Цели:
- сформировать знания о Мировом океане, его частях, границах, глубинных зонах;
- способствовать самостоятельному выявлению учащимися особенностей глубинных зон океана;
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Инсценировка "Краткие сведения об океанах"
Учитель:
-Что такое Мировой океан?
- Из каких частей он состоит?
(Из 4 океанов: Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого)
- Сегодня эти океаны у нас в гостях. (В роли океанов выступают учащиеся, заранее ознакомленные с таблицей "Краткие сведения об океанах" на стр. 81. Они показывают таблички с цифрами и максимальные глубины на физической карте мира).
Ученик: -Я - Тихий океан. Моя площадь - 180 млн. км, средняя глубина -
4028 м, а максимальная 11022 - Марианский желоб).
(Аналогично с другими океанами)
Ученик: - А все вместе мы образуем Мировой океан (берутся за руки), к ним подбегает "Южный океан" со словами: "Я - Южный океан, являюсь также частью Мирового океана".
Учитель: - Ребята, сколько же всего океанов?
(Некоторые ученые выделяют Южный океан, но пока это спорный вопрос. Поэтому считается пока, что четыре.)
Рассказ учителя о границах между океанами и морях с использованием рис. 46 и карты океанов.
Границы между океанами - массивы суши.
Условные границы.
Моря окраинные, внутренние и межостровные.
(Выполнение учащимися задания на стр. 82)
Самостоятельное чтение учащимися пункта "Глубинные зоны Мирового океана" и выписывание в тетрадь определений понятий, выделенных жирным шрифтом.
Проверка выполнения задания и показ на карте океанов форм рельефа дна.
Закрепление
1) Для закрепления используем рубрики "Проверим знания", "А теперь более сложные вопросы" на стр. 85
- Назовите океаны Земли.
(Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый)
Какой океан самый большой, а какой самый маленький?
(Тихий океан - самый большой, а Северный Ледовитый-самый маленький)
-Что такое море?
(Море - это часть океана, более или менее обособленная от него сушей или возвышенностями подводного рельефа)
- Что является границами между океанами?
(Там, где между океанами находится суша - это массив суши, а там, где её нет, границы проведены условно по меридианам).
- Назовите глубинные зоны Мирового океана.
(Это материковая отмель, материковый склон, ложе океана и глубоководный желоб).
- Каковы особенности слоев воды, находящихся у дна океана?
(У дна океана - ледяная вода. Средняя температура около + 2 С)
- Почему именно в зоне шельфа добывается 80 % рыбы?
(Вода здесь хорошо прогревается солнцем, много кислорода, с материка смывается большое количество органических веществ, служащих кормом для рыб)
-Почему в Северном Ледовитом океане нет глубоководных желобов?
(Там нет зон сжатия земной коры как в других океанах).
2) Задание на контурной карте.
Отметить максимальные глубины океанов.
Домашнее задание: параграф 10, задание рубрики "Поработаем с картой" на стр. 85.
За страницами учебника географии.
Краткие сведения из истории исследования океанов.
В истории исследования океанов выделяют несколько периодов.
Первый период (7-1 в. до н.э.- 5 в.н.э.)
Представлены сообщения об открытиях древних египтян, финикийцев, римлян и греков, которые совершали плавание по Средиземному и Красному морям, выходили в Атлантический и Индийский океаны.
Второй период (5-17 вв.)
В раннем средневековье некоторый вклад в изучение океанов внесли арабы, которые плавали по Индийскому океану от берегов Восточной Африки до Зондских островов. В 10-11 вв. скандинавы (викинги) первыми из европецев пересекли Атлантический океан, открыли Гренландию и берега Лабрадора. В 15-16 вв. русские поморы освоили плавание по Белому морю, выходили в Баренцево и Карское моря, добирались до устья Оби. Но особенно широко морские путешествия развернулись в 15-17 вв. - в период Великих географических открытий. Плавания португальцев (Бартоломеу Диаш, Васко-да- Гама), испанцев (Христафор Колумб, Фернан Магеллан), голландцев (Абель Тасман и др.) дали важные сведения об океане. На картах появились первые сведения о глубинах, о течениях Мирового океана. Сведения о природе Северного Ледовитого океана были накоплены в результате поисков морских путей вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки в Восточную Азию. Их вели экспедиции Виллема Баренца, Генри Гудзона, Джона Кабота, Семена Дежнева и др. В середине 17 века накопившиеся сведения об отдельных частях Мирового океана были систематизированы, было выделено четыре океана.
Третий период (18-19 вв.)
Рост научного интереса к природе океанов. В России участниками Великой Северной экспедиции (1733-1742 гг.) было проведено изучение прибрежных частей Северного Ледовитого океана.
Вторая половина 18 в.- время кругосветных экспедиций. Наиболее важным было плавание Джеймса Кука и русские кругосветные экспедиции, которых только в начале 19 в. было совершено более 40. Экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, В. И. Головнина, С.О. Макарова и др. собрали обширный материал о природе Мирового океана.
Английская экспедиция на судне "Челленджер" в 1872-1876 гг. совершила кругосветное плавание, собрала материал о физических свойствах океанской воды, глубинных осадках на дне океана, океанических течениях.
Северный Ледовитый океан исследовали участники шведско- русской экспедиции А. Норденшельда на судне "Вега". Было совершено плавание Ф. Нансена на "Фраме", открывшего в центре Ледовитого океана глубоководную впадину. Собранные к концу 19 в. данные позволили составить первые карты распределения температуры и плотности воды на разных глубинах, схему циркуляции вод, рельефа дна.
Четвертый период (начало 20 в.)
Создание специализированных научных морских учреждений, которые организовали экспедиционные океанографические работы. В этот период были открыты глубоководные желоба. В Северном Ледовитом океане работали русские экспедиции Г.Я. Седова, В.А. Русанова, С.О. Макарова.
В нашей стране был создан специальный плавучий морской институт. Сначала исследовали Северный Ледовитый океан и его моря. В 1937 г. Была организована первая дрейфующая станция "Северный полюс" (И.Д. Папанин, Е.Е. Федоров и др.)В 1933-1940 гг. близ полюса дрейфовал ледокол "Седов". Получено много новых данных о природе центральной части Ледовитого океана. Экспедиция на ледокольном пароходе "Сибиряков" в 1932 г. Доказала возможность плавания по Северному морскому пути за одну навигацию.
Новый период (начался в 50гг.)
В 1957-1959 гг. был проведен Международный геофизический год. В его работах по исследованию природы Земли участвовали десятки стран мира. Наша страна проводила исследования в Тихом океане на корабле "Витязь", в других океанах работали экспедиции на судах "Академик Курчатов", "Океан", "Обь" и др. Международное сотрудничество в изучении Мирового океана и отдельных океанов привело к созданию основ учения о природной физико- географической зональности Мирового океана, разработаны принципы его районирования. Много внимания уделяется изучению влияния океанов на формирование погоды и её прогнозирования. Исследуется природа тропических циклонов, влияние парникового эффекта на изменение уровня Океана, качество водной среды и факторы, влияющие на неё. Изучаются биологические ресурсы и причины, определяющие их продуктивность, составляются прогнозы изменений в океанах в связи с влиянием хозяйственной деятельности человека. Ведутся исследования морского дна.