Урок химии "Путешествие на остров неорганических соединений"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений.
  • В игровой форме развить у учащихся интерес к химии, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы.

Оборудование: таблица растворимости, таблица Д.И.Менделеева, карточки с заданиями, пробирки, вещества.

Подготовка к уроку. На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем уроке - соревновании. Класс делится на четыре экипажа. Каждый экипаж выбирает себе консультанта (ученика, имеющего прочные знания по предмету, можно из другого класса). В дальнейшем консультанты готовят свои экипажи к игре-путешествию. В целях подготовки к этому уроку в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание.

Ход урока

I. Организационный момент:

  • взаимное приветствие;
  • отметка отсутствующих;
  • занятие рабочих мест.

Каждый экипаж садится за отдельные столы во главе с консультантом. На школьной магнитной доске прикреплены номера групп-экипажей. После каждого задания на отдельной переносной доске отмечают результаты.

II. Основная часть - игра.

Учитель. Прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить вашу готовность к путешествию и собрать вещи. Кто быстрее соберёт чемодан? Для этого вам необходимо дать правильные ответы на следующие вопросы (вопросы задаются каждой команде по очереди). За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Побеждает тот экипаж, который правильно ответил на все вопросы. Если команда не знает ответа, то право ответа переходит к другой команде.

Вопросы для повторения.

1) На какие группы делятся все неорганические вещества?

2) Какие вещества называются оксидами? Приведите примеры.

3) Какие вы знаете оксиды? Приведите примеры.

4) Физические свойства оксидов.

5) Какие оксиды относятся к основным? Приведите примеры.

6) Какие оксиды относятся к кислотным? Приведите примеры.

7) Какие оксиды относятся к амфотерным? Примеры амфотерных оксидов.

8) Какие вещества называются основаниями? Приведите примеры.

9) Физические свойства оснований.

10) На какие группы делятся все основания? Приведите примеры щелочей и нерастворимых оснований, амфотерных гидроксидов.

11) Какие вещества называются кислотами? Приведите примеры.

12) Физические свойства кислот.

13) На какие группы делятся кислоты?

14) Примеры бескислородных кислот.

15) Примеры кислородсодержащих кислот.

16) Примеры одно-, двух-, трехосновных кислот.

17) Какие вещества называются солями? Приведите примеры.

18) Физические свойства средних солей.

19) На какие группы делятся все соли?

20) Примеры средних, кислых солей и основных солей.

Учитель. Быстрее всех собрала чемодан группа __________________ .

Учитель. Экипажи готовы к путешествию? Тогда в путь! Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадочной стране. Много у нее тайн и загадок. Страну эту населяют множество маленьких существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи, традиции. В этой удивительной стране живут вещества простые и сложные, спокойные и уравновешенные, беспокойные и просто буйные. Здесь также можно встретить ядовитые и безвредные, полезные и очень вредные, а ещё кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные вещества. Кроме этого, конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Я приглашаю вас на остров Неорганических соединений в страну Неорганию.

Жители этого острова прислали нам приглашение, под которым они оставили свои автографы. Отгадав каждый из них, мы сможем отправиться в путь.

Конкурс 1. "Найди родственников".

Аl(ОН)3, СО2, RbOH, HNО3, H2SiО3, Fe2O3, Na2HPО4, CaCО3, CuO, HBr, Mn2О7, CsOH, Ca(OH)Cl, Mg(OH)2, Н34, NaHCО3.

Совещаются одну минуту.

К доске выходят по одному участнику от каждой команды. Ученик из первой команды выписывает основные, кислотные и амфотерные оксиды. Ученик из второй команды - растворимые и нерастворимые основания. Ученик из третьей команды - кислые, основные и средние соли. Ученик из четвёртой команды - кислоты одноосновные, двухосновные, трёхосновные.

Та команда, которая быстрее всех напишет формулы соединений, стартует первой.

Учитель. Вы справились с первым заданием, и мы можем отправляться в путь. Займите, пожалуйста, свои места согласно "купленным билетам". Передвигаться мы будем на гидропланах, и через некоторое время будем на месте.

