Внеклассное занятие по логопедии "Волшебница осень"

Разделы: Внеклассная работа, Логопедия


Цели занятия:

  1. коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звука «р» в слогах, в словах и в предложениях; развивать навыки звукослогового анализа и синтеза; навыки словообразования и словоизменения; в игровой форме совершенствовать практическое применение грамматических правил;
  2. коррекционно-развивающие: систематизировать знания детей об осени, осенних признаках, явлениях; активизировать словарь по темам «Осень», «Овощи»; развивать навыки сопоставления ранней и поздней осени по стихам русских поэтов; развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление. Развитие связной речи осуществляется в процессе всего занятия;
  3. коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей наблюдательность и воображение, интерес к сезонным явлениям в природе; прививать любовь к русской поэзии, к родной природе, к музыке; воспитывать самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование: картины ранней и поздней осени, фигура Октябринки, большие красочные плакаты с приметами осени, таблицы с названиями осенних месяцев, картинки с изображениями овощей, двух лягушек, лукошко для карточек со словами: ужин, вещи, клещи, ящик, щипцы, лещи, шины, лыжи, музыкальная запись П.И. Чайковского «Времена года», грибочки- выпечные изделия для поощрения детей.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия.

Логопед: Ребята, сегодня мы проведем занятие не простое, а веселое и занимательное.

Называется наше занятие «Волшебница Осень». А почему осень называют волшебницей, вы скоро узнаете. Мы с вами вспомним все, что знаем о нашем любимом звуке «р», вы будете отгадывать загадки, рассказывать стихи об осени, играть.

2. Сопоставление ранней и поздней осени по стихам русских поэтов.

Стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора». Звучит муз. запись П.И. Чайковского «Времена года».

(Ученица рассказывает стихотворение.)

Логопед: Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится об осени.

Логопед: А как вы догадались?

Дети: Пышное природы увяданье.

Логопед: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картины осени и скажите, какая бывает осень?

Дети: Осень бывает ранняя, золотая и поздняя.

Логопед: А в стихотворении А.С. Пушкина о какой осени говорится?

Дети: В стихотворении А.С. Пушкина говорится о золотой осени.

Логопед: Докажите.

Дети: В багрец и в золото одетые леса и т.д.

Стихотворение А.Н. Плещеева «Скучная картина». Звучит муз. запись П.И. Чайковского «Времена года».

(Ученица рассказывает стихотворение).

Логопед: О какой осени говорится в стихотворении А.Н. Плещеева?

Дети: О поздней осени.

Логопед: А почему о поздней осени?

Дети: Тучи без конца. Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, сейчас какая стоит осень?

Дети: Сейчас стоит поздняя осень.

3. Беседа о признаках осени по картине «Осень в лесу».

Логопед: Дети, посмотрите внимательно на картину, а теперь в окно. Назовите признаки осени.

Дети называют признаки осени, составляют небольшой рассказ по картине.

Белочка натаскала шишек, насушила грибов. Этого корма хватит белочке на всю долгую, суровую зиму. Медведь наелся малины, меда и завалился спать в берлогу до самой весны.

Логопед: Молодцы, ребята, хорошо знаете признаки осени.

4. Загадки Октябринки №1.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка. А зовут её Октябринка. (Выставляется фигурка Октябринки).

Давайте скажем все вместе по слогам Ок-тяб-рин-ка! А как вы думаете, почему у нее такое интересное имя?

Дети: Её так назвали потому, что сейчас месяц октябрь стоит.

Логопед: А какие еще осенние месяцы вы знаете?

Дети называют осенние месяцы.

(Выставляются таблицы с названиями осенних месяцев.)

Логопед: Ребята, а в сентябре как назовете девочку?

Дети: Сентябринка.

Логопед: А в ноябре?

Дети: В ноябре мы назовем девочку Ноябринка.

Логопед: С помощью какого суффикса мы образовали новые слова: Сентябринка, Октябринка, Ноябринка?

Дети отвечают.

Логопед: Октябринка принесла с собой много загадок, стихов, она и поможет провести сегодняшнее занятие. Скажите, пожалуйста, что в руках у Октябринки?

Дети: Октябринка держит в руках корзинку.

Логопед: А как вы думаете, что в корзинке у Октябринки?

Дети: Грибы.

Логопед: А вот и не угадали, Октябринка принесла в корзинке загадки. Но она загадает вам загадки только тогда, когда вы громко и правильно расскажете скороговорку.

Дети сначала медленно, а потом быстро рассказывают скороговорку:

Осень просекой прошла, свои краски разлила.

Логопед: Молодцы! Вот теперь Октябринка загадает вам свои загадки.

Загадки.

  • Приходи – её мы просим, в золотом наряде? (Осень)
  • Нынче, друг, не зевай, собирай? (Урожай)
  • Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста)
  • Стояли старички-красношапочники. (Подосиновики)
  • Наши поросятки выросли на грядке.
    К солнышку бочком, хвостики крючком.
    Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
  • Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Логопед: Ребята, вы отгадали все загадки. Октябринка вами очень довольна и дарит вам красивую песенку, которая называется «Осень».

5. Песня «Осень» звучит в исполнении девочек из 4, 5, 6 кл.

Логопед: Ребята, какое чувство вызвала у вас эта песня?

Дети: Песня вызвала грустное, печальное чувство.

Логопед: А почему?

Дети: Потому что в сентябре, в октябре и в ноябре природа засыпает.

Логопед: Посмотрите внимательно на названия месяцев, громко прочитайте. Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, то что у нас получится?

