Урок на тему "В гости к весне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о характерных признаках весны в живой и неживой природе.
  2. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  3. Воспитывать экологическую культуру, учить видеть прекрасное в окружающей природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

На протяжении всего урока работа ведется с помощью компьютерной презентации. (см. Приложение)

Учитель: Тема нашего урока «В гости к весне». Мы отправимся в гости на экскурсию к весне, в ходе которой будем совершать остановки на полянках и говорить о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Вначале определим погоду за окном, вспомним о том, как нужно одеваться для проведения экскурсии и что нужно брать с собой. (ответы детей)

К экскурсии готовы. Я предлагаю познакомиться с маршрутом экскурсии. (слайд 2)

Ребята, посмотрите каким насыщенным будет наш урок. А чтобы все успеть какими вы должны быть? Вы должны работать дружно быть внимательными друг к другу, вежливыми, не мешать друг другу, вовремя оказать помощь, внимательно слушать ответы одноклассников.

Предлагаю вспомнить девиз и дать клятву.

Наш девиз: Любить и охранять природу! (слайд 3)

Наша клятва:

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом. (слайд 4)

3. Основной этап урока – путешествие. 

1) Первая остановка на «Солнечной поляне». (слайд 5)

– Какое небо весной?

– А солнце какое весной?

– Что можно сказать об осадках?

– Бывают ли весной грозы?

Выводы дети делают самостоятельно

Учитель – Посмотрите. Дети, нам пришла телеграмма.– От директора школы Пиякина А.А.

Ребята, соблюдайте режим дня!!! (слайд 6)

– Что бы это значило? (ответы детей)

Учитель – Не забывайте о соблюдении режима дня!

2) Вторая остановка «Уж тает снег». (слайд 7)

– Какие весенние изменения мы видим?

– Что происходит со снегом?

– Почему?

– А что происходит с почвой?

Выводы делают учащиеся.

Снова приходит телеграмма, на этот раз от педиатра. – От главного педиатра района.

Берегите здоровье во время весенних прогулок!!! (слайд 8)

Учитель – Что же вы можете и должны делать, чтобы сохранять здоровье?

3) Следующая остановка на поляне «У реки». (слайд 9)

– Что было с водоемами зимой?

– А что происходит с ними весной?

– Когда лед движется по водоемам – как называется это явление?

– Когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда – что происходит?

Выводы самостоятельно делают ученики.

Учитель – Ребята, мы получили телеграмму из МЧС. – От МЧС.

Будьте очень осторожны при посещении водоемов во время ледохода и таяния льда!!! (слайд 10)

Мы с вами совершили часть запланированной экскурсии и сделали 3 остановки на полянах, где поговорили об изменениях весной в неживой природе.

4) А сейчас проверим, кто из вас был самым внимательным.

Тест.

  1. Выбери примету, не относящуюся к весне:
    A. воздух становится день ото дня всё теплее;
    Б. солнце поднимается всё выше;
    B. небо покрыто серыми тучами.
  2. С чем связано повышение температуры воздуха весной?
    A. с высотой солнца над горизонтом;
    Б. с таянием снега;
    B. с прилётом птиц.
  3. С чем связано явление половодья?
    A. много льда в водоёмах;
    Б. много талой воды;
    B. много дождей идёт.

5) А сейчас отдыхаем – физкультминутка.

Весна, весна! Пришла весна! (хлопки)
Тепло на крыльях принесла! (прыжки)
И вот на самом солнцепеке (ходьба)
С поднятой гордой головой
Расцвел подснежник голубой (руки в сторону)
Он весь пушистый, серебристый (приседания)
На солнце маленький стоит (прыжки)
Посланец он весны надежный
Он не боится холодов (наклоны туловища)
За ним придут цветы другие
Он первенец среди цветов! (повороты влево-вправо).

6) Поляна «Первоцветы». (слайд 11)

– Почему так называются первоцветы?

– Рассказ учителя о первоцветах. (слайды 12-15)

Мать-и-мачеха.
Растет на берегах рек, у заборов, на пригорках. Сияет желтым цветом, будто фонарики, которые зажгла весна. Цветки этого растения похожи на одуванчики. Мать-и-мачеха распускается раньше до того, как развернутся листья. Листья появляются, позже они покрыты пушком. С верхней стороны листа пушок быстро исчезает, а с нижней остается. Верхняя его сторона холодная, а нижняя – теплая. Верхняя, холодная – мачеха, и нижняя, теплая – мать. Поэтому – мать-и-мачеха. Целебно, помогает от кашля, медонос для пчел.

