Цель:
- Познакомить с русскими новогодними традициями;
- Научить готовить пряничное тесто и игрушки – сувениры из него;
Задачи:
- обучающие – научить технологии приготовления пряничного теста и изделий из него; научить глазировать пряники шоколадной глазурью и декорировать их, используя кондитерские посыпки;
- развивающие – развить познавательный интерес обучающихся к истории, традициям и обычаям русского народа; способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей при оформлении кулинарных блюд;
- воспитательные – расширить трудовой опыт детей; воспитать стремление к самостоятельной, творческой работе; приучить к аккуратности;
Характеристика учебной группы: разновозрастная группа (10–15 лет) первого года обучения.
Наглядные пособия: Презентация "Изготовление новогодних пряничных игрушек- сувениров", выполненная в Microsoft Power Point (Приложение). Готовые изделия.
Раздаточный материал: Инструкционные карты
Инструменты и приспособления:
- Набор мисок
- Доски для теста
- Сито
- Стакан и ложки мерные
- Скалки
- Формы-резцы
- Противень для выпечки
- Ватные палочки
Необходимые продукты: мука, сахарный песок, сметана, яйцо, пряности, разрыхлитель (пищевая сода), какао, молоко, масло сливочное, сахарная пудра;
На занятиях используются методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- информационно- репродуктивный
- практико-ориентированный
Ход занятия
1. Организационный момент
Сбор обучающихся в кабинете. Подготовка к занятию. Контроль педагогом наполняемости учебной группы по журналу. Знакомство с темой занятия и планом проведения.
2. Рассказ “Русские новогодние традиции”
На Руси, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи.
В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, 1 сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п. А для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.
Последний раз Новый год 1-го сентября на Руси был отпразднован с царской пышностью в 1698 году. Оделяя каждого яблоком, Петр I называл каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем. Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. И именно Петр I допустил ошибку в определении рубежа эпох. В именном указе он объявил: "Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век". Традиция отмечать рубеж веков на год раньше с тех пор сохранилась.
Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а встреча Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом и новогодними подарками...
В настоящее время, как и в те далекие времена, Новый год – самый ожидаемый, самый любимый, самый загадочный и самый сказочный праздник. Ни один праздник так не будит фантазию, как Новый год. Подготовка праздничных костюмов, подарков, сувениров, продумывание меню и программы начинается часто с начала декабря. Последнее время снова вошло в моду изготовление самодельных елочных украшений и новогодних композиций. Это замечательно: сделанные своими руками игрушки не просто красивы и оригинальны. Они объединяют людей в предновогодние вечера, которые становятся предвкушением праздника.
Основой новогодней пряничной игрушки – сувенира является вырезной фигурный пряник. По старой традиции в канун Нового года пекут в Архангельске фигурные вырезные пряники, украшенные цветной сахарной поливой. И с того момента, как воцаряется в доме пряный запах корицы и гвоздики, наступает радостное ожидание праздника с традиционным обрядом украшения елки и раздаривания сладких гостинцев детям и подарков родне и знакомым “на счастье” в новом году.
Силуэтные фигурные пряники в Архангельске появились во второй половине позапрошлого века на основе традиций северного обрядового печенья – козуль. Развитие здесь пряничного дела исследователи связывают с празднованием Нового года. В 80-е годы 19 века, когда городские жители начали украшать козулями рождественские елки и возникло массовое изготовление пряников на продажу. Маленькие козульки ниточкой перехватывали и на елку вешали, а под елкой – тоже козуля, только побольше – Дед Мороз. Никаких других игрушек тогда не было: свечки да козульки – все украшения.
3. Вводный инструктаж
По способу приготовления теста пряники делятся на сырцовые и заварные. Когда-то пряники замешивались только на меду, так как сахар, привозимый из дальних стран, был очень дорог.
В настоящее время пряники готовятся как на одном сахаре, так и на смеси его с медом и патокой.
ПРЯНИКИ СЫРЦОВЫЕ. Сахар растворяют в воде, кипятят, снимают пену и охлаждают сироп. Смешивают сахар, патоку, мед, жженку, молотую корицу и др. пряности, меланж. Затем к ним добавляют сироп, все хорошо перемешивают. После этого добавляют муку, смешанную с содой. Готовое тесто быстро разделывают и выпекают. Для того чтобы пряники дольше сохраняли свою свежесть, их покрывают глазурью.
Вводный инструктаж сопровождается демонстрацией презентации. (Приложение)
4. Работа с инструкционной картой
Инструкционная карта записывается в рабочую тетрадь.
Инструкционная карта
Пряники на сметане
Продукты:
Тесто:
1. Мука – 2 стакана,
2. Сахарный песок – 1-1,5 стакана,
3. Сметана – 3/4 стакана,
4. Яйцо – 1 шт.,
5. Пряности и сода – по 0,5 ч. л.
Глазурь:
1. Сахарный песок – 0,5 стакана,
2. Какао – 2 ст. л.,
3. Молоко – 3 ст. л.,
4. Масло сливочное – 50 г.
Декор:
Кондитерские посыпки разной формы и цвета
Порядок работы
- Яйцо растереть с сахаром, положить сметану, пряности и хорошо перемешать.
- Постепенно добавляя просеянную муку с содой, замесить тесто.
- Готовое тесто выложить на разделочную доску, посыпанную мукой, раскатать в пласт толщиной 6–7 мм.
- Выемками сделать различные фигурки, выложить их на лист, слегка посыпанной мукой, смазать пряники желтком и выпекать 8–10 минут при температуре 200 градусов.
- Пряники покрыть горячей глазурью.
- При помощи ватной палочки и меда украсить пряники декоративной посыпкой.
Приготовление глазури
- Сахарный песок смешать с какао, добавить молоко.
- Смесь прогреть до полного растворения сахара.
- В готовую глазурь положить сливочное масло.
5. Практическая работа
Практическая работа проходит согласно инструкционной карте: замешивается тесто, вырезаются пряники, выпекаются, покрываются шоколадной глазурью, декорируются. Декор наноситься фантазийно при помощи ватной палочки и меда. Мед в данном случае играет роль “кондитерского клея”.
При замешивании теста практикуется групповая работа и индивидуальная при вырезании пряника и покрытие его шоколадной глазурью, декорировании.
6. Окончание занятия
- Обсуждение результатов работы
- Подведение итогов занятия
- Организация дежурства
При подведении итогов оценивается: мастерство и качество исполнения, цветовое решение.
В качестве методов проверки реализации данных задач и достижения поставленной цели используются:
- устный опрос
- текущее наблюдение
- анализ выполнения практической работы
Литература:
- Ковалев Н.И. Рассказы о русской кухне.- М.: Экономика, 1984.
- Ковалев Н.И., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. М.: Советская Россия, 1992.
- Поташник М.М., Левит М.В. “Как подготовить и провести открытый урок” (современная технология) Методическое пособие. Издание 2-е переработанное и дополненное. – М. Педагогическое общество России, 2006.
- Черемухина Л.А. Северная кухня. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. издательство, 1992.