Система контроля обучающихся 3-й ступени на основе использования технологии лекционно-семинарско-зачетного обучения как фактор оценки и управления качеством образования

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

На современном этапе развития российского образования направленность инновационных процессов в рамках реализуемой Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, Концепции Общероссийской системы оценки качества образования обусловливает ряд нововведений, в т.ч. касающихся проработки различных моделей управления  качеством образования в профильной школе.

Сегодня современные модели профильного образования находятся в стадии становления. Эффективность таких моделей, а также управленческих решений, принимаемых в связи с их внедрением в педагогическую практику, во многом определяется способностью субъектов управления объективно оценивать фактический уровень развития образовательной системы. В связи с этим важное значение приобретает социально-педагогический мониторинг качества образования учащихся, позволяющий своевременно получать полную и объективную информацию о результатах работы в профильной школе и осуществлять прогнозирование ее развития. В этой связи в нашей школе ведётся поиск и усовершенствование способов, форм и технологий, обеспечивающих   создание условий для повышения качества образования на завершающей ступени обучения. На данном этапе наиболее зарекомендовавшие себя в практике работы  формы и способы мы  используем в условиях технологии лекционно – семинарско – зачётной системы обучения, которая включает в себя следующие базовые компоненты:

- составление педагогами листов контроля на полугодие
- ведение учащимися зачётных книжек
- разделение содержания образования по предмету на блоки в соответствии с логикой технологии лекционно – семинарско – зачётной системы: лекции, уроки отработки ключевых задач, практикумы, семинары, консультации и зачёты
- сдачу всеми учащимися обязательных контрольных процедур по ключевым компонентам содержания Рабочих программ, разработанных в соответствии с Примерными программами на основе ГОС-2004.
- учёт освоения личностно значимого компонента содержания образования, его фиксацию в форме добровольных оценок на предметах Федерального компонента и оценок за проектные и творческие работы на элективных учебных предметах;
- промежуточную аттестацию в форме зачётных сессий 3 раза за 2 года обучения;
- зимнюю и весеннюю неделю проектов как форму отслеживания качества организации и результативности работы учащихся на профильных и элективных учебных предметах.

Продвижение в освоении и системном использовании данной технологии замедляется скрытым сопротивлением некоторой части педагогов, но результаты, полученные даже от частичного использования такой системы, свидетельствуют о безусловном положительном её влиянии на следующие факторы качества образования:

- уменьшение зависимости конечных результатов (ЕГЭ) от качественного состава учащихся.
- более высокий уровень адаптации выпускников на следующей ступени обучения.
- положительная динамика личностных достижений учащихся за счёт подготовленных проектов.

В качестве иллюстрации некоторых базовых компонентов технологии лекционно – семинарско – зачётной системы представляем Положение о текущем и тематическом контроле, Положение о промежуточной аттестации и уточнения и дополнения к инструкции по ведению классных журналов 3 ступени обучения.

Положение
о текущем и тематическом  контроле освоения учебных программ на 3 ступени обучения

1. Общие положения.

1.1.Данное положение составлено на основе Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (в части требования соотнесения результатов профильного обучения с ЕГЭ), п. 43 Типового положения об общеобразовательном учреждении, Положением о профильном классе,  рекомендациями Минобразования России об апробировании новых форм оценочной деятельности и на основании опыта школ других регионов, с учётом Положения  «О системе  оценивания  учебной деятельности  учащихся».

1.2. Под текущим контролем в настоящем положении понимается организация поэтапной проверки  хода освоения учащимися образовательных программ по предметам Учебного плана школы на основе  всех установленных Примерными программами требований к уровню подготовки учащихся.

1.3 Под тематическим контролем понимается проверка качества освоения учебного материала по каждой теме (разделу) учебного плана рабочей программы педагога.

1.4 Тематический контроль оканчивается обязательным выставлением отметки. является этапом подготовки к промежуточной аттестации.

