Урок технологии в 5-м классе: "Русская самодельная игрушка. Кукла-берегиня"

Разделы: Технология


Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Форма урока: комбинированный.

Вид урока: стандартный.

Цели урока:

  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками;
  • развивать образное мышление, творческие способности.

Оборудование: остатки однотонного и цветного ситца, нитки разного цвета, ветошь, тюль, кружево, тесьма, картон, ленты, ножницы, компьютеры, мультимедийный проектор.

Дидактические материалы: видеоролик «Рождественские гадания», презентация, созданная в программе PowerPoint.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Сообщение познавательных сведений – 10 мин.
  3. Повторение правил техники безопасности, физкультминутка – 3 мин.
  4. Практическая работа – 25 мин.
  5. Закрепление изученного – 4 мин.
  6. Итог урока – 2 мин.

Ход урока

1. Орг. момент.

Проверка готовности к учебному занятию, учитель оценивает готовность учащихся к уроку.

2. Сообщение познавательных сведений.

– Ребята, совсем недавно прошли замечательные праздники встречи Нового года и Рождества. Всем известно, что на эти праздники веселились, катались с гор на санях, строили снежные городки. Хочется прочитать такие строки:

Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Ясный свет над ним струится,
И звучат слова:
«Здравствуй, праздник
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный
Праздник Рождества!»

Нет на Руси другого такого праздника, который сопровождался бы таким богатым выбором обрядов, гуляний, примет. Тут смешались за две тысячи лет и языческие, и православные обычаи – лишь бы любовь и радость не покидали сердца. Давно стало традиционным и гадание, которое приурочивают к святкам.

(Просмотр видеоролика «Рождественские гадания»)

Кроме гаданий в эти светлые праздничные дни желали друг другу счастья, здоровья, всех благ и дарили подарки, сделанные своими руками. На Руси своими руками делали тряпичных кукол.

По определению В. Даля « Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного».

Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления кукол из лоскутков ткани. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы делали безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По старинным поверьям, кукла с лицом как бы глядела в душу и могла навредить ребёнку, его сглазить.

Поэтому, безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Тряпичных кукол начинали «вертеть» с пяти лет. Такие куклы были в любой крестьянской семье, в некоторых домах их насчитывали до сотни. Куклы делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Кукла-оберег изображала человека, она являлась партнёром в игре, учила понимать внутренний мир человека.

(Просмотр презентации «Тряпичные куклы»)

В древней Руси куколкой берегиней пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куклу брали в руку, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали «Отвернись злом, повернись добром ».

Свойства хлопчатобумажных тканей.

Для костюма куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани. Желательно использовать ситец, лён, сатин мелких расцветок. Эти ткани удобны в раскрое, не тянутся, легко склеиваются и сшиваются.

Показ образцов тканей.

3. Повторение правил техники безопасности, физкультминутка.

Сегодня мы будем работать с иглой, ножницами, поэтому нам необходимо повторить правила безопасной работы.

(Просмотр презентации 12-13 слайды)

Физкультминутка:

Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай,
Ты, как цапля не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись!
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой – правую)

4. Практическая работа.

Учитель показывает этапы выполнения, одновременно дети выполняют работу.

  1. Скрутить ткань для туловища. Сложить вдвое.
  2. На уровне затылка положить нитки для волос, изготовить волосы и косы. На уровне линии шеи перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом.
  3. Сложить ткань для рук. Вложить ткань для рук на уровне линии плеч, оформить края нитками.
  4. Изготовить сарафан, бретели к нему. При изготовлении головы куклы необходимо, чтобы сборки, образуемые лоскутом, надо заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким. Волосы можно сделать из верёвок, штопки, остатков шерстяной пряжи (мягкие нитки легко укладываются по форме). Можно использовать ткань, которую прикрепляют на средней линии головы.
  5. Оформление куклы. От общего вида зависит характер образа. Костюм (сарафан, юбку, платье) можно украсить вышивкой, тесьмой, лентами, бусинками.

5. Закрепление изученного.

Вопросы для закрепления:

– Чем занимались на Руси в Святки, Рождество?

– Как называлась куколка-оберег?

– С какого возраста начинали «вертеть» кукол?

– Какие ткани лучше использовать при изготовлении кукол?

6. Подведение итогов.

При изготовлении куклы-закрутки познакомились со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, выполнили оригинальный объект труда.

Оценивание работ на мини-выставке.

Литература:

  1. Тараканова Н.А., Поурочные планы по учебнику «Твори, выдумывай, пробуй» – Волгоград, 2003.
  2. Логалова М.С., Праздник в подарок – Ярославль, 2002.
  3. Максимов М.В. Лоскутки – Москва, 2004.