Урок биологии в 7-м классе "Общественные насекомые"

Разделы: Биология


Цели:

  1. Познакомить учащихся  с общественными насекомыми, их особенностями.
  2. Показать жизнь семьи насекомых на примере медоносной пчелы.
  3. Усвоить понятие "инстинкт".
  4. Развивать практические навыки работы с микроскопом.
  5. Развивать умение сравнивать и делать выводы.
  6. Формировать экологическое мировоззрение.
  7. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Таблицы.
  • Коллекции "Медоносная  пчела".
  • Микроскопы.
  • Микропрепараты "Конечность пчелы".
  • Фрагмент кинофильма.
  • Осиное гнездо.
  • Гербарий растений-медоносов.
  • Продукты пчеловодства: мёд, прополис, пыльца, соты.
  • Раздаточные карточки.       

На доске: Тема, задачи, словарные слова.

Ход урока

I. Введение:

С понятием "общество" вы уже встречались в курсе граждановедения . Кто мажет объяснить понятие "общества"?

С какими типами общественных отношений вы уже встречались при изучении истории?

А в каком обществе мы живём сейчас?

Всё это хорошо, но причём же здесь насекомые?

Посмотрите не таблицы, раздаточный материал. Как вы думаете, о каких видах насекомых пойдёт речь?

Какое же отношение имеют они к понятию "общества" и почему их называют общественными? Вот какую проблему мы должны сегодня  решить.

II. Основная  часть.

Лучше других вам известны, наверное, пчелы. -давайте подробнее познакомимся  с жизнью пчелиной семьи. Входе демонстрации обратите внимание, какие  особи встречаются  в улье и в чем состоят их функции?

(Демонстрация  кинофрагмента).

Ответы на вопрос внесем в таблицу.

А что дает возможность им выполнять свои строго специфичные функции? Какие приспособления  есть у каждой из этих особей?

Матка – длинное брюшко с  яйцекладом. Всё время  откладывает  яйца. Самостоятельно не может питаться . В семье всегда только одна. При по явлении другой, старая  улетает с частью пчёл. Такой процесс называется  роение.

Трутни – самцы, с длинными крылья ми и крупными глазами. Их задача оплодотворять матку. Осенью они погибают, их зажаливают рабочие пчёлы.

Рабочие – обеспечивают жизнедеятельность всей семьи (собирают пищу, ухаживают за личинками, кормят их, убирают улей, строят соты, заготавливают мёд). Для  выполнения  этих функций имеют целый ряд приспособлений:

  • Ротовой аппарат;
  • Тело, покрытое ворсинками;
  • Медовый зобик;
  • Жало;
  • Задние конечности с корзинками и щёточками.

Лабораторная  работа.

«Изучение строения  задней конечности пчелы.»

(Учащиеся рассматривают микропрепарат, находят корзинки и щеточки).

Способом общения  друг с другом служат танцы и химические вещества.

Продукты пчеловодства:

  • Мёд (дегустация  разных сортов мёда);
  • Перга и пыльца (рассмотрение и дегустация);
  • Прополис;
  • воск и соты (дегустация  сотового мёда);
  • пчелиный  д.

Эти продукты издавна используются  в народной и традиционной медицинах.

Но всё-таки главное значение пчёл не в этом, а в том, что они  являются  прекрасными опылителями растений.

Кто может назвать растения, опыляемые пчёлами?

В чём отличия насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых?

Задача. Для  получения  100 г мёда пчёлы должны облететь 1 млн. цветков. Сколько цветков опыляет 1 пчелиная  семья  за год, если она собирает 80 кг мёда? (800 млн.)

Недаром существует выражение: "Трудолюбивый, как пчёлка."

Кроме пчёл, семьи могут создавать и другие насекомые. Например, муравьи. Состав их семьи аналогичен.

Рассмотрите рисунок, как устроен муравейник. Приложение

Общаются  муравьи на химическом  языке, выделяя   пахучие вещества, или при помощи поз.

Посмотрите на карточки № 1 и № 2. Вы можете прочитать небольшой рассказ, заменив фразами те или иные позы муравьев.Чтобы узнать значение поз, нужно пройти лабиринт (карточка № 1).

Как Вы думаете, какую пользу принос т муравьи? Почему нельзя  уничтожать муравейники?

Небольшие семьи, около 500 особей создают шмели. Их гнёзда находятся  в земле. Хоботок шмелей длиннее, чем у пчёл, поэтому они могут доставать нектар из узких и глубоких цветков. Они единственные опылители клевера, поэтому относиться  к ним нужно тоже очень бережно.

В тропических районах Африки и Южной Америки встречаются  огромные семьи термитов.  Обратите внимание на размеры царицы. Как вы думаете, может ли она существовать самостоятельно?

В начале урока позвучал вопрос, почему же этих насекомых называют общественными? Могут ли они обойтись друг без друга?

Что приобрели и что потер ли они, объединившись в семьи?

III. Закрепление.

С какими насекомыми мы сегодня  познакомились?

Какие особенности встречаются  в семьях?

Давайте попробуем воспроизвести жизнь пчелиного улья  и муравейника (ролевая  игра).

Детям розданы эмблемки с надписями функций особей. Они должны изобразить действия насекомых.

Звучит музыка "Полет шмеля".

Домашнее задание.