В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление модернизации школы.
Миссия нашей школы, обозначенная в программе развития школы: создание оптимальных условий, обеспечивающих каждому обучающемуся доступное качественное образование, развитие ценностных ориентаций, формирование ведущих компетенций, успешную социализацию через
- фундаментальные знания,
- профильное обучение,
- вариативные образовательные программы,
- блок дополнительного образования,
- деятельностно-рефлексивные формы организации обучения и воспитания,
- психолого- педагогическую поддержку.
Программа развития – инструмент переориентации от технократической «знаниево-навыковой» парадигмы обучения к компетентностно-ориентированной парадигме как единству ценностей, путей, средств, способов образования, нацеленных на обеспечение
- саморазвития личности в процессе ее непрерывного образования,
- самообразования,
- самоопределения,
- самореализации в различных информационно-предметных и социально-коммуникативных сферах.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.
Методической основой компетентностного подхода служат труды Шацкого, Эльконина, Давыдова, Якиманской и Серикова. Кроме них, еще Скаткин, Лернер, Краевский в ранних работах, определяя содержание образования, указывали именно опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностых отношений.
На основании анализа различных научно-педагогических источников мы выделяем ключевые компетенции, определяющие успешность личности:
- компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности;
- компетенция в сфере социально-профессиональной деятельности;
- компетенция в сфере социально-культурной деятельности;
- методологическая компетенция;
- кросскультурная компетенция.
Идеи компетентностно ориентированного образования – один из ответов системы на целостный социокультурный заказ, содержащий требования достижения высокого качества жизни. В этом состоит социально-педагогическое значение данного вида образовательной деятельности. В личностно-педагогическом смысле школа, обеспечивая компетентности выпускника, формирует внутренний ресурс его личностного роста.
Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе,
но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов. Понятие компетентности включает не только когнитивную (что ?) и операционально-технологическую (как делать ?) составляющую, но и мотивационную (почему?), этическую (как отнесутся ?), социальную (с кем?) составляющие. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентации, привычки и прочее.
Образовательные компетенции по А.В. Хуторскому "совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности".
Компетенции ключевые реализуются
- на метапредметном, общем для всех предметов содержании ;
- общепредметные реализуются на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области;
- предметные формируются в рамках отдельных предметов.
Под понятием формирования ключевых компетенцийследует понимать формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Ключевые компетенции наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества и
- приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения;
- проявляются в деятельности;
- применяются в новых ситуациях.
В отечественной педагогике получило развитие понятие « общеучебные умения и навыки». Формируя ОУУН, школа выполняет ведомственный заказ системы образования на подготовку человека, умеющего учиться, формируя ключевые компетенции – выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время, ученик должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для решения тех или иных проблем. Зуновский и компетентностный подходы в этом близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях.
Нередко у учителя возникает вопрос? ОУУН и ключевые ключевые компетенции – это одно и тоже или нет?
Рассмотрим сходства и различия
Сходства:
- Востребованы при изучении всех учебных предметов, а так же во внеурочной деятельности учащихся (на занятиях БДО, экскурсии);
- Не могут формироваться средствами одного предмета, поскольку требуются согласованные действия всех учителей, а так же классного руководителя;
- Педагогические задачи по формированию ОУУН, так и ключевых компетенций являются не столько обучающими, сколько развивающими задачами, они требуют не столько «наполнения» учащегося новыми знаниями и умениями, сколько изменения стратегии его мышления, речи, учебной деятельности в целом.
Различия:
ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует постановки вопроса: «Каким способам деятельности обучать». Новые программы, стандарты второго поколения, определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса и авторский выбор вариативной составляющей содержания образования. В программах определены учебные достижения:
- личностные результаты,
- метапредметные результаты,
- общие предметные,
- частные предметные результаты
В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:
- Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
- Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,
- Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели,
- Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
- Организация продуктивной групповой работы,
- При создании КИМов Ддля ЕГЭ используется как один из подходов- компетентностный. Кимы по всем предметам состоят из 3-х частей, включающих задания различного типа и различной сложности. Задания первой части проверяют достижения уровня общеобразовательной подготовки. Задания 2 - проверяют более сложные умения – применять освоенные умения и знания в измененной ситуации. Часть 3 – задания используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня развития компетентности школьника.
- Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения
Ключевые компетенции требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления, они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др).
Цели формирования данных компетенций у школьников:
- умение школьника добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, INTERNET) и передавать ее.
- осмысленная организация собственной деятельности.
- знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
- развитие навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к предмету.
- раскрытие красоты науки, развитие к ней интереса.
Основная задача учителя не информировать ученика, а научить решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
- в познании и объяснении явлений действительности;
- при освоении современной техники и технологии;
- во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
- в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;
- при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
- при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности относятся:
- обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
- открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, их прежний опыт;
- решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;
- дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций;
- игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
- проектная деятельность, творческие, ролевые, практико- ориентированные мини проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.
Внеклассная деятельность должна быть организованна как групповая деятельность , в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт.
Проблема компетентности учащихся является межпредметной, в условиях реальной жизни служит основой для дальнейшего обучения, эффективного участия в жизни общества, организации своей личной деятельности.