1.5 Среди процедур  текущего  контроля выделяются обязательные и добровольные. Совокупность обязательных процедур обеспечивает контроль усвоения учебного материала в полном объёме по каждой теме на уровне требований стандарта (раздела «требования к уровню подготовки выпускников»). Добровольные процедуры мотивируют учащихся на освоение сверхстандартного учебного материала, обеспечивают  возможность построения индивидуальной образовательной  траектории, формирование личностного  содержания образования мотивированных учащихся и используются в условиях накопительной и рейтинговой системы оценивания внутри семестра.

1.6 Обязательные процедуры текущего контроля оканчиваются обязательным выставлением отметки, являются этапом подготовки к тематическому (рубежному)  контролю и обеспечивают готовность  к нему всех  учащихся.

1.7 Все процедуры тематического контроля являются обязательными.

1.8 Система текущего и тематического контроля и его результатов в пределах учебного предмета составляет основу педагогического мониторинга.

1.9 Содержание текущего контроля должно носить диагностический характер с целью выявления причин неуспеваемости. Диагностический характер текущего контроля обеспечивает использование таких методик, как диагностика обучаемости, обученности, системности и прочности знаний и т.п.

1.10 Формы и способы оценивания учебных достижений учащихся в ходе текущего и тематического контроля  определяются учителем самостоятельно с учётом специфики предмета, необходимости обеспечения  объективности результатов в условиях внедрения внутренней и внешней системы оценки качества образования и использования технологии лекционно – семинарско – зачётной системы обучения.

2. Цели организации текущего и тематического контроля

  • Текущий и тематический контроль  учащихся 3 ступени обучения проводится  в целях:
  • Создания условий для достижения обязательных результатов обучения на уровне требований государственного образовательного стандарта.
  • систематизации  предметных,  надпредметных, межпредметных  знаний, умений и компетентностей учащихся.
  • определения эффективности и качества работы педагогов профильной школы и педколлектива в целом.
  • поэтапного обеспечения соответствия уровня знаний, умений, ключевых и предметных компетентностей  учащихся требованиям государственного образовательного стандарта и создания  условий для  обеспечения готовности к обучению на следующей ступени.

3. Организация текущего и тематического  контроля

3.1 Организация текущего и тематического контроля учителем-предметником включает в себя

  • изучение педагогом требований ГОС к уровню подготовки учащихся
  • соотнесение требований ГОС с содержанием образования по предмету на данном этапе (определение для каждой учебной темы  того, что ученик должен знать, уметь, применять к концу изучения данной темы).
  • Составление списка всех оцениваемых учебных действий.
  • Проведение структурирования тем.
  • Разработка семинарских и практических занятий.
  • выделение этапов формирования заданных требованиями к уровню подготовки учащихся по данной учебной теме знаний, умений, навыков
  • определение для каждого этапа содержания контроля, вида и срока контрольной процедуры.
  • подбор критериев оценивания, форм и способов оценивания учебных достижений, обеспечивающих объективность и достоверность результатов.
  • определение механизма обеспечения полного  освоения содержания программ по предмету и доведение их до сведения учащихся (формы предупреждения  неуспеваемости)
  • составление листов контроля на полугодие, заблаговременное доведение их содержания до сведения учащихся с целью обучения способам планирования учебного времени.

3.2. Периодичность и формы организации текущего  и тематического контроля.