Дети записывают на доске и читают слово «СОН». 

6. Игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».

Логопед: Октябринка предлагает вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.

Игра.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

Логопед: Октябринка очень рада, что вы так хорошо знаете приметы осени.

7. «Танец листиков».

Логопед: Осенью солнце греет не так хорошо, как летом. Часто дуют ветры. Налетел сильный ветер, сорвал листики с дерева. Летают листочки, кружатся, танцуют. А ветер им осеннюю песенку поет.

«Танец листиков» исполняют девочки из 5 и 6 кл. (Муз. запись П.И. Чайковского «Времена года»).

8. Сказка о помидоре.

Выставляется картинка с изображением помидора.

Логопед: Жил-был на свете очень важный и очень красный помидор. Надумал помидор пригласить в гости овощи. Но не всех, а только тех, в названии которых есть звук «р».

Как вы думаете, почему он так решил?

Дети: В слове помидор есть звук «р».

Логопед: Давайте скажем все вместе громко и четко: р-р-р-р-р. А теперь уточним артикуляцию нашего самого любимого звука «р» и вспомним его характеристику.

Посмотрите внимательно на картинки, найдите овощ, в названии которого есть звук «р» и отправьте его в гости к помидору.

(Дети берут овощи: редис, огурец, морковь, горох, перец, картофель, редьку, репу и ставят в домик к помидору.)

Но и другие овощи тоже захотели в гости к помидору. Сжалился помидор и говорит: «Ладно, пусть придут ко мне в гости овощи, в названии которых есть звук «а».

(Дети вспоминают артикуляцию и характеристику звука «а», затем отправляют в гости к помидору овощи, в названии которых есть звук «а».)

Посмотрите, ребята, внимательно, все ли овощи ушли в гости к помидору?

Дети: Нет, не все, остался лук.

Логопед: Подумайте, почему его не взяли в гости?

Дети: В его названии нет звука «а».

Логопед: А ещё почему?

Дети: В гостях все веселятся, а если придет лук, то все заплачут, потому что он горький.

9. Игра «Варим щи».

Логопед: В это время хозяйка пришла домой и решила сварить щи. Ребята, а вы знаете, какие овощи кладут в щи?

(Дети называют овощи.)

Взяла хозяйка корзинку, а в ней только один лук на донышке лежит. Ведь все овощи ушли в гости к помидору. Расстроилась хозяйка. Что же делать? Как щи сварить?

Ребята, давайте поможем хозяйке сварить щи.

Игра «Варим щи».

(Ученица рассказывает стихи)

Давай сегодня сварим щи.
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом было щей немножко.
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.
Выставляется лукошко с карточками, на которых написаны слова:

вещи, шины, щипцы, лещи, ужин, клещи, лыжи, ящик.

Дети выделяют слог «щи».

Логопед: Ну, ребята, молодцы, кажется, и у нас щи хороши!

10. Физминутка.

Логопед: А сейчас мы немного поиграем, а заодно и отдохнем.

Игра называется «Вершки и корешки».

Ребята, если овощ растет в земле, руки опускаем вниз, а если овощ растет на грядке – руки поднимаем вверх.

Ведущая называет овощи, а дети соответственно поднимают и опускают руки: свекла, капуста, морковь, кабачок, огурец, перец, тыква, картофель, баклажан, редис, горох.

11. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед: Что-то загрустила наша Октябринка. Давайте развеселим её и отгадаем зашифрованное в стихотворении слово.

Выставляется картинка с нарисованными у реки лягушатами.

Ученица читает стихотворение, а дети на слух определяют, какие слоги повторяются, называют их и записывают на доске.

Тучи давят на поля,
Будет воду пить земля.
Гладь реки. На берегу
Ветер вербы гнет в дугу.
Слева крыша шалаша.
Сложен он из камыша.
Словно красный сок граната
Над рекой лучи заката.
Кто под вербой на картинке?
Поищи посерединке.

Ответ: ля-гу-ша-та.

 

12. Пословицы об осени.

Логопед: Ребята, а кто из вас знает пословицы об осени?

Дети по очереди называют пословицы, объясняют их смысл.

Когда гусь улетает, снег выпадает.
Осенняя пора – птицы со двора.
Сентябрь – златоцвет.
Октябрь – листопадник.
Ноябрь – ворота в зиму.

13. Работа с красочными плакатами о приметах осени.

Логопед: А сейчас мы прочитаем приметы осени.

Чтение плакатов, объяснение значения примет.

14. Игра «Мы – поэты».

Логопед: Много стихов написали поэты про осень. Давайте и мы станем поэтами, стихи мы не сочиним, но попробуем подобрать хотя бы рифмы.

Осень – восемь.
Дождь – гость.
Лужа – стужа.

15. Загадки Октябринки №2.

Логопед: Ребята, кто к нам пришел в гости в начале занятия?

Дети: Октябринка.

Логопед: Октябринка пришла с загадками и на прощание тоже дарит вам загадки. Загадки не простые, а все про осенние месяцы.

Загадки.

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

16. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Закрепление знаний учащихся по теме занятия.

Логопед: О каком времени года мы сегодня говорили?

А почему осень называют волшебницей?

Дети отвечают, приводят примеры, вспоминают стихи, загадки.

Логопед: Ребята, кто считает, что занятие было вам полезно?

А что вы пожелаете себе и своим друзьям?

Логопед: Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

Спасибо вам, ребята, вы все очень хорошо работали. Много грибов насушила белочка и дарит вам всем по грибочку.

Все дети поощряются сладкими призами.