Цель урока: Сформировать у учащихся понятие переменной величины. Объяснить отличия числовых переменных от символьных. Познакомить с функциями, работающими с символьными переменными.
Оборудование и материалы: компьютеры, мультимедиа проектор, презентация (Приложение).
План урока
1. Организация класса
(отметить присутствующих, объявить тему и цель урока, рассказать о том, что будет происходить на уроке). (Слайд 1)
2. Повторение пройденного материала:
Вопросы для повторения: (Слайды 2-4)
- Какую величину называют переменной?
- Какие типы переменных вы знаете?
- Как записываются имена числовых переменных?
- Чем отличается запись числовых переменных от записи символьных переменных?
- Какой оператор служит для изменения значений переменных?
- Что такое слово?
- Что такое длина слова?
- Какая функция используется для определения длины слова?
- Чему будет равна переменная Х, после выполнения следующей программы:
10 REM
20 C$=»МОРЕ»
30 Х= LEN(C$)
- Какая функция используется для выделения из слова его части?
- Какое слово будет находиться в символьной переменной B$, после выполнения программы:
10 REM
20 A$=»КРОКОДИЛ»
30 B$=MID$(A$,2,3)
3. Основная часть урока: (Слайды 5-8)
Слова можно не только разбирать на части, но и собирать из других слов, как поезда из вагонов. Для этого служит операция соединения слов. Определение соединения слов очень простое: соединить два слова – это значит к первому слову справа приписать второе. Соединение слов будем обозначать знаком + (как сложение чисел). Например,
КОМ+ПОТ=КОМПОТ
БОР+ОДА=БОРОДА
ГРАД+УС=ГРАДУС
BON+JOUR=BONJOUR
BUTTER+BROT=BUTTERBROT
BUTTER+FLY=BUTTERFLY
FOOT+BALL=FOOTBALL
Сравним свойства соединения слов и сложения чисел. Сразу ясно, что, в отличие от сложения чисел, для соединения слов переместительный закон
(а+в=в+а) не верен – результат, как правило, зависит от порядка, в котором соединяются слова. Например:
ПОТ+КОМ≠КОМ+ПОТ
В то же время сочетательный закон ((а+в)+с=а+(в+с)) верен:
(ПАР+О)+ХОД=ПАР+(О+ХОД)=ПАР+О+ХОД=ПАРОХОД
Вообще, соединяя несколько слов, скобки можно не писать.
А что получится, если некоторое слово соединить с пустым словом? Слово называется пустым, если в нем вообще нет символов. Каждому ясно: от соединения с пустым словом ничего не меняется. Среди слов пустое слово играет ту же роль, что и число 0 среди чисел.
Используя выделение части слова и соединения слов, можно решать самые разнообразные задачи.
Например: Комбинируя операции + и MID$ можно из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК получить слово ДОЗОР: (Слайд 9)
10 А$ = »ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК»
20 D$ = MID$(A$,8,2)+ MID$(A$,5,1)+ MID$(A$,9,2)
Для вывода полученного результата существует, уже знакомый вам, оператор PRINT.
30 PRINT D$
Задача: Из слов «АРИФМЕТИКА» и «ОПЕРА» с помощью операций + и MID$ составить слово «АРИФМОМЕТР»
Кроме слов мы можем также собирать предложения. Чем слово отличается от предложения? Предложение состоит из слов, пробелов и знаков препинания.
Например: Из слов секрет, материя, сериалы, волшебные с помощью операций + и MID$ составить предложение: Секретные материалы.(Слайд 10)
10 A$= »СЕКРЕТ»
20 B$= ”МАТЕРИЯ”
30 C$= “СЕРИАЛЫ”
40 D$= “ВОЛШЕБНЫЕ”
50 E$= “ “
60 F$= A$+MID$(D$,7,3)
70 X$= MID$(B$,1,5)+ MID$(C$,4,4)
80 Y$= F$+E$+X$
90 PRINT Y$
Задача: Из слов солнце, небыль, округ, вечный с помощью операций + и MID$ составить предложение: Солнечный круг, небо вокруг! (Слайд 11)
4. Подведение итогов урока
(выставление оценок, задание домашнего задания)
Домашнее задание:
Решить задачу: Из слов любовь, старая, действие, щука, ела, программист с помощью операций + и MID$ составить предложение: Любая действующая программа - устарела! (Слайд 12)