Цикличность тематических родительских собраний для 5–7-х классов

Разделы: Работа с родителями


Пояснительная записка

Практически все родители стараются быть рядом со своим ребенком, понимать его проблемы, учить преодолевать трудности. Но, к сожалению, их активность зачастую снижается, когда ребенок становится школьником. Многие взрослые не берут во внимание тот факт, что чем старше ребёнок, тем больше ему требуется родительского участия, внимания, времени, ведь семья занимает центральное место в формировании личности ребёнка. Школа также играет важнейшую роль в его жизни, поэтому “ребенку очень важно знать, что родители небезразличны к его школьным делам<…>Поделиться своими мыслями ребенку психологически легче, когда он видит заинтересованность родителей, их сопричастность происходящему»,- так считают многие психологи.

Есть родители, которые стремятся узнать, как помочь ребенку с домашними заданиями, в работе над ошибками, думают, как разнообразить школьную жизнь экскурсиями и интересными мероприятиями.  Есть и такие, кто слишком загружен и мало интересуется учебной деятельностью сына или дочери. И для тех, и для других родителей одним из основных источников информации о положении ребёнка в школе являются родительские собрания.

И если родители учеников младшего школьного возраста понимают необходимость посещения родительских собраний, то со временем эта необходимость перестаёт быть острой. Переходя из класса в класс вместе с детьми, родители тоже взрослеют. Школьная жизнь входит в привычную колею, кажется, что все проблемы практически улажены. И порой можно услышать высказывания некоторых родителей о том, что ходить на родительские собрания необязательно, ведь они и так уже все знают, в то время как отношение взрослых к родительским собраниям сказывается на отношении учащегося к учебе. Так как родители личным примером показывают, насколько серьезно они воспринимают школьную жизнь детей. Огромное значение имеет для ребенка и мнение старших о школе, об учителях. Нельзя от детей требовать выполнения школьных правил, если сами родители не всегда их выполняют.

Объяснить эту простую зависимость, доказать важность посещения родителями школьных собраний, а главное, заинтересовать пап и мам в школьной жизни их ребёнка должен прежде всего классный руководитель. И сделать это необходимо с помощью всё тех же родительских собраний, несколько изменив систему их проведения.
В течение всего учебного года классный руководитель  чаще всего проводит четыре обязательных родительских собрания. Но практика показывает, что этого недостаточно. Ведь школа- основной, а подчас, единственный источник информации для родителей о воспитании детей. Поэтому изменить необходимо не только количество, но и качество проведения встреч родителей и учителя.

Собрание, на котором учитель ограничивается только замечаниями и пожеланиями родителям по поводу успеваемости и поведения детей и решением так называемых организационных вопросов, — не лучшая форма подобных мероприятий. Результаты учебы, творческие успехи, поведение ученика — это минимум того, о чем готов рассказать учитель на родительском собрании.

Ведь в конце обычного собрания родители часто «забрасывают» учителя вопросами о воспитании и обучении ребёнка, просят личного совета. Но учитель не всегда готов дать консультацию, и это связано не только с нехваткой времени, но квалифицированных знаний в этой области. Именно поэтому тщательно подготовленные тематические родительские собрания необходимы педагогу, родителю и, безусловно, ребёнку.

На протяжении нескольких лет мы анализировали, что интересно и важно современным родителям. Исходя из этого, нами был разработан цикл родительских собраний для 5-7 классов, который может использовать не только начинающий классный руководитель, но и любой учитель, который заинтересован в проведении качественных, интересных, а главное - полезных родительских собраний.
Конечно, мы опирались на соответствующую литературу, которая есть в личной библиотечке каждого классного руководителя. (журнал «Классное руководство и воспитание школьников». Издательский дом «Первое сентября». №№ 1-12 «2008»; «Методические рекомендации по проведению занятий с родителями». Издательская группа «Прогресс», 2002. Л.В.Трубицына. «Планирование воспитательной работы в классе» Издательствово «Сфера», 2001. Под редакцией Степанова Е.Н. «Классному руководителю». Издательство «Владос», 1999. Под редакцией М.И.Рожкова). Обработав большое количество материала, мы представляем целую систему родительских собраний, отличающуюся от традиционной.
Для того чтобы использовать данную разработку, ознакомьтесь с нашими рекомендациями:

  1. Собрания проводятся раз в месяц с сентября по май.
  2. Каждое собрание является тематическим, даже если «раскрытие темы» занимает 15-20 минут от родительского собрания.
  3. Каждая встреча начинается  с того, что учитель определяет место собрания в структуре других собраний текущего года и собраний этого блока прошлых лет.
  4. Все собрания объединены в 7 блоков (см. Приложение №1), затрагивающих разные стороны школьной жизни ребенка (особенности психофизического развития, взаимоотношения ученика с учителем, одноклассниками, родителями и др.). Собрания  каждого блока проводятся в 5, 6 и 7 классах с необходимым углублением или модификацией определенной темы.
  5. О существовании блоков необходимо сообщить родителям на первом родительском собрании в 5 классе, предложив им подумать, какие темы, на их взгляд, должны быть освещены более полно. Можно также   выслушать вопросы родителей, пригласить их к сотрудничеству и сотворчеству.
  6. Все блоки и примерное тематическое планирование собраний мы поместили в таблицу (см. Приложение №2), «сопроводив» каждую встречу с родителями примечаниями и комментариями, в которых указывали, на что стоит обратить внимание.
  7. Порядок проведения родительских собраний может быть изменен, но мы пытались учесть преемственную связь тем внутри каждого года.