3.2.1. Периодичность текущего контроля определяется учителем самостоятельно; количество процедур текущего контроля  должно соответствовать количеству этапов формирования знаний, умений, навыков, заданных требованиями к уровню подготовки учащихся по данной учебной теме и охватывать содержание всех рубрик раздела «требования к уровню подготовки выпускников» Примерной программы.
3.2.2. Периодичность тематического контроля должна соответствовать количеству учебных тем в семестре.
3.2.3. Продолжительность процедур текущего контроля, как правило, не может быть более 20 минут.
3.2.4. Процедуры тематического контроля, как правило,  длятся в течение урока. Учитель заранее (в начале семестра) подаёт сведения в учебную часть о количестве и времени проведения тематических контрольных процедур для составления общешкольного графика контрольных работ.
3.2.5. Формой организации текущего и тематического контроля, обеспечивающей готовность учащихся 3 ступени к тематическому (рубежному), промежуточному  контролю, государственной (итоговой) аттестации и продолжению образования,  является технология лекционно – семинарско – зачётного обучения.
3.2.6. Единые требования к учащимся в условиях использования технологии лекционно – семинарско – зачётной системы предъявляются на предметах, вынесенных на ЕГЭ.
3.2.7. Преимущественными  формами  текущего и тематического контроля на других предметах являются контрольные процедуры, направленные на отслеживание уровня сформированности  практических (творческих) навыков.
3.2.8. При организации текущего контроля в пределах одной темы не рекомендуется регулярное использование тестирования.

3.3. Документальное оформление результатов текущего и тематического контроля осуществляется посредством фиксации итогов контроля в классном журнале и  зачётной книжке старшеклассника.

3.3.1. Учитель – предметник регулярно и своевременно (с учётом установленных сроков проверки для разных видов контроля)  фиксирует итоги текущего и тематического  контроля в классный журнал и зачётную книжку одновременно.
3.3.2. Дата проведения процедуры текущего и тематического контроля должна совпадать с датой выставления итогов в классном журнале. Вид процедуры контроля фиксируется  на правой странице классного журнала. Итоги обязательных процедур должны быть зафиксированы у всех учащихся класса, независимо от факта их присутствия в день проведения. В случае отсутствия ученика в день проведения процедуры текущего и/или тематического контроля организуется его консультирование,  назначается дата и форма устранения задолженности. В этом случае отметка ставится через запятую как факт индивидуальной работы с учеником и фиксируется в зачётной книжке учащегося.
3.3.3. Классный руководитель – тьютор регулярно (не реже 1 раза в неделю) осуществляет общий контроль своевременности выставления и соответствия отметок в журнале и зачётной книжке; следит за своевременностью ознакомления родителей учащихся с итогами текущего и тематического контроля.

4. Формы фиксации учебных достижений в ходе текущего и тематического контроля могут быть следующими:

  • дихотомическая («зачтено  – не зачтено»): применяется при оценивании материала, определённого в рубрике «Знать»  Примерной программы на основе ГОС-2004.
  • с применением балльной системы:  применяется при оценивании материала, определённого в рубрике «Уметь» и «Применять» Требований к уровню подготовки учащегося в  Примерной программе  на основе ГОС- 2004.
  • дескриптивная форма (при оценке проектных и исследовательских работ на профильных и элективных предметах) как способ использования накопительной системы оценивания. В журнале может фиксироваться только конечный результат проектной (исследовательской)  деятельности в виде определённого балла. Качественная оценка за выполненный проект (исследовательскую работу) даётся в портфолио ученика.

4.1. В классном журнале применяются следующие формы фиксации учебных достижений: «Зч» (зачтено), «Нзч» (не зачтено), балльная система оценивания (2,3,4,5).

Положение о промежуточной аттестации обучающихся
на 3 ступени обучения

1. Общие положения

1.1. Нормативной основой разработки настоящего Положения являются

  • ФЗ «Об образовании» п.8.ст.15;
  • ФЗ «Об образовании» п.п. 16.п.2. ст.32;
  • ст.43 Типового положения об общеобразовательном учреждении;
  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования;
  • следующие положения Концепции ОСОКО:
    • «На уровне образовательного учреждения оценка индивидуальных достижений обучающихся, как правило, реализуется в рамках двух процедур: государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся  в рамках внутренней системы контроля качества образования».
    • «Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений используется для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения».
    • «Дальнейшее развитие системы мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся начальной, основной и старшей школы на основе применения компетентностно- ориентированных контрольных измерительных материалов».