Подснежники.
Кто в России не знает такие цветы! Конечно, знают и любят их все .Многие собирают из подснежников букеты. Печально обернулась для подснежников эта любовь! Они становятся редкими и занесены в списки охраняемых.

Ландыш.
У ландыша белые цветочки, очень похожие на колокольчики.
Не на всех ландышах бывают цветы.
Первый раз ландыш цветет в возрасте 7 лет. Всего корневище ландыша живет 21 год, а цветет всего 2-3 раза за свою жизнь. Цветы ландыша превращаются в красные ягоды.
Трогать их нельзя, тем более есть. Они ядовиты. Но тем не менее из ландыша изготавливают лекарственные средства для улучшения работы сердца.

Сообщение от юннатов – От юннатов.

Не рвите первоцветы – это еда для пчел и шмелей, не оставляйте их без вкусной пыльцы!
Не рвите первоцветы, они украшают нашу жизнь!!! (слайд 16)

– А что же делать, если хочется поставить букет в вазу.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

7) Остановка на поляне «Деревья и кустарники. (слайд 17-20)

– Какие изменения с ними происходят весной?

Сообщение от лесовика – От лесовика.

Не ломайте веток деревьев, не срывайте цвет и листья!!! (слайд 21)

Жалоба от березы – Мы, белоствольные березки, жалуемся на тех людей, которые губят нас, берут сок из деревьев весной, а мы погибаем! (слайд 22)

– Как мы можем помочь березе?

Помогли наши ребята!
Не руби березы белой,
Не губи красы лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной!

8) Полянка « В мире животных» (слайд 24-31)

– Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Учитель сообщает о скворцах и грачах.

Скворцы – на крыльях весну принесли. Приносят большую пользу – выкармливая птенцов, скворцы прилетают 200-300 раз в день.
За это время приносит примерно 300 граммов – норма для птенцов. Сам весит 80 грамм. Скворцы – замечательные звукоподражатели – зябликов, дроздов, иволги, могут заквакать лягушкой или залаять собакой.

Грач – вестник весны. Еще во многих местах лежит снег, еще нередки ночные морозы, а они уже прилетели. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах. Но вот весна вступает в свои права, и грачи принялись за дело, строят новые гнезда, ремонтируют старые. На нескольких деревьях может разместиться целый грачиный городок. Шум и гам слышится издалека. Грач – полезная птица. Он уничтожает личинки вредных насекомых.

– Почему это стало возможным?

– Как встречают весну звери?

Сообщение учителя о белке, еже, медведе.

Белка.
Весной у белки появляется 3-6 маленьких беспомощных бельчат, каждый весом всего 8 граммов. Белка кормит их молоком. Питается орехами, грибами, ягодами, почками. Желудями, у яблок и груш поедает только семена, мякоть бросает, может утащить яйца или птенцов из птичьих гнезд. Линяет 2 раза в год. Весной меняет серый зимний наряд на рыжий, летний.

Еж.
Просыпается рано весной, активно поедает насекомых, лягушек, мышей. Змей. В апреле появляется потомство от3 до 7, голенькие, неколючие, но уже через несколько часов покрываются белыми и темными иголками, глаза открывают через 2 недели. Ежиха кормит своих детенышей молоком. Ежи – ночные животные. Видят плохо, но при помощи своего носа обнаруживает врага. У ежа 6000-7000 иголок.

Медведь.
В конце марта просыпаются медведи от зимней спячки. Хорошо плавают, хорошо лазают по деревьям. В конце зимы появляются медвежата 2, они такие маленькие, что могут уместиться на ладони взрослого человека. Рождаются слепыми, греются возле матери и посасывают молоко. Начинают расти, когда выходят из берлоги и растут очень быстро. В Ульяновской области – это очень редкий вид, может исчезнуть совсем. Одного-двух иногда можно встретить в Сурском районе.

Телеграмма от Лесовика – От лесовика.

Берегите птиц и зверей!!! (слайд 32)

– Что вы можете для этого сделать?

4. Подведение итогов.

(слайды 33-38)

– Заполнение текста с пропусками.

Самые заметные изменения в природе весной – это _____. На реках начался _____. Почва _____. Весной _____ листья на деревьях и кустарниках. Расцветают на лесных полянах _____. Все громче раздаются трели _____. Радуются птицы большому разнообразию _____. Произошли изменения в жизни _____.
(потепление, ледоход, оттаяла, распускаются, первоцветы, птиц, пищи, животных)

Закончилась наша экскурсия. Кому какая полянка понравилась? Почему? А каким был для вас урок в целом? (на доске нарисовано солнышко с лучиками, на которых написаны имена детей, учитель просит детей оценить урок с помощью кружков – желтого цвета, если урок понравился, красного – если нет).