Цели урока:
- Выявить причины годового колебания температуры воздуха;
- установить взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха;
- использование компьютера как техническое обеспечение информационного процесса.
Задачи урока:
Обучающие:
- отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха в разныхчастях земли;
- построение графика в Excel.
Развивающие:
- формирование умений у учащихся составлять и анализировать графики хода температур;
- применение программы Excel на практике.
Воспитательная:
- воспитание интереса к родному краю, умение работать в коллективе.
Тип урока: Систематизация ЗУН и применение компьютера.
Метод обучения: Беседа, устный опрос, практическая работа.
Оборудование: Физическая карта России, атласы, персональные компьютеры (ПК).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Учитель: Ребята, вы знаете, что чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол наклона лучей, поэтому сильнее нагревается поверхность Земли, а от нее и воздух атмосферы. Давайте рассмотрим рисунок, разберем его и сделаем вывод.
Работа учеников:
Слайд 2 (Приложение).
Работа в тетради.
Запись в форме схемы. Слайд 3
Слайд 4
Запись текстом.
Нагревание земной поверхности и температура воздуха.
- Земная поверхность нагревается Солнцем, а от нее нагревается воздух.
- Земная поверхность нагревается по-разному:
- в зависимости от разной высоты Солнца над горизонтом;
- в зависимости от подстилающей поверхности.
- Воздух над земной поверхностью имеет разную температуру.
Учитель: Ребята, мы часто говорим, что летом жарко, особенно в июле, а холодно в январе. Но в метеорологии, чтобы установить, какой месяц был холодным, а какой теплее, вычисляют по среднемесячным температурам. Для этого необходимо сложить все среднесуточные температуры и разделить на число суток месяца.
Например, сумма среднесуточных температур за январь составила -200°С.
-200 : 30 дней ≈ -6,6°С.
Наблюдая за температурой воздуха в течение года, метеорологи выяснили, что самая высокая температура воздуха наблюдается в июле, а самая низкая – в январе. А мы с вами тоже выяснили, что самое высокое положение Солнце занимает в июне -61° 50’, а самое низкое – в декабре 14° 50’. В эти месяцы наблюдается самая большая и самая маленькая продолжительность дня – 17 часов 37 минут и 6 часов 57 минут. Так кто же прав?
Ответы учеников: Все дело в том, что в июле уже прогретая поверхность продолжает получать хотя и меньшее, чем в июне, но еще достаточное количество тепла. Поэтому воздух продолжает нагреваться. А в январе, хотя приход солнечного тепла уже несколько увеличивается, поверхность Земли еще очень холодная и воздух продолжает от нее охлаждаться.
Определение годовой амплитуды воздуха.
Если найти разницу между средней температурой самого теплого и самого холодного в году месяца, то мы определим годовую амплитуду колебаний температуры воздуха.
Например, средняя температура июля +32° С, а января -17°С.
32 + (-17) = 49° С. Это и будет годовая амплитуда.
Определение среднегодовой температуры воздуха.
Для того чтобы найти среднюю температуру года, необходимо сложить все среднемесячные температуры и разделить на 12 месяцев.
Например:
месяц | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
t° | -15 | -10 | -8 | 0 | +10 | +15 | +20 | +15 | +10 | 0 | -5 | -10 |
Работа учащихся: 23:12 ≈ +2° С - среднегодовая температура воздуха.
Учитель: Также можно определить многолетнюю t° одного и того же месяца.
Определение многолетней температуры воздуха.
Если подсчитать сумму средних месячных температур воздуха за много лет и разделить ее на число лет наблюдений, то мы можем узнать среднюю многолетнюю температуру этого месяца.
Например: средняя месячная температура июля:
- 1996 год - 22°С
- 1997 год - 23°С
- 1998 год - 25°С
Работа детей: 22+23+25 = 70:3 ≈ 24° С
Учитель: А теперь ребята найдите на физической карте России город Сочи и город Красноярск. Определите их географические координаты.
Учащиеся по атласам определяют координаты городов, один из учащихся на карте у доски показывает города.
Практическая работа.
Сегодня на практической работе, которую вы выполняете на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос: Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов?
У каждого из вас на столе листок, на котором представлен алгоритм выполнения работы. В ПК хранится файл с готовой к заполнению таблицей, содержащей свободные ячейки для занесения формул, используемых при расчете амплитуды и средней температуры.
Алгоритм выполнения практической работы:
- Откройте папку Мои документы, найдите файл Практ. работа 6 кл.
- Внести значения температур воздуха в г. Сочи и г. Красноярск в таблицу.
- Постройте с помощью Мастера диаграмм график для значений диапазона А4 : М6 (название графику и осям дайте самостоятельно).
- Увеличьте построенный график.
- Сравните (устно) полученные результаты.
- Сохраните работу под именем ПР1 гео (фамилия).
месяц | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. |
г. Сочи | 1 | 5 | 8 | 11 | 16 | 22 | 26 | 24 | 18 | 11 | 8 | 2 |
г. Красноярск | -36 | -30 | -20 | -10 | +7 | 10 | 16 | 14 | +5 | -10 | -24 | -32 |
Слайд 11
III. Заключительная часть урока.
Учитель:
- Совпадают ли у вас графики хода температур для г. Сочи и г. Красноярска? Почему?
- В каком городе отмечаются более низкие температуры воздуха? Почему?
Вывод: Чем больше угол падения солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температура воздуха (г. Сочи). Город Красноярск расположен от экватора дальше. Поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и показания температуры воздуха будет ниже.
Домашнее задание: п.37. Построить график хода температур воздуха по своим наблюдениям за погодой за январь месяц.
Литература:
- География 6кл. Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова. 2004.
- Уроки географии 6 кл. О.В.рылова. 2002.
- Поурочные разработки 6кл. Н.А. Никитина. 2004.
- Поурочные разработки 6кл. Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова. 2004.