Цели:
- Познакомить учащихся с общественными насекомыми, их особенностями.
- Показать жизнь семьи насекомых на примере медоносной пчелы.
- Усвоить понятие "инстинкт".
- Развивать практические навыки работы с микроскопом.
- Развивать умение сравнивать и делать выводы.
- Формировать экологическое мировоззрение.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Таблицы.
- Коллекции "Медоносная пчела".
- Микроскопы.
- Микропрепараты "Конечность пчелы".
- Фрагмент кинофильма.
- Осиное гнездо.
- Гербарий растений-медоносов.
- Продукты пчеловодства: мёд, прополис, пыльца, соты.
- Раздаточные карточки.
На доске: Тема, задачи, словарные слова.
Ход урока
I. Введение:
С понятием "общество" вы уже встречались в курсе граждановедения . Кто мажет объяснить понятие "общества"?
С какими типами общественных отношений вы уже встречались при изучении истории?
А в каком обществе мы живём сейчас?
Всё это хорошо, но причём же здесь насекомые?
Посмотрите не таблицы, раздаточный материал. Как вы думаете, о каких видах насекомых пойдёт речь?
Какое же отношение имеют они к понятию "общества" и почему их называют общественными? Вот какую проблему мы должны сегодня решить.
II. Основная часть.
Лучше других вам известны, наверное, пчелы. -давайте подробнее познакомимся с жизнью пчелиной семьи. Входе демонстрации обратите внимание, какие особи встречаются в улье и в чем состоят их функции?
(Демонстрация кинофрагмента).
Ответы на вопрос внесем в таблицу.
А что дает возможность им выполнять свои строго специфичные функции? Какие приспособления есть у каждой из этих особей?
Матка – длинное брюшко с яйцекладом. Всё время откладывает яйца. Самостоятельно не может питаться . В семье всегда только одна. При по явлении другой, старая улетает с частью пчёл. Такой процесс называется роение.
Трутни – самцы, с длинными крылья ми и крупными глазами. Их задача оплодотворять матку. Осенью они погибают, их зажаливают рабочие пчёлы.
Рабочие – обеспечивают жизнедеятельность всей семьи (собирают пищу, ухаживают за личинками, кормят их, убирают улей, строят соты, заготавливают мёд). Для выполнения этих функций имеют целый ряд приспособлений:
- Ротовой аппарат;
- Тело, покрытое ворсинками;
- Медовый зобик;
- Жало;
- Задние конечности с корзинками и щёточками.
Лабораторная работа.
«Изучение строения задней конечности пчелы.»
(Учащиеся рассматривают микропрепарат, находят корзинки и щеточки).
Способом общения друг с другом служат танцы и химические вещества.
Продукты пчеловодства:
- Мёд (дегустация разных сортов мёда);
- Перга и пыльца (рассмотрение и дегустация);
- Прополис;
- воск и соты (дегустация сотового мёда);
- пчелиный д.
Эти продукты издавна используются в народной и традиционной медицинах.
Но всё-таки главное значение пчёл не в этом, а в том, что они являются прекрасными опылителями растений.
Кто может назвать растения, опыляемые пчёлами?
В чём отличия насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых?
Задача. Для получения 100 г мёда пчёлы должны облететь 1 млн. цветков. Сколько цветков опыляет 1 пчелиная семья за год, если она собирает 80 кг мёда? (800 млн.)
Недаром существует выражение: "Трудолюбивый, как пчёлка."
Кроме пчёл, семьи могут создавать и другие насекомые. Например, муравьи. Состав их семьи аналогичен.
Рассмотрите рисунок, как устроен муравейник. Приложение
Общаются муравьи на химическом языке, выделяя пахучие вещества, или при помощи поз.
Посмотрите на карточки № 1 и № 2. Вы можете прочитать небольшой рассказ, заменив фразами те или иные позы муравьев.Чтобы узнать значение поз, нужно пройти лабиринт (карточка № 1).
Как Вы думаете, какую пользу принос т муравьи? Почему нельзя уничтожать муравейники?
Небольшие семьи, около 500 особей создают шмели. Их гнёзда находятся в земле. Хоботок шмелей длиннее, чем у пчёл, поэтому они могут доставать нектар из узких и глубоких цветков. Они единственные опылители клевера, поэтому относиться к ним нужно тоже очень бережно.
В тропических районах Африки и Южной Америки встречаются огромные семьи термитов. Обратите внимание на размеры царицы. Как вы думаете, может ли она существовать самостоятельно?
В начале урока позвучал вопрос, почему же этих насекомых называют общественными? Могут ли они обойтись друг без друга?
Что приобрели и что потер ли они, объединившись в семьи?
III. Закрепление.
С какими насекомыми мы сегодня познакомились?
Какие особенности встречаются в семьях?
Давайте попробуем воспроизвести жизнь пчелиного улья и муравейника (ролевая игра).
Детям розданы эмблемки с надписями функций особей. Они должны изобразить действия насекомых.
Звучит музыка "Полет шмеля".
Домашнее задание.