Название каждого блока или собрания – простор для творчества заинтересованных учителей. Дело не в том, как вы назовёте собрание, а в том, чтобы быть уверенным: в следующий раз к вам придёт ещё больше внимательных глаз и горящих сердец! А это  и есть полноценное участие в жизни ребёнка.

Приложение № 1.

месяц

Блоки собраний

Сентябрь

«Вот и стали мы на год взрослее…»

Октябрь, Март

«Добро пожаловать, или…. Открытые субботы»

Ноябрь

«За школьными стенами…»

Декабрь, Апрель

«Время подводить итоги»

Январь

«Без друзей меня чуть-чуть»

Февраль

«Отцы и дети».

Май

«Как здорово…»

Приложение №2

5 класс

Месяц

Блоки и темы собраний

Примечания

Сентябрь

«Вот и стали мы на год взрослее…»
Здравствуй, средняя школа.

 Беседа о специфике обучения в средней школе.

Октябрь

«Добро пожаловать, или…. Открытые субботы»
Знакомство с учителями.

День, в который родитель может посетить любого учителя-предметника, познакомиться с требованиями, которые предъявляются ученику.

Ноябрь

«За школьными стенами…»
Чем заинтересовать ребенка?

Анализ анкет учащихся об их интересах, увлечениях.  Предоставление родителям перечня секций, кружков школы, района, округа.

Декабрь

«Время подводить итоги»
Итоги 1 полугодия.

Совместное обсуждение трудностей, проблем и путей выхода из сложившихся ситуаций в процессе обучения.

Январь

«Без друзей меня чуть-чуть»
Как хорошо уметь дружить!

Круглый стол на тему: дружба (
- Как дружат наши дети? – Дружба между мальчиками и девочками?  - Дружба родителей как залог сближения детей).

Февраль

«Отцы и дети»
Моя семья.

Групповая дискуссия: Правила, нормы и ценности в нашей семье. Обсуждение критериев «хороших» семейных правил.

Март

«Добро пожаловать, или…. Открытые субботы»
Консультации учителей-предметников.

День, в который родитель может посетить любого учителя-предметника.

Апрель

«Время подводить итоги»
Итоги 2 полугодия.

Обучение: успеваемость, успешность.

Май

«Как здорово…»
А мы умеем это….

Отчетный концерт, чаепитие, конкурсы. Благодарности родителям.

6 класс

Месяц

Блоки и темы собраний

Примечания

Сентябрь

«Вот и стали мы на год взрослее…»
Подросток – взрослый или ребенок?

Лекция с элементами  мозгового штурма: Сочетание в личности взрослеющего индивида черт взрослого и черт ребенка.

Октябрь

«Добро пожаловать, или…. Открытые субботы»
Консультации учителей-предметников.

День, в который родитель может посетить любого учителя-предметника.

Ноябрь

«За школьными стенами…»
Ребята с нашего двора.

Влияние друзей на выбор ребёнка. Анализ анкетирования учащихся на тему: Я и мои друзья.

Декабрь

«Время подводить итоги»
Итоги 1 полугодия.

Обучение: успеваемость, успешность.

Январь

«Без друзей меня чуть-чуть»
Булинг – новое слово о жестокости.

Проблема взаимоотношений в классе. Качества лидера в нашем классе. Знакомство с понятием булинга. Умение слушать в конфликтной ситуации.

Февраль

«Отцы и дети»
Мои родители – мои друзья.

Лекция: Критика и похвала. Влияние родителей на формирование личности и поведения подростка.

Март

«Добро пожаловать, или…. Открытые субботы»
Консультации учителей-предметников.

День, в который родитель может посетить любого учителя-предметника.

Апрель

«Время подводить итоги»
Итоги 2 полугодия.

Обучение: успеваемость, успешность.

Май

«Как здорово…»
Огонь, песок или глина: уровень сплоченности коллектива.

Круглый стол с участием детей. Проведение тестирования: Какой мой коллектив? Благодарности родителям.

7 класс

Месяц

Блоки и темы собраний

Примечания

Сентябрь

«Вот и стали мы на год взрослее…»
Перспективы подросткового кризиса.

Лекция: Особенности физиологии и психологии подростка. Борьба со стрессом.  Кризис или важный, нужный период в жизни ребенка.

Октябрь

«Добро пожаловать, или…. Открытые субботы»
Консультации учителей-предметников.

День, в который родитель может посетить любого учителя-предметника

Ноябрь

«За школьными стенами…»
Культурный ребенок с субкультуре.

Беседа-презентация: Современные субкультуры. Запрет, контроль, поддержка.

Декабрь

«Время подводить итоги»
Итоги 1 полугодия.

Обучение: успеваемость, успешность.

Январь

«Без друзей меня чуть-чуть»
Мы разные, но все-таки мы вместе.

Культура общения. Обсуждение понятий: ксенофобия, национализм, расизм. Выход на толерантность.

Февраль

«Отцы и дети»
Я- семья – общество.

Отражение детско-родительских отношений в ученическом коллективе.

Март

«Добро пожаловать, или…. Открытые субботы»
Консультации учителей-предметников.

День, в который родитель может посетить любого учителя-предметника

Апрель

«Время подводить итоги»
Итоги 2 полугодия.

Обучение: успеваемость, успешность.

Май

«Как здорово…»
Обратная связь: Родитель – школа.

Выступление родителей, подведение итогов 3-летней работы. Перспективы дальнейшего сотрудничества родителей и школы.
Благодарности родителям.