Цели занятия:
- коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звука «р» в слогах, в словах и в предложениях; развивать навыки звукослогового анализа и синтеза; навыки словообразования и словоизменения; в игровой форме совершенствовать практическое применение грамматических правил;
- коррекционно-развивающие: систематизировать знания детей об осени, осенних признаках, явлениях; активизировать словарь по темам «Осень», «Овощи»; развивать навыки сопоставления ранней и поздней осени по стихам русских поэтов; развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление. Развитие связной речи осуществляется в процессе всего занятия;
- коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей наблюдательность и воображение, интерес к сезонным явлениям в природе; прививать любовь к русской поэзии, к родной природе, к музыке; воспитывать самоконтроль, взаимопомощь.
Оборудование: картины ранней и поздней осени, фигура Октябринки, большие красочные плакаты с приметами осени, таблицы с названиями осенних месяцев, картинки с изображениями овощей, двух лягушек, лукошко для карточек со словами: ужин, вещи, клещи, ящик, щипцы, лещи, шины, лыжи, музыкальная запись П.И. Чайковского «Времена года», грибочки- выпечные изделия для поощрения детей.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия.
Логопед: Ребята, сегодня мы проведем занятие не простое, а веселое и занимательное.
Называется наше занятие «Волшебница Осень». А почему осень называют волшебницей, вы скоро узнаете. Мы с вами вспомним все, что знаем о нашем любимом звуке «р», вы будете отгадывать загадки, рассказывать стихи об осени, играть.
2. Сопоставление ранней и поздней осени по стихам русских поэтов.
Стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора». Звучит муз. запись П.И. Чайковского «Времена года».
(Ученица рассказывает стихотворение.)
Логопед: Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Логопед: А как вы догадались?
Дети: Пышное природы увяданье.
Логопед: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картины осени и скажите, какая бывает осень?
Дети: Осень бывает ранняя, золотая и поздняя.
Логопед: А в стихотворении А.С. Пушкина о какой осени говорится?
Дети: В стихотворении А.С. Пушкина говорится о золотой осени.
Логопед: Докажите.
Дети: В багрец и в золото одетые леса и т.д.
Стихотворение А.Н. Плещеева «Скучная картина». Звучит муз. запись П.И. Чайковского «Времена года».
(Ученица рассказывает стихотворение).
Логопед: О какой осени говорится в стихотворении А.Н. Плещеева?
Дети: О поздней осени.
Логопед: А почему о поздней осени?
Дети: Тучи без конца. Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, сейчас какая стоит осень?
Дети: Сейчас стоит поздняя осень.
3. Беседа о признаках осени по картине «Осень в лесу».
Логопед: Дети, посмотрите внимательно на картину, а теперь в окно. Назовите признаки осени.
Дети называют признаки осени, составляют небольшой рассказ по картине.
Белочка натаскала шишек, насушила грибов. Этого корма хватит белочке на всю долгую, суровую зиму. Медведь наелся малины, меда и завалился спать в берлогу до самой весны.
Логопед: Молодцы, ребята, хорошо знаете признаки осени.
4. Загадки Октябринки №1.
Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка. А зовут её Октябринка. (Выставляется фигурка Октябринки).
Давайте скажем все вместе по слогам Ок-тяб-рин-ка! А как вы думаете, почему у нее такое интересное имя?
Дети: Её так назвали потому, что сейчас месяц октябрь стоит.
Логопед: А какие еще осенние месяцы вы знаете?
Дети называют осенние месяцы.
(Выставляются таблицы с названиями осенних месяцев.)
Логопед: Ребята, а в сентябре как назовете девочку?
Дети: Сентябринка.
Логопед: А в ноябре?
Дети: В ноябре мы назовем девочку Ноябринка.
Логопед: С помощью какого суффикса мы образовали новые слова: Сентябринка, Октябринка, Ноябринка?
Дети отвечают.
Логопед: Октябринка принесла с собой много загадок, стихов, она и поможет провести сегодняшнее занятие. Скажите, пожалуйста, что в руках у Октябринки?
Дети: Октябринка держит в руках корзинку.
Логопед: А как вы думаете, что в корзинке у Октябринки?
Дети: Грибы.
Логопед: А вот и не угадали, Октябринка принесла в корзинке загадки. Но она загадает вам загадки только тогда, когда вы громко и правильно расскажете скороговорку.
Дети сначала медленно, а потом быстро рассказывают скороговорку:
Осень просекой прошла, свои краски разлила.
Логопед: Молодцы! Вот теперь Октябринка загадает вам свои загадки.
Загадки.
- Приходи – её мы просим, в золотом наряде? (Осень)
- Нынче, друг, не зевай, собирай? (Урожай)
- Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста)
- Стояли старички-красношапочники. (Подосиновики)
- Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы) - Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Логопед: Ребята, вы отгадали все загадки. Октябринка вами очень довольна и дарит вам красивую песенку, которая называется «Осень».
5. Песня «Осень» звучит в исполнении девочек из 4, 5, 6 кл.
Логопед: Ребята, какое чувство вызвала у вас эта песня?
Дети: Песня вызвала грустное, печальное чувство.
Логопед: А почему?
Дети: Потому что в сентябре, в октябре и в ноябре природа засыпает.
Логопед: Посмотрите внимательно на названия месяцев, громко прочитайте. Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, то что у нас получится?
Дети записывают на доске и читают слово «СОН».
6. Игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».