2.  Цели задачи  проведения промежуточной аттестации:

2.1. Промежуточная аттестация обучающихся 3 ступени обучения проводится в целях

- осуществления контроля за выполнением требований государственного образовательного стандарта, запланированных школой целей образования и  обеспечения  технологической подготовки учащихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 и 11 классов.
- обеспечения объективности результатов обучения по предметам, не входящим в перечень выносимых на государственную (итоговую) аттестацию.

2.2  Задачи:

- повышение ответственности педагогов за результаты образовательного процесса по предмету,
- повышение уровня объективности текущего контроля,
- совершенствование управления образовательным процессом на основе достоверных результатов освоения учебных программ.

3.   Периодичность промежуточной аттестации

3.1. Промежуточная  аттестация обучающихся 3 ступени проводится 3 раза за 2 года обучения в форме зимней и весенней зачётной сессии.
3.3. Длительность каждой зачётной сессии составляет 3 недели в декабре и 3 недели в мае. В течение каждой из трёх недель (со вторника по пятницу) проводится по одной процедуре промежуточной аттестации в режиме независимой оценки качества результатов обучения. 
3.3. Консультирование  учащихся перед процедурой промежуточной аттестации проводится учителем – предметником по желанию учащихся класса /группы.

4. Содержание промежуточной аттестации

4.1. На промежуточную аттестацию выносятся 3 предмета, два из которых (обязательные) определяются научно – методическим советом, а третий ученик выбирает самостоятельно.
4.2. Перечень обязательных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию обучающихся 3 ступени, определяется научно – методическим советом с учётом итогов проблемноориентированного анализа  не позднее 10 октября   и 1 марта текущего года.
4.3.  Перечень предметов, выносимых на промежуточную аттестацию, как правило, включает, предметы Федерального компонента Учебного плана. Качество освоения программ предметов национально-регионального и школьного компонента оценивается в рамках иных процедур оценки качества образования.
4.4. Перечень предметов, расписание контрольных процедур и консультаций утверждается приказом директора школы для ознакомления всех участников образовательного процесса в сроки, установленные учреждением, но не позднее,  чем за две недели  до проведения.
4.5. Оценочные материалы (в т.ч. их практическая часть), используемые в промежуточной аттестации, должны пройти внешнюю или внутреннюю экспертизу по установленным критериям на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов не позднее, чем за один месяц до проведения промежуточной аттестации.
4.6. Для промежуточной аттестации используются  либо оценочные материалы,  разработанные школой самостоятельно не позднее, чем за 1 месяц до промежуточной аттестации либо оценочные материалы, разработанные научно- методическими центрами,  имеющими сертификаты на этот вид деятельности . В любом случае содержание контроля не должно быть заранее известно ни учителю-предметнику,  ни ученику.
4.7. Используемые в промежуточной аттестации оценочные материалы  должны иметь пояснительную  записку об  особенностях проведения данной контрольной процедуры по предмету и фактах подтверждения соответствия её содержания требованиям государственного образовательного стандарта.  Во всех пояснительных записках должно быть указано примерное время, отводимое на подготовку учащегося к ответу, описаны подходы к оцениванию его ответа.
4.8. Оценочные материалы до момента проведения промежуточной аттестации хранятся в сейфе в кабинете директора. Оценочные материалы  оформляются   согласно общепринятым нормам.

5. Формы промежуточной аттестации.

