Создание условий для развития личности школьника средствами реализации компетентного подхода

Разделы: Администрирование школы


В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление модернизации школы.

Миссия нашей школы, обозначенная в программе развития школы: создание оптимальных условий, обеспечивающих каждому обучающемуся доступное качественное образование, развитие ценностных ориентаций, формирование ведущих компетенций, успешную социализацию через

  • фундаментальные знания,
  • профильное обучение,
  • вариативные образовательные программы,
  • блок дополнительного образования,
  • деятельностно-рефлексивные формы организации обучения и воспитания,
  • психолого- педагогическую поддержку.

Программа развития – инструмент переориентации от технократической «знаниево-навыковой» парадигмы обучения к компетентностно-ориентированной парадигме как единству ценностей, путей, средств, способов образования, нацеленных на обеспечение

    • саморазвития личности в процессе ее непрерывного образования,
    • самообразования,
    • самоопределения,
    • самореализации в различных информационно-предметных и социально-коммуникативных сферах.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.

Методической основой компетентностного подхода служат труды Шацкого, Эльконина, Давыдова, Якиманской и Серикова. Кроме них, еще Скаткин, Лернер, Краевский в ранних работах, определяя содержание образования, указывали именно опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностых отношений.

На основании анализа различных научно-педагогических источников мы выделяем ключевые компетенции, определяющие успешность личности:

  • компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности;
  • компетенция в сфере социально-профессиональной деятельности;
  • компетенция в сфере социально-культурной деятельности;
  • методологическая компетенция;
  • кросскультурная компетенция.

Идеи компетентностно ориентированного образования – один из ответов системы на целостный социокультурный заказ, содержащий требования достижения высокого качества жизни. В этом состоит социально-педагогическое значение данного вида образовательной деятельности. В личностно-педагогическом смысле школа, обеспечивая компетентности выпускника, формирует внутренний ресурс его личностного роста.

Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе,

но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов. Понятие компетентности включает не только когнитивную (что ?) и операционально-технологическую (как делать ?) составляющую, но и мотивационную (почему?), этическую (как отнесутся ?), социальную (с кем?) составляющие. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентации, привычки и прочее.

Образовательные компетенции по А.В. Хуторскому "совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности".

Компетенции ключевые реализуются

  • на метапредметном, общем для всех предметов содержании ;
  • общепредметные реализуются на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области;
  • предметные формируются в рамках отдельных предметов.

Под понятием формирования ключевых компетенцийследует понимать формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Ключевые компетенции наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества и

  • приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения;
  • проявляются в деятельности;
  • применяются в новых ситуациях.

В отечественной педагогике получило развитие понятие « общеучебные умения и навыки». Формируя ОУУН, школа выполняет ведомственный заказ системы образования на подготовку человека, умеющего учиться, формируя ключевые компетенции – выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.

Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время, ученик должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для решения тех или иных проблем. Зуновский и компетентностный подходы в этом близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях.

Нередко у учителя возникает вопрос? ОУУН и ключевые ключевые компетенции – это одно и тоже или нет?

Рассмотрим сходства и различия

Сходства:

  1. Востребованы при изучении всех учебных предметов, а так же во внеурочной деятельности учащихся (на занятиях БДО, экскурсии);
  2. Не могут формироваться средствами одного предмета, поскольку требуются согласованные действия всех учителей, а так же классного руководителя;
  3. Педагогические задачи по формированию ОУУН, так и ключевых компетенций являются не столько обучающими, сколько развивающими задачами, они требуют не столько «наполнения» учащегося новыми знаниями и умениями, сколько изменения стратегии его мышления, речи, учебной деятельности в целом.

Различия:

ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует постановки вопроса: «Каким способам деятельности обучать». Новые программы, стандарты второго поколения, определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса и авторский выбор вариативной составляющей содержания образования. В программах определены учебные достижения:

  • личностные результаты,
  • метапредметные результаты,
  • общие предметные,
  • частные предметные результаты

В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:

  • Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
  • Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,
  • Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели,
  • Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
  • Организация продуктивной групповой работы,
  • При создании КИМов Ддля ЕГЭ используется как один из подходов- компетентностный. Кимы по всем предметам состоят из 3-х частей, включающих задания различного типа и различной сложности. Задания первой части проверяют достижения уровня общеобразовательной подготовки. Задания 2 - проверяют более сложные умения – применять освоенные умения и знания в измененной ситуации. Часть 3 – задания используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня развития компетентности школьника.
  • Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения

Ключевые компетенции требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления, они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др).

Цели формирования данных компетенций у школьников:

  • умение школьника добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, INTERNET) и передавать ее.
  • осмысленная организация собственной деятельности.
  • знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
  • развитие навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к предмету.
  • раскрытие красоты науки, развитие к ней интереса.

Основная задача учителя не информировать ученика, а научить решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

  1. в познании и объяснении явлений действительности;
  2. при освоении современной техники и технологии;
  3. во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
  4. в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;
  5. при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
  6. при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности относятся:

  • обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
  • открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, их прежний опыт;
  • решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;
  • дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций;
  • игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
  • проектная деятельность, творческие, ролевые, практико- ориентированные мини проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.

Внеклассная деятельность должна быть организованна как групповая деятельность , в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт.

Проблема компетентности учащихся является межпредметной, в условиях реальной жизни служит основой для дальнейшего обучения, эффективного участия в жизни общества, организации своей личной деятельности.

