Каким он должен быть? Какие важнейшие задачи он должен решать, чтобы стимулировать приобретение знаний, вырабатывать у детей привычку к самостоятельности, учить их уверенности в себе?
Уроки современного литературного чтения помогают организовать читательское пространство. В них должен быть удачно подобран материал для чтения, и только такие уроки учат овладевать литературными представлениями, учат чувствовать художественное произведение и испытывать удовольствие от чтения.
Наиболее интересно составлены учебники автора Л.А. Ефросининой. Ее концепция курса литературного чтения направлена не только на развитие личности ученика, его интеллекта, общую культуру, но и на развитие читательской деятельности школьника.
Такие современные учебники дают возможность уделять особое внимание на уроках речевым видам деятельности: слушанию, восприятию, пониманию жанра, осознанному чтению, говорению (участие в диалоге, формирование личностной оценки, умению ставить вопросы, отвечать, излагать по плану), письму (созданию письменного ответа на вопросы). 80 % времени ученики должны отводить изучающему чтению. Очень важны первичное ознакомление и поисковый вид деятельности. В современных уроках по Л.А. Ефросининой отмечаются две формы чтения: вслух и молча.
В своем 4-м классе регулярно провожу уроки, где внимание уделяю анализу произведений.
Так при изучении рассказов А.П. Чехова сказов П.П. Бажова, сказок В.М. Гаршина, сказок С.А. Аксакова ученики выстраивают главную сюжетную линию (по отдельным предложениям), выделяют главную мысль, учатся находить слова, которые характеризуют героев, описывают их внешний вид.
В тетрадях по литературному чтению ученики записывают виды жанров, объясняют редкие слова, записывают сведения из жизни писателя. Особое внимание я уделяю урокам слушания. Этот прием появился в 1994 году и разработан ведущим научным сотрудником по литературному чтению, кандидатом педагогических наук Л.А. Ефросининой.
Ученики понимают значение таких уроков, которые не только помогают развивать внимание, ног и обогащают их внутренний мир.
Для уроков слушания отбираю самые интересные произведения. Вначале небольшие по объему. Перед учениками ставлю задачу: постараться запомнить где и когда это было, какие герои встретились, чем запомнились; описать события, используя самые точные слова, ответить, чем закончилась история, что главное, чему учит рассказ.
Успех не приходит сразу, но постепенно дети учатся не только слушать, но и слышать.
Анализируем и устанавливаем, как эти занятия помогают в написании изложения, развивают речевую деятельность, помогают пересказу. Со слушанием связано говорение. Очень здорово сказано: “Слушать и слышать”. Особенно это важно в 1-м классе.
Современное литературное чтение предполагает не только полноценное восприятие, глубину понимания текста, но и системную работу над навыком чтения.
Одной из основных образовательных линий литературного чтения является формирование понятий жанра, создание литературного пространства в соответствии с возрастом.
Факторами успешности обучения современному чтению являются понятия материальных и нравственных ценностей через духовное наследие русской классической литературы, ученики получают представление об окружающей действительности, о мире и о себе.
По таким современным учебникам, как автора Л.А. Ефросининой идет здоровьесбережение школьников младшего возраста.
Обязательным условием работы на таких уроках является наличие не только учебника, но и рабочей тетради, хрестоматии, словаря, таблиц.
Только такая организация уроков дает необходимые знания, научит ценить русские традиции.
Такие уроки несут духовность и нравственность, что так необходимо сегодня нашим детям в век развития новых технологий и компьютеризации.
Хочется верить, что в каждой школе появится возможность заниматься по комплекту автора, где современные учебники с полным комплектом пособий. Для этого нужно и достаточное количество часов по чтению, а также отдельный зал в библиотеке, где можно проводить урок во II половине дня.
И именно в ГОД Учителя надо поддержать школы в любом их начинании, если оно пронизано духом творчества, если оно несет массу открытий ученикам, обогащает их культурный уровень.
Это будет лучшим подарком Учителю и его питомцам, которые получат от современных уроков все то наследие, что оставила в своих лучших традициях классическая литература.