Урок русского языка в 1-м классе по теме "Что мы знаем о звуках и буквах"

Разделы: Начальная школа


Учебное пособие: Образовательная система “Школа 2100“. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса. Авторы: Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. Москва «Баласс», 2008.

Цели урока:

  • учить различать звук и букву;
  • правильно произносить звуки и называть буквы;
  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление

Задачи:

  1. Повысить интерес к предмету.
  2. Активизировать деятельность учащихся через использование ИКТ.
  3. Способствовать расширению словарного запаса, успешному развитию речи учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

(Слайд 1)

Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Русский язык непременно вам поднимет настроение.

– А в гостях у нас на уроке ваш любимый герой…( Незнайка)

– Из какого произведения он к нам пришел в гости?

II. Минутка чистописания

(Слайд 2)

– В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

– О какой букве идет речь? Что вы можете о ней сказать?

III. Актуализация опорных знаний учащихся

(Слайд 3)

– Прочитайте пословицу. (Жизнь прожить – не поле перейти.)

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? Почему здесь я подобрала такую картинку? Кого вы на ней видите? Кто чем занят? Выскажите свое мнение.

Какие орфограммы вы встретили ?Спишите пословицу и подчеркните орфограммы.

IV. Словарная работа.

Игра “Доскажи словечко” (Слайд 4)

  1. Я весь день ловлю жучков,
    Уплетаю червячков.
    В теплый край не улетаю,
    Здесь, под крышей, обитаю.
    Чик-чирик! Не робей!
    Я бывалый … (воробей)

– Какой слог у нас ударный? Сколько слогов в слове? Почему?

– Что мы должны запомнить в этом слове?

(Слайд 5)

  1. Окраской – сероватая,
    Повадкой – вороватая,
    Крикунья хрипловатая –
    Известная персона.
    Это… (ворона)

– Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Что запоминаем в написании этого слова?

– Чем похожи эти слова по написанию?

А чтобы вам легче было запомнить эти слова посмотрите какой интересный рисунок придумали художники-юмористы. (Слайд 6)

– Запишем эти слова с комментированием и запомним их написание.

V. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемы.

– Какой идет сейчас месяц? (Апрель) Давайте посчитаем сколько в этом слове букв (6), а звуков? (5). Почему?

А вот какая неприятная история произошла с нашим героем Незнайкой. Однажды он решил пригласить в гости все звуки русского языка . И как вы думаете, сколько он поставил стульев? Он поставил ровно столько стульев, сколько букв в алфавите. Что там началось?! Гости стали ссориться, браниться друг с другом. А почему? Оказывается, звуков в русском языке больше, чем букв. Их – 42, букв – 33!!!

– Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Кто определит тему нашего урока? (Слайд 7)

2. Динамическая пауза. (Прослушивание сказки “Как звуки превратились в буквы“)

(Слайд 8)

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так они и познакомились

Понравилась ли вам сказка? О чем она? Какова главная мысль сказки?

VI. Физминутка

(Слайд 9)

Ну-ка, детки, встаньте в ряд
Звуки пусть заговорят.
Лист слетает звуком – с-с-с-с-с.
Жук летает звуком – ж-ж-ж-ж.
Мчится поезд – чух-чух-чух.
Плачет филин – ух-ух-ух.
А теперь такая шутка:
Сесть вы можете без звука.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Умение составлять новые слова. (Слайд 10)

– Добавьте к словам по одной согласной букве, чтобы получились новые слова. (- Волк.- Рыбак.- Спорт.- Полк.- Клен.- Шутки.- Крот.- Почки.)

– Молодцы! Теперь запишите слова, в которых один слог. (– Волк, спорт, полк, крот)

– Сколько слов вы записали?

– А почему в этих словах один слог?

2. Игра “Буквы заблудились“ (Слайд 11)

– Ребята наш проказник Незнайка что-то напутал в стихотворении, а теперь никак не может понять ,о чем там говориться. Давайте ему поможем.

Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мишка дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок. (кочкам)

3. Проверочный тест (Слайд 12)

– Вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь я хочу проверить ваши знания. Если вы уверены в своих знаниях, вы можете выполнить весь тест. А если вы сомневаетесь, тогда сделайте то, что можете.

4. Проверка теста. (Слайд 13)

– Ребята, а теперь внимательно сверьте свои записи с правильными ответами на доске.

– Молодцы, кто выполнил все задания!!!

–Хорошо , кто выполнил 2 задания!

–Остальные – подтянитесь!

VIII . Итог урока.

(Слайд 14)

ВАМИ МНЕ НЕ НАХВАЛИТЬСЯ: ВЫ УМЕЕТЕ УЧИТЬСЯ.
ВСЕ, ЧТО ВЫ О ЗВУКАХ ЗНАЛИ, МНЕ СЕЙЧАС ВЫ РАССКАЗАЛИ.
ЧТО О БУКВАХ ПОМНИЛИ, – ТОЖЕ МНЕ НАПОМНИЛИ.
И С ФОНЕТИКОЙ ДРУЖИЛИ, И ОШИБКИ УСТРАНИЛИ.
И СЛОВАРНЫЕ СЛОВА НЕ СТРАШНЫ ДЛЯ ВАС ДРУЗЬЯ!
И, НАДЕЮСЬ, ЧТО В ТЕТРАДКАХ Я НЕ ВСТРЕЧУ НЕПОЛАДКИ!
ЗАНИМАЛИСЬ ВЫ ОТЛИЧНО! КАЖДОМУ В НАГРАДУ ЛИЧНО
ДАЮ СЛОВО: МО-ЛО-ДЕЦ!!! ЗДЕСЬ УРОКУ И КОНЕЦ.
ВСТАЛИ. ДРУЖНО НА ПРОЩАНЬЕ ГОСТЯМ СКАЖЕМ:
– ДО СВИДАНЬЯ!!!