Символьные переменные. Обработка символьных переменных в языке программирования Бейсик

Разделы: Информатика


Цель урока: Сформировать у учащихся понятие переменной величины. Объяснить отличия числовых переменных от символьных. Познакомить с функциями, работающими с символьными переменными.

Оборудование и материалы: компьютеры, мультимедиа проектор, презентация (Приложение).

План урока

1. Организация класса

(отметить присутствующих, объявить тему и цель урока, рассказать о том, что будет происходить на уроке). (Слайд 1)

2. Повторение пройденного материала:

Вопросы для повторения: (Слайды 2-4)

  1. Какую величину называют переменной?
  2. Какие типы переменных вы знаете?
  3. Как записываются имена числовых переменных?
  4. Чем отличается запись числовых переменных от записи символьных переменных?
  5. Какой оператор служит для изменения значений переменных?
  6. Что такое слово?
  7. Что такое длина слова?
  8. Какая функция используется для определения длины слова?
  9. Чему будет равна переменная Х, после выполнения следующей программы:
    10 REM
    20 C$=»МОРЕ»
    30 Х= LEN(C$)

  10. Какая функция используется для выделения из слова его части?
  11. Какое слово будет находиться в символьной переменной B$, после выполнения программы:
    10 REM
    20 A$=»КРОКОДИЛ»
    30 B$=MID$(A$,2,3)

3. Основная часть урока: (Слайды 5-8)

Слова можно не только разбирать на части, но и собирать из других слов, как поезда из вагонов. Для этого служит операция соединения слов. Определение соединения слов очень простое: соединить два слова – это значит к первому слову справа приписать второе. Соединение слов будем обозначать знаком + (как сложение чисел). Например,

КОМ+ПОТ=КОМПОТ

БОР+ОДА=БОРОДА

ГРАД+УС=ГРАДУС

BON+JOUR=BONJOUR

BUTTER+BROT=BUTTERBROT

BUTTER+FLY=BUTTERFLY

FOOT+BALL=FOOTBALL

Сравним свойства соединения слов и сложения чисел. Сразу ясно, что, в отличие от сложения чисел, для соединения слов переместительный закон

(а+в=в+а) не верен – результат, как правило, зависит от порядка, в котором соединяются слова. Например:

ПОТ+КОМ≠КОМ+ПОТ

В то же время сочетательный закон ((а+в)+с=а+(в+с)) верен:

(ПАР+О)+ХОД=ПАР+(О+ХОД)=ПАР+О+ХОД=ПАРОХОД

Вообще, соединяя несколько слов, скобки можно не писать.

А что получится, если некоторое слово соединить с пустым словом? Слово называется пустым, если в нем вообще нет символов. Каждому ясно: от соединения с пустым словом ничего не меняется. Среди слов пустое слово играет ту же роль, что и число 0 среди чисел.

Используя выделение части слова и соединения слов, можно решать самые разнообразные задачи.

Например: Комбинируя операции + и MID$ можно из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК получить слово ДОЗОР: (Слайд 9)

10 А$ = »ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК»
20 D$ = MID$(A$,8,2)+ MID$(A$,5,1)+ MID$(A$,9,2)

Для вывода полученного результата существует, уже знакомый вам, оператор PRINT.

30 PRINT D$

Задача: Из слов «АРИФМЕТИКА» и «ОПЕРА» с помощью операций + и MID$ составить слово «АРИФМОМЕТР»

Кроме слов мы можем также собирать предложения. Чем слово отличается от предложения? Предложение состоит из слов, пробелов и знаков препинания.

Например: Из слов секрет, материя, сериалы, волшебные с помощью операций + и MID$ составить предложение: Секретные материалы.(Слайд 10)

10 A$= »СЕКРЕТ»
20 B$= ”МАТЕРИЯ”
30 C$= “СЕРИАЛЫ”
40 D$= “ВОЛШЕБНЫЕ”
50 E$= “ “
60 F$= A$+MID$(D$,7,3)
70 X$= MID$(B$,1,5)+ MID$(C$,4,4)
80 Y$= F$+E$+X$
90 PRINT Y$

Задача: Из слов солнце, небыль, округ, вечный с помощью операций + и MID$ составить предложение: Солнечный круг, небо вокруг! (Слайд 11)

4. Подведение итогов урока

(выставление оценок, задание домашнего задания)

Домашнее задание:

Решить задачу: Из слов любовь, старая, действие, щука, ела, программист с помощью операций + и MID$ составить предложение: Любая действующая программа - устарела! (Слайд 12)