5.1.  Формы контрольных процедур зачётной сессии устанавливаются не позднее, чем за месяц до промежуточной аттестации приказом директора «Об организации зачётной сессии»
5.2. Основные формы: письменные (тестирование, диагностическая контрольная работа); устные (собеседование)
5.2. Для промежуточной аттестации учащихся 3 ступени обучения наряду с традиционными могут быть использованы формы и процедуры, ориентированные на обеспечение преемственности со  ступенью  профессионального обучения (защита проекта, тематический зачёт, комбинированное тестирование, определение рейтинга).
5.3. Требования к оформлению результатов нетрадиционных форм и процедур промежуточной аттестации (защита реферата, проекта, портфолио и т.д.)  разрабатывается и утверждается приказом директора и своевременно доводятся до сведения учащихся и родителей/законных представителей.

6. Организация промежуточной аттестации

6.1. Промежуточная аттестация проводится:

- на 3 ступени обучения – для 10    классов
- для выпускных   11 классов - по итогам первого полугодия.

6.2. Для проведения и проверки результатов промежуточной аттестации создаются аттестационные (экспертные)  комиссии, состав которых утверждается  приказом директора. Для обеспечения объективности и независимости  результатов промежуточной аттестации может быть предусмотрен институт общественных наблюдателей, выдвигаемых Управляющим советом школы.
6.3. Оценочные материалы  выдаются председателю аттестационной (экспертной) комиссии в установленные приказом директора сроки в зависимости от формы промежуточной  аттестации. Проверка и/или  оценивание осуществляется в присутствии всех членов комиссии по  строго установленным правилам и нормам.
6.4. Система оценивания результатов и выставления отметок по итогам промежуточной аттестации не может противоречить Уставу ОУ и оценочной политике школы, зафиксированной в Образовательной программе школы.
6.5.  Возникающие конфликтные ситуации решаются в соответствии с принятым в школе Положением о конфликтной комиссии. 
6.6. К  промежуточной аттестации допускаются учащиеся по решению малого педагогического совета на основании представлений учителей – предметников и классных руководителей.  Решение о допуске к промежуточной аттестации может быть безусловным и условным. Условия допуска оговариваются отдельно, протоколируются  и доводятся до сведения учащегося и его родителей.
6.7. Учителя – предметники по итогам текущего и тематического контроля за неделю до сессии делают отметку о допуске к сессии в специальной ведомости.
6.8. Решение о допуске к промежуточной аттестации доводится до сведения ученика и его родителей классным руководителем –тьютором не позднее чем за 3 дня до её начала.
6.9. Ученики, не допущенные к промежуточной аттестации и имеющие по итогам полугодия неудовлетворительную отметку, получают от учителя – предметника программу действий по коррекции знаний, которая утверждается зам. директора и подлежит постоянному контролю со  стороны учителя – предметника, классного рук-ля, родителей, зам. директора. По завершении реализации программы действий по коррекции знаний ученик (его родители) могут ходатайствовать о проведении процедуры, приравненной по масштабу и формам проведения к промежуточной аттестации. В случае положительного результата такой контрольной процедуры удовлетворительная отметка может быть выставлена  в классном журнале взамен полученной двойки за учебное полугодие в соответствии с принятыми способами фиксации результатов индивидуальной работы по повышению качества знаний, умений, навыков и зафиксирована  в протоколе промежуточной аттестации и протоколе малого педагогического совета.
6.10. Процедура устранения задолженности не должна противоречить ФЗ «Об образовании». Устранение задолженности, возникшей по итогам промежуточной аттестации, может быть осуществлено, при согласии родителей (законных представителей) до 15 июня текущего года. Устранение задолженности за пределами учебного года должно соответствовать локальным актам школы, опираться на приказы директора.

7. Итоги промежуточной аттестации.