Учитель. Представьте большой и красивый остров. В самом центре острова находиться прекрасная страна Неоргания. Путь к ней очень сложный, но интересный. Пролетев на гидроплане, мы добрались до острова, сошли на берег. На берегу нас никто не встретил, оставили лишь на песке карту, по которой можно добраться до жителей страны Неоргании. Нам предстоит перейти реку, пройти дремучий лес, пройти по болоту и :

И вот на нашем пути - речка. Чтобы перебраться через неё, необходимо построить мост, используя знания о способах получения и химических свойствах неорганических веществ. Главное - не промочить ноги. Помогут вам схемы превращений. Ассистенты проверяют работу экипажей.

Конкурс 2. "Кто быстрее?"

Схема 1.

Задание для 1-ой команды:

S>SO2->SO3 ->Na24 ->BaSO4

Задание для 2-ой команды:

Al2О3-> Аl(ОН)3 ->AlCl3 -> Al(OH)3 -> Al2О3

Задание для 3-ей команды:

K2O-> KОH -> Zn(ОН)2 -> ZnCl2 -> Zn(OH)2

Задание для 3-ей команды:

Zn ->ZnCl2 ->Zn(OH)2 ->ZnO -> Na2ZnО2

Учитель. Через речку мы перебрались, а дальше густой и дремучий лес. Чтобы найти тропинку и пройти через лес, необходимо на схеме 2 знаки вопроса поменять на формулы веществ, которые при взаимодействии между собой образуют указанную соль и находятся рядом в генетическом ряду металла и неметалла. Работу выполняет вся команда. Ответы оформите на отдельных листочках.

Кто быстрее и правильнее составит схемы, тот легко пройдёт дремучий лес.

Учитель. Молодцы! Мы уже с вами совсем близко подошли к стране Неоргания, но вот незадача, у нас на пути болото. Необходимо отгадать те пары веществ, которые взаимодействуют между собой, дописать уравнения идущих реакций. Правильные ответы покажут нам кочки, по которым смело можно пройти по болоту. Работу выполняет вся команда.

Конкурс 3. "Найди кочку".

Задание: Какие пары веществ взаимодействуют? Напишите уравнения идущих реакций.

а) СО2 и Н2О;

б) MgO и НСl;

в) SО3 и СО2;

г) K24 и НСl;

д) SiО2 и Н2О;

ж) NaOH и НСl;

з) Сu и НСl.

Учитель. Болото мы прошли, и вот нашему взору предстал кремль во всём своём великолепии. Он окружён большим и глубоким рвом, вокруг высокие каменные стены. Это страна Неоргания. Страна образовалась очень давно, поэтому попасть в неё можно только через ворота. Войти в ворота можно по опускающемуся мосту. Каждому из вас необходимо дописать уравнения химических реакций, расставить коэффициенты. Тогда мост опуститься и вы, наконец, встретитесь с жителями этой необычной страны. Класс работает по вариантам.

Конкурс 4. "Кто самый находчивый и умный?"

1 вариант

Задание: Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты.

а) Zn(OH)2 + HCl ->

б) ZnO + SО3 ->

в) СаО + Н2О ->

г) Fe2О3 + H24 ->

д) CuCl2 + Na2S ->

2 вариант

Задание: Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты.

а) Са + HJ ->

б) NaOH + H2SO4 ->

в) H34 + CaO ->

г) SО3 + Н2О ->

д) FeO + H24 ->

3 вариант

Задание: Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты.

а) P + О2 ->

б) H34 + LiOH ->

в) SО3 + KOH ->

г) ZnO + HCl->

д) FeCl3 + AgNО3 ->

4 вариант

Задание: Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты.

а) КОН + СО2 ->

б) MgO + H24 ->

в) Fe(OH)3 + HNО3 ->

г) FeCl3 + КОН ->

д) K23 + HCl ->

Учитель. На этом урок наш подошёл к концу. Сегодня мы обобщили сведения об основных классах неорганических соединений. Молодцы! Все на уроке поработали хорошо. (Подведение итогов.) Оценивается работа групп и каждого учащегося отдельно.

Приложение 1, приложение 2.