Создание Центра дистанционного образования детей-инвалидов в регионе

Разделы: Администрирование школы


Современный этап развития общества свидетельствует о формировании новой «информационной культуры». Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

В условиях всесторонней информатизации всех сфер развития общества качество жизни и социальный статус человека с ограниченными возможностями здоровья, инвалида, во многом определяется степенью его интеграции  в информационное поле, возможностью участия в информационном обмене. Для него, как и для  любого другого человека, должен быть обеспечен оперативный доступ к необходимой информации, ее обработке, а так же возможность представления результатов своей информационной деятельности.

Решающее воздействие на детей оказывает комплекс социальных факторов (воспитание, образование, социальная, медицинская, психологическая поддержка) под влиянием которых состояние человека может варьироваться от почти полной бытовой беспомощности до максимально возможной самостоятельности, профессиональной и социальной активности. Именно, поэтому в программу реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, по инициативе Президента Российской Федерации, включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», предусматривающее поэтапное создание в течение 4 лет в каждом субъекте РФ условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, тех детей, кто не может по состоянию здоровья посещать образовательные учреждения. Данная программа предоставляет возможность реализовать права детей-инвалидов на образование, путем внедрения информационно-коммуникационных образовательных технологий. Детям-инвалидам предложено получать образование в дистанционной форме, через сеть Интернет. Каждый ребенок-инвалид получит в безвозмездное временное пользование на дом компьютерное рабочее место с необходимым набором устройств и комплектов учебного оборудования, ему будет бесплатно обеспечен высокоскоростной безлимитный выход в сеть Интернет, доступ в образовательную оболочку системы дистанционного обучения.

На территории Белгородской области в соответствии с постановлением Правительства области от 21 сентября 2009 года №311-пп «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов» Центр дистанционного образования детей-инвалидов создан на базе государственного образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната  «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат». Дети, будут зачисляться в лицей-интернат и по окончании обучения получать аттестат данного образовательного учреждения.

В настоящее время разработан план мероприятий по организации работы Центра дистанционного образования детей-инвалидов, включающий:

Внесение изменений в Устав и штатное расписание ГОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»
Приказ по лицею-интернату о создании Центра дистанционного образования детей-инвалидов
Разработка должностных инструкций для руководящих и педагогических работников Центра и для учебно-вспомогательного персонала
Разработка и утверждение Положения о Центре дистанционного образования детей-инвалидов
Разработка модели организации дистанционного образования Центра с учётом имеющихся ресурсов и региональных особенностей
Создание банка данных детей-инвалидов, проживающих на территории Белгородской области
Прохождение руководящими работникам Центра обучения в ГОУ Центр образования «Технологии обучения» (г. Москва)
Совместно с Департаментом образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области организация курсовой подготовки педагогов Центра дистанционного образования детей инвалидов (очно-дистанционные курсы – Центр образования «Технологии обучения» (г. Москва))
Совместно с БРИПКППС организация курсовой подготовки педагогов Центра дистанционного образования детей-инвалидов по вопросам психолого-педагогического сопровождения процесса обучения
Создание банка данных детей, зачисленных в Центр дистанционного образования детей-инвалидов

Согласно данному плану  изучены следующие нормативные документы федерального уровня:

  1. Информационные материалы по вопросу «Создание условий для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в рамках программы реализации ПНП «Образование» на 2009-2012 годы»
  2. Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации
  3. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
  4. Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации
  5. Типовое положение об обучении на дому детей-инвалидов и детей с тяжёлыми формами хронических соматических заболеваний
  6. Конституция РФ (ст. 19, 43)
  7. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (ст.5, 7,12,15, 16, 17, 20, 29, 50, 52.1)
  8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  9. Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Также в работе по организации Центра изучаются и используются материалы, предоставленные ГОУ Центр Образования «Технологии обучения» (г. Москва) в рамках проводимых сотрудниками данного учреждения мероприятий (обучающих очных, дистанционных курсов, семинаров, совещаний).

В настоящее время создаются нормативные документы Центра – Положение о Центре дистанционного образования детей-инвалидов, должностные инструкции работников Центра, определены модель и формы функционирования, штатное расписание.

Основные направления деятельности Центра:

  1. осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Белгородской области;
  2. обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы;
  3. организация образовательного процесса;
  4. организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям обучающихся;
  5. ведение учета детей-инвалидов (обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий и нуждающихся в организации дистанционного обучения);
  6. осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Белгородской области.