7.1.  К документально – содержательному оформлению итогов промежуточной аттестации относятся протоколы установленной формы, анализы результатов.
7.2. Документы с итогами  промежуточной аттестации хранятся в школе в течение двух лет.
7.3. Итоги контрольных процедур промежуточной аттестации не исправляются, принимаются за факт состояния результативности за данный период обучения и используются для составления прогнозов на итоговую аттестацию, оценки состояния преподавания предметов, оценки уровня профессиональной деятельности педагога.
7.4.  Отметка по итогам контрольных процедур промежуточной аттестации выставляется в соответствующей графе классного журнала. На правой стороне указывается форма контрольной процедуры промежуточной аттестации
7.5. Отметка за  полугодие (год) выставляется с учётом полученной на промежуточной аттестации следующим образом:

- полученные на промежуточной аттестации «двойки» не подлежат исправлению;
- отметка «2» за полугодие учащемуся, получившему «2» на промежуточной аттестации,  выставляется в случае наличия значительного количества неотработанных   пропусков уроков, задокументированного отсутствия усилий по устранению накопившейся задолженности со стороны учащегося и его родителей (представителей) в течение продолжительного времени; 
- при расхождении на один балл оценка может быть снижена или повышена по усмотрению учителя при преобладании соответствующих  отметок за тематические контрольные процедуры в течение учебного семестра и обоснована ученику (родителям);  - при расхождении на 2 балла, отметка за полугодие снижается однозначно.

7.6. Итоги контрольных процедур и их анализ оформляются в виде управленческой справки, приказа и доводятся до сведения всех заинтересованных сторон.
7.7.  Итоги промежуточной аттестации и итоги освоения программ элективных предметов, перечень выполненных проектов, творческих работ  фиксируются классным руководителем – тьютором в зачётной книжке учащегося, заверяются заместителем директора и печатью. Оформленная зачётная книжка по окончании учебного года вкладывается в портфолио ученика как свидетельство его учебных достижений
7.8. Уведомления о допуске ученика к промежуточной аттестации, о ходе и результатах промежуточной аттестации подписываются родителями (законными представителями) и хранятся в личном деле ученика.

8. .В целях повышения достоверности, объективности и независимости проведения и оценивания  результатов промежуточной аттестации, в соответствии с оперативной образовательной ситуацией  может быть разработан и апробирован  комплекс иных (кроме установленных в данном положении) мер,  утверждённых приказом директора

Уточнения и дополнения к инструкции по ведению классных журналов 3 ступени обучения.

1. Данная инструкция разработана в связи  с использованием в школе  3  ступени технологии лекционно – семинарско – зачётного обучения, предполагающей некоторые изменения в организации образовательного процесса и документально – содержательного обеспечения преподавания предметов Учебного плана школы.
2. Данная инструкция вносит уточнения и дополнения в действующую в школе инструкцию по ведению классных журналов, разработанную департаментом образования г. Салехарда.

Требования  к оформлению и ведению учителями – предметниками и классными руководителями –тьюторами классного журнала в школе 3 ступени.