Основные блоки, обеспечивающие развитие личности школьника:

Основное образование - формирует достаточный запас базовых знаний, для продолжения образования;

Вариативное образование - способствует индивидуализации, дифференциации

обучения, профильному самоопределению;

Дополнительное образование – развивает творческую самоактуализацию личности, культуру общения;

Уклад школы – создает обстановку комфортности и ценностных отношений.

В результате школьник обладает

  • предметной компетентностью;
  • исследовательской компетентностью;
  • информационной компетентностью;
  • социальной компетентностью;
  • коммуникативной компетентностью;
  • самостроительной компетентностью.

Управление реализацией компетентностного подхода на различных уровнях УВП осуществляется:

1. На уровне образовательного результата:

При планировании результатов деятельности школы учитывается не только запрос государства, выраженный в стандарте, но и запрос общественных групп и субъектов образовательного процесса, т.е. ориентирование образовательного процесса на формирование ключевых компетентностей.Формирование и развитие компетентностей является частью содержания учебной деятельности, вполне законной для каждого учителя-предметника.Особенно актуально преломление компетентностного подхода в реализации профильного обучения, т.к. основной целью профильного образования должна стать подготовка человека, имеющего качественную базовую подготовку, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к перемене профессии в течение всей жизни.

2. На уровне образовательного процесса:

В образовательном процессе происходит смещение с передачи-усвоения определенного объема знаний на организацию и сопровождение самостоятельной познавательной и социально-ориентированной деятельности учащегося, вводим в образовательный процесс школы педагогические технологии, адекватные новым результатам образования. Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности.

3. На уровне ресурсов:поиск новых форм организации обучения

  • проектные формы обучения
  • ролевые игры
  • уроки-исследования
  • уроки с ИКТ сопровождением
  • групповые формы деятельности
  • экстернат по отдельным предметам

Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения,

Наиболее интенсивно возможности ИКТ используется по следующим направлениям:

  • подготовка учащихся к ЕГЭ, (пробное компьютерное тестировании) - программные продукты «Готовимся к ЕГЭ», «Школьный мониторинг»;
  • использование обучающих и тестирующих программ;
  • конструирование и ведение уроков с использованием SMART - доски;
  • подготовка презентаций на уроках по определённым темам;
  • использование в младших классах развивающих игр для детей, позволяющих закрепить и расширить знания, полученные на «некомпьютерных» уроках информатики; использование программы «Лого-миры» в проектной деятельности;
  • использование возможностей глобальной сети Internet для подготовки к урокам, развития языковых навыков
  • Подготовка аналитико-статистических данных
    • результаты мониторинговых исследований (в том числе и по программе СтадГрад);
    • электронные журналы.

Школа становится «открытой в социум» не только для изучения запроса, но и для использования его ресурсов.(Сайт школы, дни открытых дверей для родителей, приглашение на открытые уроки, педсоветы – конференции, которые проводятся ежегодно в апреле, научно – практические конференции учащихся «Человек в изменяющемся мире»).

4. На уровне учебно-материальной базы

Учебно-материальная база школы достаточна для реализации инновационных педагогических процессов, вместе с тем, требует последовательного развития и укрепления.

5. На уровне педагогических кадров

Компетентность педагога — необходимое условие для формирования и развития компетентностей обучающихся.

Одной из важных форм методической работы является работа над единой методической темой.

Педагоги должны владеть педагогическими технологиями, обеспечивающими формирование ключевых компетентностей учащихся, и освоить нетрадиционные для современной школы педагогические роли: консультант, кроме того, использование в образовательном процессе информационных ресурсов требует высокого уровня сформированности информационной компетентности самого педагога

Задачи учителя

  1. Осознание новой миссии, изменение педагогической психологии (замена знаньевой ориентации на компетентностно-ориентированное образование, партнерская позиция учителя в проекте).
  2. Овладеть теоретическими знаниями о новых методах и технологиях обучения.
  3. Овладеть умениями и практическими действиями, связанными со способностью формировать компетенции
  4. Овладеть новыми технологиями
  5. Обучение компьютерной грамотности с перспективой обучения информационной культуре, овладение педколлектива современными интернет-технологиями.

Школа должна не только обучать ребенка физике, биологии или русскому языку, но одновременно развивать его способность к адекватной самооценке, критическому мышлению, умению соотносить свои интересы с интересами других. В этой связи, основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, социальной, культурной, информационной и прочих сферах.

Поэтому целью школы является:

  • Овладение учащимися коммуникативными компетенциями, на основе которых происходит целостное развитие высоко нравственной, интеллектуально развитой, готовой к саморазвитию и адаптации в современном обществе личности.
  • Создание творческой команды педагогов, переориентированных с традиционного подхода в обучении на компетентностный
  • Проектирование методик, условий процесса формирования коммуникативных компетенций у школьников при адекватной охране и укреплении здоровья.
  • Через организацию социального партнерства в проектной деятельности привлечение родителей в единое школьное сообщество для совместного проектирования профессиональной и жизненной траектории учащихся.
  • Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки, включающей и профессиональную диагностику, и сопровождение, и поддержку всего процесса обучения.
  • Рост уровня удовлетворенности всех: учащихся, педагогов, администрации, обслуживающего персонала, партнеров школы, родителей учащихся всеми сторонами жизнедеятельности школы