Цели:
- Закрепить знания учащихся о характерных признаках весны в живой и неживой природе.
- Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
- Воспитывать экологическую культуру, учить видеть прекрасное в окружающей природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
На протяжении всего урока работа ведется с помощью компьютерной презентации. (см. Приложение)
Учитель: Тема нашего урока «В гости к весне». Мы отправимся в гости на экскурсию к весне, в ходе которой будем совершать остановки на полянках и говорить о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Вначале определим погоду за окном, вспомним о том, как нужно одеваться для проведения экскурсии и что нужно брать с собой. (ответы детей)
К экскурсии готовы. Я предлагаю познакомиться с маршрутом экскурсии. (слайд 2)
Ребята, посмотрите каким насыщенным будет наш урок. А чтобы все успеть какими вы должны быть? Вы должны работать дружно быть внимательными друг к другу, вежливыми, не мешать друг другу, вовремя оказать помощь, внимательно слушать ответы одноклассников.
Предлагаю вспомнить девиз и дать клятву.
Наш девиз: Любить и охранять природу! (слайд 3)
Наша клятва:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом. (слайд 4)
3. Основной этап урока – путешествие.
1) Первая остановка на «Солнечной поляне». (слайд 5)
– Какое небо весной?
– А солнце какое весной?
– Что можно сказать об осадках?
– Бывают ли весной грозы?
Выводы дети делают самостоятельно
Учитель – Посмотрите. Дети, нам пришла телеграмма.– От директора школы Пиякина А.А.
Ребята, соблюдайте режим дня!!! (слайд 6)
– Что бы это значило? (ответы детей)
Учитель – Не забывайте о соблюдении режима дня!
2) Вторая остановка «Уж тает снег». (слайд 7)
– Какие весенние изменения мы видим?
– Что происходит со снегом?
– Почему?
– А что происходит с почвой?
Выводы делают учащиеся.
Снова приходит телеграмма, на этот раз от педиатра. – От главного педиатра района.
Берегите здоровье во время весенних прогулок!!! (слайд 8)
Учитель – Что же вы можете и должны делать, чтобы сохранять здоровье?
3) Следующая остановка на поляне «У реки». (слайд 9)
– Что было с водоемами зимой?
– А что происходит с ними весной?
– Когда лед движется по водоемам – как называется это явление?
– Когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда – что происходит?
Выводы самостоятельно делают ученики.
Учитель – Ребята, мы получили телеграмму из МЧС. – От МЧС.
Будьте очень осторожны при посещении водоемов во время ледохода и таяния льда!!! (слайд 10)
Мы с вами совершили часть запланированной экскурсии и сделали 3 остановки на полянах, где поговорили об изменениях весной в неживой природе.
4) А сейчас проверим, кто из вас был самым внимательным.
Тест.
- Выбери примету, не относящуюся к весне:
A. воздух становится день ото дня всё теплее;
Б. солнце поднимается всё выше;
B. небо покрыто серыми тучами. - С чем связано повышение температуры воздуха весной?
A. с высотой солнца над горизонтом;
Б. с таянием снега;
B. с прилётом птиц. - С чем связано явление половодья?
A. много льда в водоёмах;
Б. много талой воды;
B. много дождей идёт.
5) А сейчас отдыхаем – физкультминутка.
Весна, весна! Пришла весна! (хлопки)
Тепло на крыльях принесла! (прыжки)
И вот на самом солнцепеке (ходьба)
С поднятой гордой головой
Расцвел подснежник голубой (руки в сторону)
Он весь пушистый, серебристый (приседания)
На солнце маленький стоит (прыжки)
Посланец он весны надежный
Он не боится холодов (наклоны туловища)
За ним придут цветы другие
Он первенец среди цветов! (повороты влево-вправо).
6) Поляна «Первоцветы». (слайд 11)
– Почему так называются первоцветы?
– Рассказ учителя о первоцветах. (слайды 12-15)
Мать-и-мачеха.
Растет на берегах рек, у заборов, на пригорках. Сияет желтым цветом, будто фонарики, которые зажгла весна. Цветки этого растения похожи на одуванчики. Мать-и-мачеха распускается раньше до того, как развернутся листья. Листья появляются, позже они покрыты пушком. С верхней стороны листа пушок быстро исчезает, а с нижней остается. Верхняя его сторона холодная, а нижняя – теплая. Верхняя, холодная – мачеха, и нижняя, теплая – мать. Поэтому – мать-и-мачеха. Целебно, помогает от кашля, медонос для пчел.Подснежники.
Кто в России не знает такие цветы! Конечно, знают и любят их все .Многие собирают из подснежников букеты. Печально обернулась для подснежников эта любовь! Они становятся редкими и занесены в списки охраняемых.Ландыш.
