Внеклассное мероприятие по физике на тему "Физика вокруг нас"

Разделы: Физика


Цели мероприятия: Формирование научно – познавательного интереса учащихся к предмету, развитие творческих способностей учащихся, всестороннего кругозора, развитие логического мышления, а также совершенствование навыков решения задач по данной теме.

Оформление: Плакат с эпиграфом: “Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.” – Исаак Ньютон (1643-1727гг.); портрет Ньютона, список литературы для дополнительного чтения.

Подготовка к мероприятию:

  1. Учащиеся делятся на 3 команды.
  2. Выбираются капитаны команд.
  3. Команды получают домашнее задание – подготовить рекламу одного из законов Ньютона.
  4. Команды изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово преподавателя.

Зачитывается и поясняется слова эпиграфа. Отмечается, что, по мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнесся к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому данное учебное мероприятие, посвященное законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на занятиях закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.

2.Конкурсы.

Конкурс № 1 “Страничка истории”

В данном конкурсе участвуют все учащиеся каждой команды. Задаются вопросы по теме из истории жизни и деятельности Ньютона. Правильный ответ приносит балл каждой команде и отвечавшему.

Конкурс № 2 “Эксперимент-начало открытия”

Каждой команде выдаётся экспериментальное задание (задание “тянут”, как билеты на экзамене). На обдумывание – несколько минут. Команда выбирает докладчика, который будет демонстрировать опыт и анализировать его результаты. Балл присуждается команде, у которой лучший доклад, а докладчику – балл в свою “копилку”.

Конкурс № 3 “Кто быстрее”

В данном конкурсе участвуют все учащиеся каждой команды, которые работают в своих рабочих тетрадях. Им предлагается решить однотипные задачи. Учащийся, который первым выполнит задание, называет ответ. Правильный ответ приносит команде балл, а также балл отвечавшему.

Конкурс № 4 “Реклама”

Конкурс “Реклама” – творческий, выдается в виде домашнего задания: представить каждой команде свои варианты рекламы одного из законов Ньютона . Капитаны команд “тянут” карточки с заданиями по теме “Законы Ньютона” и представляют свои варианты рекламы.

Конкурс № 5 “Физика вокруг нас”

Каждой команде задается по одному вопросу. Дается время на обсуждение(2-3 минуты). За правильный ответ команде дается балл.

3.Подведение итогов. Награждение победителей.

Заключительное слово преподавателя.

 Литература

  1. Буров В.А. и др.Фронтальные экспериментальные задания по физике. Пособие для учителя. М. “Просвещение”, 1985г.
  2. Вологодская З.А., Усова А.В. Дидактические материалы по физике. Пособие для учителя. М. “Просвещение”, 1988г.
  3. Дягилев Ф.М. Из истории жизни и жизни ее творцов. М. “Просвещение”, 1986г.
  4. Кудрявцев П.С. Исаак Ньютон. М. Учпедгиз, 1963г.

Задания и вопросы к конкурсам

Конкурс № 1

  1. Дата рождения Исаака Ньютона.
  2. Родина Ньютона?
  3. Назовите университет, в котором учился Исаак Ньютон, с 1661 г.?
  4. В каком возрасте Исаак Ньютон стал профессором Кембриджского университета?
  5. Назовите область физики, в которой работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности?
  6. Какое предложение получил Исаак Ньютон в 1696г. от министра финансов Англии Монтегю.
  7. Назовите работу Ньютона, в которой изложены его знаменитые законы?
  8. К какому обобщению пришёл Ньютон, после такого факта, как падение яблока?
  9. Достиг ли Ньютон вершины славы и признания при жизни?
  10. Где похоронен Ньютон?

Конкурс № 2

Экспериментальное задание №1.

Взять стакан, на который положить открытку, а на открытку монету.

Вопрос: Что происходит с монетой и открыткой в случае, если резко стукнуть по открытке. Если открытку тянуть медленно?

Экспериментальное задание № 2

Определить разрывное усиление ниток № 40 с помощью динамометра

Вопрос : Возможен ли обрыв нити при подъеме гирьки массой 200г вертикально вверх? При каких условиях и с каким ускорением можно поднимать гирьку?

Экспериментальное задание № 3

Сравнить инертность двух цилиндров (железного и алюминиевого).

Оборудование: нить длиной 500 мм с петлями на концах, штатив.

Соедините цилиндры нитью и подвесьте их на штативе. Отклоните оба цилиндра в противоположные стороны на одинаковые расстояния от положения равновесия и одновременно отпустите их. Наблюдайте за отклонениями цилиндров после взаимодействия.

Вопрос: Какой из цилиндров обладает большей инертностью: железный или алюминиевый?

Конкурс № 3

Задание1.

Построить вектор равнодействующей сил.

Задание 2

Вариант №1.

К телу массой 1кг приложены 2 силы F1 = 1,5Н и F2 =3Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.

Вариант №2.

К телу приложены 2 силы: F1 = 5H и F2 = 2Н. При этом тело движется с ускорением а = 2 м/с . Показать направление вектора ускорения. Найти массу тела.

Вариант №3.

К телу массой 200г приложены 2 силы : F1 = 4Н и F2 = 2Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.

Конкурс № 4

Команды представляют подготовленные дома задания – рекламы законов Ньютона. Капитаны команд представляют свои рекламы, поясняют их, отвечают на возникшие вопросы.

Конкурс № 5

Вариант №1

Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега “тянет” лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега и лошадь движутся вперед?

Вариант № 2

Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар, но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того, чтобы сказать: “Яблоко и земля падают друг на друга”?

Вариант № 3

История о том, как “лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись”, известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?

Напоминаем:…

Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду.

ОТВЕТЫ К КОНКУРСАМ

Конкурс № 1

  1. 25 декабря 1642 г по старому стилю, 4 января 1643 г по новому стилю.
  2. Линкольншир, Англия
  3. Кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити-колледж).
  4. 27 лет. С тех пор Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры , на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученых.
  5. Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа телескопа – рефлектора, открыл явление дисперсии.
  6. 15 марта 1696 г. Он получил официальное извещение от Монтего о его назначении, Ньютона, хранителем Монетного двора. Кембриджский период жизни Ньютона закончился , начался последний, лондонский период – период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненной славы.
  7. 1687 г., “ Математические начала натуральной философии”. Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед.
  8. В 1667 г. Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики.
  9. В 1705 г. Королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, был богат и окружен вниманием своей племянницы.
  10. Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: “ Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода”. На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: “Разумом он превосходит род человеческий”.

Конкурс №5

Вариант № 1

Ответ: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.

Вариант № 2

Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару – во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.

Вариант № 3

Ответ: Басня утверждает, что “воз и ныне там”, другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.

Подведение итогов. Награждение победителей

Заключительное слово преподавателя:

Из биографии Ньютона нам известно, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.

Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

Хочется надеяться, что сегодняшнее мероприятие разбудит и у Вас жажду новых познаний ведь “великий океан истины” по-прежнему расстилается перед Вами неисследованным до конца.