Одаренные дети - наше достояние. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых детей является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в учреждении дополнительного образования. Талант - это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в ДЮЦ г. Шарыпово.
Задачи программы:
- Создание условий для интеллектуального, творческого, физического развития одаренных детей и их личностного роста.
- Создание и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей.
- Раннее раскрытие интересов и склонностей воспитанников к творческой и научно-исследовательской деятельности.
- Информационно-методическое обеспечение участников Программы.
- Создание, разработка и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, в работе с одарёнными детьми.
- Развитие познавательной активности обучающихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска.
- Расширение пространства повышения квалификации педагогов ДЮЦ, как условия методического поиска и творчества в работе с одаренными воспитанниками.
Концепция работы с одаренными детьми
Такие особенности воспитанников, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что эти дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем опираемся на "рабочее" определение одаренных детей.
К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся ДЮЦ г. Шарыпово, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные, творческие и физические способности, и их проявления,
- имеют доминирующую, активную познавательную потребность,
- испытывают радость от умственного или творческого труда, занятий спортом.
Для реализации цели программы необходимы следующие действия:
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми;
- проведение целенаправленных наблюдений образовательной деятельностью воспитанников для выявления детей, показывающих высокую результативность в разных или одной областях деятельности;
- подбор и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности;
- отбор тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию интеллектуальных, творческих и физических способностей, самостоятельности мышления и инициативности детей;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с педагогом;
- разработка гибких индивидуальных программ обучения воспитанников, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
- проявление уважения к индивидуальности воспитанника.
Этапы реализации программы.
1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2009-2010 уч.г.)
Обучение педагогического коллектива методам и формам работы с одаренными детьми. Мониторинг одаренности.
2 этап: деятельностный (2010-2011 уч.г.)
Продолжение работы по выявлению одаренных и способных детей на ранних этапах обучения. Апробация индивидуальных программ для воспитанников повышенного образовательного уровня.
3 этап: итоговый (2011-2012 уч.г.)
Создание банка данных "Одаренные дети", включающий информацию о педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе. Рефлексия, обобщение опыта и подведение итогов реализации программы.
Ожидаемый результат.
Создана система выявления, поддержки и развития одаренных детей в МОУ ДОД ДЮЦ г.Шарыпово.
Расширено пространство повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Создан банк данных "Одаренные дети", включающий информацию о педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе.
В результате реализации программы воспитанники творческих объединений, студий, спортивной секции повысят свой уровень достижений в разных областях деятельности, получат наивысшую степень удовлетворенности от обучения.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
Количественные и качественные показатели участия воспитанников в городских, краевых, всероссийских творческих конкурсах, фестивалях, спортивных мероприятиях.
Положительная динамика проявления интереса воспитанников к исследовательской деятельности.
Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
Рост профессионального мастерства педагогов, отраженный в "портфолио" .
Уровень социальной успешности выпускников.
Создание условий для развития детской одаренности в ДЮЦ.
Развитие одаренности воспитанников возможно при реализации следующих условий:
1. Выявление, развитие, поддержка одаренных и талантливых детей:
- поиск технологий, методик по выявлению одаренных детей.
2. Ресурсы:
- психолого-методическая служба ИМЦ г. Шарыпово;
- методический совет ДЮЦ г. Шарыпово;
- профессиональная компетентность педагогов.
3. Управленческие решения:
- стимулирование и поощрение одаренных воспитанников;
- стимулирование педагогов.
4. Пути реализации:
- реализация индивидуальных развивающих программ для воспитанников;
- выбор технологий по развитию детской одаренности;
- планирование траектории развития одаренных воспитанников;
- повышение квалификации педагогов по данному направлению деятельности;
- побудительно-интенсифицирующая деятельность педагога.
5. Система поощрительных мер, повышающих мотивацию педагогов к деятельности по выявлению и развитию детской одаренности в ДЮЦ г. Шарыпово:
- награждение подарками и денежными премиями за победу воспитанников в конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. разных уровней;
- информация об успехах и достижениях педагогов ДЮЦ г. Шарыпово в СМИ;
- информация об успехах и достижениях воспитанников ДЮЦ г. Шарыпово в СМИ;
- выдвижение педагогов на награждение Почетными грамотами, благодарственными письмами и отраслевыми наградами разного уровня;
- устное поощрение на производственных совещаниях, собраниях.
6. Система поощрительных мер, повышающих мотивацию воспитанников ДЮЦ г. Шарыпово к обучению:
- награждение дипломами, грамотами, благодарственными письмами за высокие достижения в творческой, исследовательской, проектной, спортивной деятельности;
- занесение в Книгу почета;
- информация об успехах и достижениях воспитанников ДЮЦ г. Шарыпово в СМИ;
- обеспечение участия в конкурсах, фестивалях, соревнования разных уровней.
7. Мотивационное обеспечение педагогического сопровождения одаренных и способных детей:
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение воспитанников к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья детей;
- стимулировать мотивацию обучения через удовлетворение потребностей воспитанников в общении и деловом сотрудничестве с педагогами и студийцами;
- способствовать развитию творческого потенциала воспитанников, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;
- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
8. Организация индивидуально-групповых занятий для талантливых воспитанников.
9. Проведение научно-практических конференций воспитанников, конкурсов, фестивалей, соревнований и т.д.
10. Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, конференциях, соревнованиях и т.д. разных уровней.
Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей и подростков
Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
Разработка нормативно - правовых документов. | 2010-2011г. | Методический совет, зам. директора по УВР. |
Проведение семинара с приглашением специалистов. | Февраль 2010 г. | Методический совет, зам. директора по УВР. |
Ознакомление с приемами целенаправленного педагогического наблюдения. | Февраль 2010 г. | Методический совет, зам. директора по УВР. |
Ознакомление с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению деятельности. | 2009-2012г. | Методический совет |
Ознакомление с рекомендациями по работе с одаренными детьми. | 2009-2012г. | Методический совет |
Организация для педагогов обзоров научно-методической литературы по данному направлению. | 2 раза в полугодие | Методический совет |
Подбор и накопление литературы, необходимой для самообразования. | Постоянно | Зам. директора по УВР, педагоги. |
Создание банка материалов и специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности. | 2009-2010г. | Методический совет, специалисты ИМЦ г.Шарыпово |
Организация психолого-педагогического просвещения родителей способных и одарённых воспитанников. | 2009-2012г. | Зам. директора по УВР, педагоги, педагог-психолог ИМЦ г. Шарыпово. |
Прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению. | 2009-2012г. | Зам. директора по УВР, педагоги. |
Заключение.
Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей.
Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные, творческие, спортивные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.
Дополнительное образование - составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.
Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в МОУ ДОД ДЮЦ г. Шарыпово является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы воспитанников.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога.
Литература
- Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" // "Завуч".- 2001.- №4.- 39-45 с.
- Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // "Завуч".- 2000.- №1.- 107-116 с.
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304 с.
- Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с.
- Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // "Дополнительное образование детей".- 2001.- № 24.- 37-39 с.
- Подласый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-576 с.
- Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // "Завуч".- 2000.- № 6.- 132-137 с.