Основные блоки, обеспечивающие развитие личности школьника:
Основное образование - формирует достаточный запас базовых знаний, для продолжения образования;
Вариативное образование - способствует индивидуализации, дифференциации
обучения, профильному самоопределению;
Дополнительное образование – развивает творческую самоактуализацию личности, культуру общения;
Уклад школы – создает обстановку комфортности и ценностных отношений.
В результате школьник обладает
- предметной компетентностью;
- исследовательской компетентностью;
- информационной компетентностью;
- социальной компетентностью;
- коммуникативной компетентностью;
- самостроительной компетентностью.
Управление реализацией компетентностного подхода на различных уровнях УВП осуществляется:
1. На уровне образовательного результата:
При планировании результатов деятельности школы учитывается не только запрос государства, выраженный в стандарте, но и запрос общественных групп и субъектов образовательного процесса, т.е. ориентирование образовательного процесса на формирование ключевых компетентностей.Формирование и развитие компетентностей является частью содержания учебной деятельности, вполне законной для каждого учителя-предметника.Особенно актуально преломление компетентностного подхода в реализации профильного обучения, т.к. основной целью профильного образования должна стать подготовка человека, имеющего качественную базовую подготовку, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к перемене профессии в течение всей жизни.
2. На уровне образовательного процесса:
В образовательном процессе происходит смещение с передачи-усвоения определенного объема знаний на организацию и сопровождение самостоятельной познавательной и социально-ориентированной деятельности учащегося, вводим в образовательный процесс школы педагогические технологии, адекватные новым результатам образования. Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности.
3. На уровне ресурсов:поиск новых форм организации обучения
- проектные формы обучения
- ролевые игры
- уроки-исследования
- уроки с ИКТ сопровождением
- групповые формы деятельности
- экстернат по отдельным предметам
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения,
Наиболее интенсивно возможности ИКТ используется по следующим направлениям:
- подготовка учащихся к ЕГЭ, (пробное компьютерное тестировании) - программные продукты «Готовимся к ЕГЭ», «Школьный мониторинг»;
- использование обучающих и тестирующих программ;
- конструирование и ведение уроков с использованием SMART - доски;
- подготовка презентаций на уроках по определённым темам;
- использование в младших классах развивающих игр для детей, позволяющих закрепить и расширить знания, полученные на «некомпьютерных» уроках информатики; использование программы «Лого-миры» в проектной деятельности;
- использование возможностей глобальной сети Internet для подготовки к урокам, развития языковых навыков
- Подготовка аналитико-статистических данных
- результаты мониторинговых исследований (в том числе и по программе СтадГрад);
- электронные журналы.
Школа становится «открытой в социум» не только для изучения запроса, но и для использования его ресурсов.(Сайт школы, дни открытых дверей для родителей, приглашение на открытые уроки, педсоветы – конференции, которые проводятся ежегодно в апреле, научно – практические конференции учащихся «Человек в изменяющемся мире»).
4. На уровне учебно-материальной базы
Учебно-материальная база школы достаточна для реализации инновационных педагогических процессов, вместе с тем, требует последовательного развития и укрепления.
5. На уровне педагогических кадров
Компетентность педагога — необходимое условие для формирования и развития компетентностей обучающихся.
Одной из важных форм методической работы является работа над единой методической темой.
Педагоги должны владеть педагогическими технологиями, обеспечивающими формирование ключевых компетентностей учащихся, и освоить нетрадиционные для современной школы педагогические роли: консультант, кроме того, использование в образовательном процессе информационных ресурсов требует высокого уровня сформированности информационной компетентности самого педагога
Задачи учителя
- Осознание новой миссии, изменение педагогической психологии (замена знаньевой ориентации на компетентностно-ориентированное образование, партнерская позиция учителя в проекте).
- Овладеть теоретическими знаниями о новых методах и технологиях обучения.
- Овладеть умениями и практическими действиями, связанными со способностью формировать компетенции
- Овладеть новыми технологиями
- Обучение компьютерной грамотности с перспективой обучения информационной культуре, овладение педколлектива современными интернет-технологиями.
Школа должна не только обучать ребенка физике, биологии или русскому языку, но одновременно развивать его способность к адекватной самооценке, критическому мышлению, умению соотносить свои интересы с интересами других. В этой связи, основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, социальной, культурной, информационной и прочих сферах.
Поэтому целью школы является:
- Овладение учащимися коммуникативными компетенциями, на основе которых происходит целостное развитие высоко нравственной, интеллектуально развитой, готовой к саморазвитию и адаптации в современном обществе личности.
- Создание творческой команды педагогов, переориентированных с традиционного подхода в обучении на компетентностный
- Проектирование методик, условий процесса формирования коммуникативных компетенций у школьников при адекватной охране и укреплении здоровья.
- Через организацию социального партнерства в проектной деятельности привлечение родителей в единое школьное сообщество для совместного проектирования профессиональной и жизненной траектории учащихся.
- Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки, включающей и профессиональную диагностику, и сопровождение, и поддержку всего процесса обучения.
- Рост уровня удовлетворенности всех: учащихся, педагогов, администрации, обслуживающего персонала, партнеров школы, родителей учащихся всеми сторонами жизнедеятельности школы