У ландыша белые цветочки, очень похожие на колокольчики.
Не на всех ландышах бывают цветы.
Первый раз ландыш цветет в возрасте 7 лет. Всего корневище ландыша живет 21 год, а цветет всего 2-3 раза за свою жизнь. Цветы ландыша превращаются в красные ягоды.
Трогать их нельзя, тем более есть. Они ядовиты. Но тем не менее из ландыша изготавливают лекарственные средства для улучшения работы сердца.
Сообщение от юннатов – От юннатов.
Не рвите первоцветы – это еда для пчел и шмелей, не оставляйте их без вкусной пыльцы!
Не рвите первоцветы, они украшают нашу жизнь!!! (слайд 16)
– А что же делать, если хочется поставить букет в вазу.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
7) Остановка на поляне «Деревья и кустарники. (слайд 17-20)
– Какие изменения с ними происходят весной?
Сообщение от лесовика – От лесовика.
Не ломайте веток деревьев, не срывайте цвет и листья!!! (слайд 21)
Жалоба от березы – Мы, белоствольные березки, жалуемся на тех людей, которые губят нас, берут сок из деревьев весной, а мы погибаем! (слайд 22)
– Как мы можем помочь березе?
Помогли наши ребята!
Не руби березы белой,
Не губи красы лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной!
8) Полянка « В мире животных» (слайд 24-31)
– Как меняется жизнь птиц с приходом весны?
Учитель сообщает о скворцах и грачах.
Скворцы – на крыльях весну принесли. Приносят большую пользу – выкармливая птенцов, скворцы прилетают 200-300 раз в день.
За это время приносит примерно 300 граммов – норма для птенцов. Сам весит 80 грамм. Скворцы – замечательные звукоподражатели – зябликов, дроздов, иволги, могут заквакать лягушкой или залаять собакой.Грач – вестник весны. Еще во многих местах лежит снег, еще нередки ночные морозы, а они уже прилетели. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах. Но вот весна вступает в свои права, и грачи принялись за дело, строят новые гнезда, ремонтируют старые. На нескольких деревьях может разместиться целый грачиный городок. Шум и гам слышится издалека. Грач – полезная птица. Он уничтожает личинки вредных насекомых.
– Почему это стало возможным?
– Как встречают весну звери?
Сообщение учителя о белке, еже, медведе.
Белка.
Весной у белки появляется 3-6 маленьких беспомощных бельчат, каждый весом всего 8 граммов. Белка кормит их молоком. Питается орехами, грибами, ягодами, почками. Желудями, у яблок и груш поедает только семена, мякоть бросает, может утащить яйца или птенцов из птичьих гнезд. Линяет 2 раза в год. Весной меняет серый зимний наряд на рыжий, летний.Еж.
Просыпается рано весной, активно поедает насекомых, лягушек, мышей. Змей. В апреле появляется потомство от3 до 7, голенькие, неколючие, но уже через несколько часов покрываются белыми и темными иголками, глаза открывают через 2 недели. Ежиха кормит своих детенышей молоком. Ежи – ночные животные. Видят плохо, но при помощи своего носа обнаруживает врага. У ежа 6000-7000 иголок.Медведь.
В конце марта просыпаются медведи от зимней спячки. Хорошо плавают, хорошо лазают по деревьям. В конце зимы появляются медвежата 2, они такие маленькие, что могут уместиться на ладони взрослого человека. Рождаются слепыми, греются возле матери и посасывают молоко. Начинают расти, когда выходят из берлоги и растут очень быстро. В Ульяновской области – это очень редкий вид, может исчезнуть совсем. Одного-двух иногда можно встретить в Сурском районе.
Телеграмма от Лесовика – От лесовика.
Берегите птиц и зверей!!! (слайд 32)
– Что вы можете для этого сделать?
4. Подведение итогов.
(слайды 33-38)
– Заполнение текста с пропусками.
Самые заметные изменения в природе весной – это _____. На реках начался _____. Почва _____. Весной _____ листья на деревьях и кустарниках. Расцветают на лесных полянах _____. Все громче раздаются трели _____. Радуются птицы большому разнообразию _____. Произошли изменения в жизни _____.
(потепление, ледоход, оттаяла, распускаются, первоцветы, птиц, пищи, животных)
Закончилась наша экскурсия. Кому какая полянка понравилась? Почему? А каким был для вас урок в целом? (на доске нарисовано солнышко с лучиками, на которых написаны имена детей, учитель просит детей оценить урок с помощью кружков – желтого цвета, если урок понравился, красного – если нет).