Цели мероприятия: Формирование научно – познавательного интереса учащихся к предмету, развитие творческих способностей учащихся, всестороннего кругозора, развитие логического мышления, а также совершенствование навыков решения задач по данной теме.
Оформление: Плакат с эпиграфом: “Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.” – Исаак Ньютон (1643-1727гг.); портрет Ньютона, список литературы для дополнительного чтения.
Подготовка к мероприятию:
- Учащиеся делятся на 3 команды.
- Выбираются капитаны команд.
- Команды получают домашнее задание – подготовить рекламу одного из законов Ньютона.
- Команды изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово преподавателя.
Зачитывается и поясняется слова эпиграфа. Отмечается, что, по мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнесся к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому данное учебное мероприятие, посвященное законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на занятиях закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
2.Конкурсы.
Конкурс № 1 “Страничка истории”
В данном конкурсе участвуют все учащиеся каждой команды. Задаются вопросы по теме из истории жизни и деятельности Ньютона. Правильный ответ приносит балл каждой команде и отвечавшему.
Конкурс № 2 “Эксперимент-начало открытия”
Каждой команде выдаётся экспериментальное задание (задание “тянут”, как билеты на экзамене). На обдумывание – несколько минут. Команда выбирает докладчика, который будет демонстрировать опыт и анализировать его результаты. Балл присуждается команде, у которой лучший доклад, а докладчику – балл в свою “копилку”.
Конкурс № 3 “Кто быстрее”
В данном конкурсе участвуют все учащиеся каждой команды, которые работают в своих рабочих тетрадях. Им предлагается решить однотипные задачи. Учащийся, который первым выполнит задание, называет ответ. Правильный ответ приносит команде балл, а также балл отвечавшему.
Конкурс № 4 “Реклама”
Конкурс “Реклама” – творческий, выдается в виде домашнего задания: представить каждой команде свои варианты рекламы одного из законов Ньютона . Капитаны команд “тянут” карточки с заданиями по теме “Законы Ньютона” и представляют свои варианты рекламы.
Конкурс № 5 “Физика вокруг нас”
Каждой команде задается по одному вопросу. Дается время на обсуждение(2-3 минуты). За правильный ответ команде дается балл.
3.Подведение итогов. Награждение победителей.
Заключительное слово преподавателя.
Литература
- Буров В.А. и др.Фронтальные экспериментальные задания по физике. Пособие для учителя. М. “Просвещение”, 1985г.
- Вологодская З.А., Усова А.В. Дидактические материалы по физике. Пособие для учителя. М. “Просвещение”, 1988г.
- Дягилев Ф.М. Из истории жизни и жизни ее творцов. М. “Просвещение”, 1986г.
- Кудрявцев П.С. Исаак Ньютон. М. Учпедгиз, 1963г.
Задания и вопросы к конкурсам
Конкурс № 1
Конкурс № 2
Экспериментальное задание №1.
Взять стакан, на который положить открытку, а на открытку монету.
Вопрос: Что происходит с монетой и открыткой в случае, если резко стукнуть по открытке. Если открытку тянуть медленно?
Экспериментальное задание № 2
Определить разрывное усиление ниток № 40 с помощью динамометра
Вопрос : Возможен ли обрыв нити при подъеме гирьки массой 200г вертикально вверх? При каких условиях и с каким ускорением можно поднимать гирьку?
Экспериментальное задание № 3
Сравнить инертность двух цилиндров (железного и алюминиевого).
Оборудование: нить длиной 500 мм с петлями на концах, штатив.
Соедините цилиндры нитью и подвесьте их на штативе. Отклоните оба цилиндра в противоположные стороны на одинаковые расстояния от положения равновесия и одновременно отпустите их. Наблюдайте за отклонениями цилиндров после взаимодействия.
Вопрос: Какой из цилиндров обладает большей инертностью: железный или алюминиевый?
Конкурс № 3
Задание1.
Построить вектор равнодействующей сил.
Задание 2
Вариант №1.
К телу массой 1кг приложены 2 силы F1 = 1,5Н и F2 =3Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.
Вариант №2.
К телу приложены 2 силы: F1 = 5H и F2 = 2Н. При этом тело движется с ускорением а = 2 м/с . Показать направление вектора ускорения. Найти массу тела.
Вариант №3.
К телу массой 200г приложены 2 силы : F1 = 4Н и F2 = 2Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.
Конкурс № 4
Команды представляют подготовленные дома задания – рекламы законов Ньютона. Капитаны команд представляют свои рекламы, поясняют их, отвечают на возникшие вопросы.
Конкурс № 5
Вариант №1
Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега “тянет” лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега и лошадь движутся вперед?
Вариант № 2
Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар, но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того, чтобы сказать: “Яблоко и земля падают друг на друга”?
Вариант № 3
История о том, как “лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись”, известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?
Напоминаем:…
Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду.
ОТВЕТЫ К КОНКУРСАМ
Конкурс № 1
Конкурс №5
Вариант № 1
Ответ: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
Вариант № 2
Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару – во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.
Вариант № 3
Ответ: Басня утверждает, что “воз и ныне там”, другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.
Подведение итогов. Награждение победителей
Заключительное слово преподавателя:
Из биографии Ньютона нам известно, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.
Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
Хочется надеяться, что сегодняшнее мероприятие разбудит и у Вас жажду новых познаний ведь “великий океан истины” по-прежнему расстилается перед Вами неисследованным до конца.