Логопед: Октябринка предлагает вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.
Игра.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Логопед: Октябринка очень рада, что вы так хорошо знаете приметы осени.
7. «Танец листиков».
Логопед: Осенью солнце греет не так хорошо, как летом. Часто дуют ветры. Налетел сильный ветер, сорвал листики с дерева. Летают листочки, кружатся, танцуют. А ветер им осеннюю песенку поет.
«Танец листиков» исполняют девочки из 5 и 6 кл. (Муз. запись П.И. Чайковского «Времена года»).
8. Сказка о помидоре.
Выставляется картинка с изображением помидора.
Логопед: Жил-был на свете очень важный и очень красный помидор. Надумал помидор пригласить в гости овощи. Но не всех, а только тех, в названии которых есть звук «р».
Как вы думаете, почему он так решил?
Дети: В слове помидор есть звук «р».
Логопед: Давайте скажем все вместе громко и четко: р-р-р-р-р. А теперь уточним артикуляцию нашего самого любимого звука «р» и вспомним его характеристику.
Посмотрите внимательно на картинки, найдите овощ, в названии которого есть звук «р» и отправьте его в гости к помидору.
(Дети берут овощи: редис, огурец, морковь, горох, перец, картофель, редьку, репу и ставят в домик к помидору.)
Но и другие овощи тоже захотели в гости к помидору. Сжалился помидор и говорит: «Ладно, пусть придут ко мне в гости овощи, в названии которых есть звук «а».
(Дети вспоминают артикуляцию и характеристику звука «а», затем отправляют в гости к помидору овощи, в названии которых есть звук «а».)
Посмотрите, ребята, внимательно, все ли овощи ушли в гости к помидору?
Дети: Нет, не все, остался лук.
Логопед: Подумайте, почему его не взяли в гости?
Дети: В его названии нет звука «а».
Логопед: А ещё почему?
Дети: В гостях все веселятся, а если придет лук, то все заплачут, потому что он горький.
9. Игра «Варим щи».
Логопед: В это время хозяйка пришла домой и решила сварить щи. Ребята, а вы знаете, какие овощи кладут в щи?
(Дети называют овощи.)
Взяла хозяйка корзинку, а в ней только один лук на донышке лежит. Ведь все овощи ушли в гости к помидору. Расстроилась хозяйка. Что же делать? Как щи сварить?
Ребята, давайте поможем хозяйке сварить щи.
Игра «Варим щи».
(Ученица рассказывает стихи)
Давай сегодня сварим щи.
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом было щей немножко.
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.
Выставляется лукошко с карточками, на которых написаны слова:вещи, шины, щипцы, лещи, ужин, клещи, лыжи, ящик.
Дети выделяют слог «щи».
Логопед: Ну, ребята, молодцы, кажется, и у нас щи хороши!
10. Физминутка.
Логопед: А сейчас мы немного поиграем, а заодно и отдохнем.
Игра называется «Вершки и корешки».
Ребята, если овощ растет в земле, руки опускаем вниз, а если овощ растет на грядке – руки поднимаем вверх.
Ведущая называет овощи, а дети соответственно поднимают и опускают руки: свекла, капуста, морковь, кабачок, огурец, перец, тыква, картофель, баклажан, редис, горох.
11. Игра «Кто самый внимательный?»
Логопед: Что-то загрустила наша Октябринка. Давайте развеселим её и отгадаем зашифрованное в стихотворении слово.
Выставляется картинка с нарисованными у реки лягушатами.
Ученица читает стихотворение, а дети на слух определяют, какие слоги повторяются, называют их и записывают на доске.
Тучи давят на поля,
Будет воду пить земля.
Гладь реки. На берегу
Ветер вербы гнет в дугу.
Слева крыша шалаша.
Сложен он из камыша.
Словно красный сок граната
Над рекой лучи заката.
Кто под вербой на картинке?
Поищи посерединке.
Ответ: ля-гу-ша-та.
12. Пословицы об осени.
Логопед: Ребята, а кто из вас знает пословицы об осени?
Дети по очереди называют пословицы, объясняют их смысл.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Осенняя пора – птицы со двора.
Сентябрь – златоцвет.
Октябрь – листопадник.
Ноябрь – ворота в зиму.
13. Работа с красочными плакатами о приметах осени.
Логопед: А сейчас мы прочитаем приметы осени.
Чтение плакатов, объяснение значения примет.
14. Игра «Мы – поэты».
Логопед: Много стихов написали поэты про осень. Давайте и мы станем поэтами, стихи мы не сочиним, но попробуем подобрать хотя бы рифмы.
Осень – восемь.
Дождь – гость.
Лужа – стужа.
15. Загадки Октябринки №2.
Логопед: Ребята, кто к нам пришел в гости в начале занятия?
Дети: Октябринка.
Логопед: Октябринка пришла с загадками и на прощание тоже дарит вам загадки. Загадки не простые, а все про осенние месяцы.
Загадки.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
16. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Закрепление знаний учащихся по теме занятия.
Логопед: О каком времени года мы сегодня говорили?
А почему осень называют волшебницей?
Дети отвечают, приводят примеры, вспоминают стихи, загадки.
Логопед: Ребята, кто считает, что занятие было вам полезно?
А что вы пожелаете себе и своим друзьям?
Логопед: Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.
Спасибо вам, ребята, вы все очень хорошо работали. Много грибов насушила белочка и дарит вам всем по грибочку.
Все дети поощряются сладкими призами.