Тип урока: знакомство с новым материалом, мультимедиа-урок.
Цели урока:
- развивать навык правописания падежных окончаний прилагательных в дательном падеже;
- развивать умение распознавать падеж имен прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость, внимательность, творческие способности;
- закрепить знания ранее изученных орфограмм.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- отрабатывать и корректировать навыки каллиграфического письма;
Средства:
1. Учебник «Русский язык, 4 класс» (Т.Г.Рамзаева).
2. Компьютерная презентация в формате Microsoft Power Point (Приложение 1).
3. Карточки для коллективной работы на доске.
4. Индивидуальные карточки для учащихся.
Ход урока
I. Минута чистописания
II. Организационный момент и сообщение темы урока
На доске карточки со словами, учащимся предлагается исключить лишнее и обосновать ответ:
Игра «Исключи лишнее»
1. Дочка, почка, печь, ласточка. (Печь, т.к. орфограмма «Ь знак после шипящих имен существительных» )
2. Семья, подъехал, подъём, объявление. (Семья - разделительный Ь знак)
3. Шалаш, тушь, багаж, пейзаж. (Тушь – 1. Ь знак после шипящих имен существительных 2. ж.род)
4. Школа, река, весёлый, эхо (Весёлый – часть речи – имя прилаг.)
- Сегодня на уроке мы продолжаем наблюдать за изменением имен прилагательных мужского и среднего рода по падежам.
III. Словарная работа
Слово «прекрасный»
1. Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина и вставьте пропущенное слово.
(Презентация, Слайд 1,2)
2. Образование слова прекрасный. (Слайд 3)
3. Составьте словосочетание. (Слайд 4)
Измените словосочетание по падежам.
IV. Сообщение темы и цели урока
- Сравните изменение по падежам наших словосочетаний. Как вы думаете, над изменением прилагательных в каком падеже мы будем сегодня наблюдать?
(Учащиеся делают вывод, что на уроке будем наблюдать за изменением прилагательных в дательном падеже).
V. Работа по теме урока
Обобщение пройденного: - Давайте вспомним:
1. Вопросы Д.падежа к именам существительным
Д.п. (рад) Кому? Чему? Другу (какому?) прекрасному
Введение в тему.
2. Подберите прилагательные к существительным, и измените их в дательный падеж (Учащиеся работают в тетрадях и 2 ученика у доски. Записывают подходящие по смыслу прилагательные с вопросом и выделяют окончания прилагательных)
…. край, ….. море
Дальнему краю, синему морю.
3. Вывод правила.
- Пронаблюдав за изменением прилагательных в дательном падеже, какой вывод можно сделать? (Учащиеся делают вывод: - какой вопрос задается к прилагательным в Д.п;
- Какие окончания пишутся в именах прилагательных мужского и среднего рода.
4. Д.п. (какому?) -ому, -ему. (Слайд 5)
4. Работа по учебнику, с.13, упр.302. (Самостоятельная работа, с предварительным разбором)
VI. Творческая работа. (Устно)
(Слайд 6)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные прилагательные по смыслу. Определите падеж, выделите окончания.
Февраль.
Пришёл суровый февраль. Звери и птицы не рады …..(сильному) морозу. Трудно ходить оленю по …. (глубокому) снегу. Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.
5. Составление рассказа. Рассмотрите картину зимнего леса. (Слайд 7)
- Придумайте продолжение рассказа. (Устно выслушиваются рассказы учащихся)
VII. Закрепление пройденного
Учащимся предлагается перфокарты с записью словосочетаний и набор возможных окончаний прилагательных. Окончания прилагательных пропущены.
- Прочитайте словосочетания, вставьте необходимые окончания прилагательных.
6. Самопроверка по слайду. (Слайд 8)
VIII. Домашнее задание
Упр.303, стр.14, по желанию составить и записать мини-сочинение «Зимний лес»
IX. Итог урока
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? (Какому?)
- Какие имеют окончания? (-ому; -ему)