Модель обучения:

Дистанционное обучение осуществляется непосредственно Центром, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. Обучение осуществляется  учителями, состоящими в штате Центра.
(в соответствии с письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 г №06-1254 «Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»)

Форма обучения: проведение занятий с использованием дистанционных образовательных технологий в режиме телеконференций в сочетании с очно-сессионной формой, с целью удовлетворения коммуникативной потребности детей.
«Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.»
(письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 г №06-1254 «Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»)

Штатное расписание Центра:

заместитель директора по УВР лицея-интерната, руководитель Центра;
педагог-организатор;
инженер-программист;
педагог-психолог.

Кадровое обеспечение образовательного процесса состоит из 8 педагогических работников, которые будут внесены в тарификационные списки с момента начала обучения.
«Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.»
(письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 г №06-1254 «Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»)

В ноябре 2009 года 11 педагогических работников ГОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат», 7 педагогов Белгородской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат № 23 и один представитель Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов на базе лицея-интерната прошли курсовую подготовку учителей-тьюторов по теме «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий», проведённую специалистами московского Центра образования «Технологии обучения».

В марте 2010 года запланировано проведение на базе лицея-интерната курсов повышения квалификации для учителей Центра дистанционного образования по вопросам психолого-педагогического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов.

Работа с учащимися:

Целевая группа данного проекта (на первом этапе) – дети-инвалиды, обучающиеся на дому по общеобразовательным программам.

  • создан банк данных по Белгородской области «Сведения о детях-инвалидах, нуждающихся в обучении на дому с использованием дистанционных образовательных технологий»
  • с целью информирования представителей управлений образования территорий области о проекте в Центре проведен семинар по теме ««Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий» (Приложение 1)
  • во всех районах области проведены совещания директоров образовательных учреждений, в общеобразовательных учреждениях проведены собрания родителей детей-инвалидов, нуждающихся в индивидуальном обучении на дому и имеющие  медицинское разрешение для дистанционного обучения.

В марте 2010 года планируется начать обучение 39 детей-инвалидов. Первоначальную группу проекта составляют преимущественно дети-инвалиды  городов  Белгород и Старый Оскол, 3 ребёнка из Грайворонского района, 2 ребёнка из Шебекинского района, по 1 из Красногвардейского района,  Губкинского и Новооскольского районов области.
С 1 сентября 2010 года запланировано увеличение контингента обучающихся Центра на 100 человек. Соответственно расширится и география  – обучаться будут дети из 15 районов области.

Объём учебной нагрузки регламентируется учебным планом в соответствии с письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6.

в I-IV классах – до 8 часов,
в V-VIII – до 10 часов,
в IX классах – до 11 часов,
в Х-ХI – до 12 часов в неделю.

Право распределения часов по предметам предоставляется департаментом образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области (методические рекомендации, примерный учебный план обучения на дому по классам).

Образовательные области Учебные предметы Количество часов в неделю
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Базовый компонент

Филология

Русский язык  1,5 1,5 1,5 1,5 2 2 1,5 1,5 1 1 1
Литература 2 1,5 1,5 1,5 1 1 1 1 1,5 1,5 1,5
Иностранный  язык   1 1 1 1 1 1 1 1 1,5 1,5

Математика

Математика 2,5 2 2 2 2,5 2,5          
Алгебра             2 2 2    
Геометрия             0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Алгебра и начала анализа                   1,5 1,5
Информатика и ИКТ               0,5 0,5 0,5 0,5

Обществознание

История России         1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Всеобщая история                 0,5 0,5 0,5
Обществознания           0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
География            0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5

Естествознание

Окружающий мир 1 1 1 1              
Природоведение         1            
Биология           0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Химия               0,5 0,5 0,5 0,5
Физика             0,5 0,5 0,5 1 1

Искусство

ИЗО, Музыка, МХК         0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

Технология

Технология, ИЗО и художественный труд

0,5 0,5 0,5 0,5              

Всего:

  7,5 7,5 7,5 7,5 9 9,5 9 10 11 11 11
 

Занятия по выбору учащегося

0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 1 1

Итого:

  8 8 8 8 10 10 10 10 11 12 12

При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности, психофизические возможности детей.

Обучение в Центре будет проводиться по индивидуальным образовательным программам. Разработка индивидуальной образовательной программы и индивидуального учебного плана каждого ученика должна осуществляться на основе уровневой дифференциации,  индивидуальных особенностей и интересов обучающихся.

Организация внутреннего контроля:

  1. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание  законодательства РФ, 2002, N 2, ст. 127).
  2. Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.

(Приказ Минобрнауки России  от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»)

Финансирование Центра:

  1. Оптимальным вариантом является реализация мероприятия на условиях паритетного софинансирования за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
  2. За счёт региональных бюджетов будут оплачиваться расходы на организацию деятельности базовых образовательных учреждений, оплату труда учителей, оплату услуг доступа к сети Интернет, техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов и учителей.

(Дополнительные обоснования по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»)