1. Учитель обязан  систематически (в соответствии с утверждённым листом контроля по предмету на полугодие и графиком тематических зачётов) проверять и оценивать знания учащихся, а также  отмечать посещаемость школьников. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан фиксировать прохождение содержания учебного материла, ход обучения общеучебным и специальным навыкам, заявленным в Примерной программе по предмету, и задание на дом с указанием  его объёма и основных видов  осваиваемой деятельности.
2. По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа.
3. Все колонки оценок (письменные, лабораторные, практические, самостоятельные, проверочные работы, чтение наизусть, оценки за ведение тетрадей, словарные и терминологические диктанты и т.п.) должны быть подписаны, т.е. на правой странице журнала должны  быть указаны вид и направленность работы в соответствии с содержанием раздела Примерной программы «Требования к уровню подготовки выпускника»
4. Добровольные оценки, фиксирующие освоение сверхстандартного содержания учебного материала могут быть выставлены в графе того дня, когда эта оценка получена с одновременным её внесением в зачётную книжку учащегося и пометой «добровольная оценка».
5. При проведении практических лабораторных работ, уроков обобщения и повторения, экскурсий, письменных контрольных работ следует указывать их тему.
6. Все отметки, выставляемые учителем – предметником в журнал, должны быть своевременно (в соответствии со сроками, указанными в листе контроля)  перенесены им в зачётную книжку учащегося. 
7. Классный руководитель – тьютор координирует действия учителей – предметников по своевременному извещению учащихся и их родителей об их учебных достижениях и в случае невыполнения учителем – предметником своих обязанностей по своевременному выставлению отметок в журнал и зачётную книжку извещает об этом администрацию ОУ.
8. В соответствии с Уставом школы, Положением о системе оценивания учебной деятельности учащихся  в школе используются следующие системы и шкалы оценивания: дихотомическая («зачтено» - «не зачтено»), количественная  (отметки от «2»до «5»)
9. Оценки за контрольные процедуры на зачётных сессиях (промежуточная аттестация) выставляются на предметной странице за день, когда  проходил экзамен или зачёт, на левой странице журнала записывается вид и направленность контрольной процедуры, при выставлении оценки за полугодие данная оценка имеет особое значение.
10. Темы консультаций для учащихся в течение зачётной сессии фиксируются на правой странице журнала.
11. За обязательные контрольные  процедуры (в соответствии с листом контроля)  оценки должны быть поставлены у всех учащихся, независимо от пропусков,  в целях системного и полного освоения содержания Учебных программ и подготовки к итоговой аттестации. Учащемуся, пропустившему день проведения обязательной  контрольной  процедуры по уважительной  причине  учителем – предметником предлагается отдельная консультация, после которой назначается  (согласовывается) время сдачи данной контрольной процедуры. Оценка за сданную не вовремя контрольную процедуру ставится через запятую после обозначения, указывающего на отсутствие ученика в день контрольной процедуры. Одновременно в зачётной книжке учащегося выставляется данная оценка с указанием  нормативного  и фактического срока сдачи и причина несвоевременной сдачи данной контрольной процедуры.
12. По итогам работы над ошибками, в случае повышения оценки за тот или иной вид контрольной процедуры  по условиям положения о текущем контроле  и промежуточной аттестации учащихся 3 ступени исправленная оценка ставится в той же колонке, через запятую после исправляемой.
13. Учитель –предметник при подведении итогов выполнения программы указывает не только теоретическую, но и практическую её часть, количество тематических контрольных процедур.
14. Содержание дополнительного учебного материала (по сравнению с ГОС),  реализуемое за счёт компонента ОУ,  по предметам, для которых разработана интегрированная рабочая программа (для усиления содержания предметов Федерального компонента), обозначается  аббревиатурой «ОМ» (образовательный модуль) и при подведении итогов выполнения программы  указывается отдельно.
15. Итоговые оценки за каждое  полугодие выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти или полугодии. Оценки заносятся классным руководителем в сводную ведомость.
16. Классный руководитель аккуратно  записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет "Общие сведения об учащихся", сводную ведомость успеваемости,  отмечает количество уроков и элективных учебных предметов, пропущенных учащимися и подводит итоги - количество дней и уроков, пропущенных каждым учащимся за четверть и учебный год..
17. Страница "Показатели физической подготовленности учащихся" заполняется УЧИТЕЛЯМИ ФИЗКУЛЬТУРЫ.
18. "Замечания по ведению классного журнала" заполняются заместителем директора по учебной работе.
19. "Листок здоровья" заполняется медицинскими работниками.
20. Все записи в классном журнале должны вестись ЧЕТКО, АККУРАТНО, чёрной пастой. Стирать в журнале резинкой или бритвой КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. В исключительных случаях при исправлении оценки учитель должен АККУРАТНО ЗАЧЕРКНУТЬ ошибочную оценку, выставить рядом соответствующую оценку и РАСПИСАТЬСЯ.
21. Классный  руководитель-тьютор  несет ответственность за состояние журнала своего класса, следит за систематичностью ведения журнала учителями-предметниками, работающими в классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность выставления четвертных, полугодовых и итоговых оценок.