и напишите. (Приложение 1, слайд 14.)
И, вот, зима, наступила.
Снег, пни, кусты, и, укрыл.
Снежной, в, шапке, дуб, стоит.
Сугроб, маленький, вот.
Спит, там, еж.
- Проверочная работа. (Приложение 1, слайд 15.)
– Разбей слова на две группы. Запиши в тетрадь. Объясни.
1 вариант: стол, сугроб, заяц, гриб, пенал, ряд.
2 вариант: пруд, стул, груз, петух, сад, ветер.
- Проверка работы. (Приложение 1, слайд 16.)
Дети сами оценивают свою работу.
Нет ошибок – молодцы! 1-2 ошибки – так держать!
3 и более ошибок – подтянись!
V. Итог урока
– Закончите мое предложение:
Чтобы проверить парный согласный на конце слова надо …
– Ребята, выберите из лежащих рисунков на парте
(солнышко улыбается, солнышко грустит) тот
рисунок, который поможет определить ваше
отношение к уроку. (Приложение 1,
слайд 17.)
Если урок вам был интересен – возьмите солнышко,
которое улыбается. Если на уроке вам было не
комфортно – солнышко, которое грустит. (Ученики
показывают выбранные рисунки. Учитель оценивает
отношение ребят к уроку. Если улыбающихся
картинок больше – урок удался.)
– Урок закончен.