"Это зависит от тебя"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить детей прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать; обобщать знания об устройстве организма человека; воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье.

Оборудование: плакат с пословицами о здоровье; карточки с названиями наук, заботящихся о человеческом здоровье; кроссворд “Организм”; фишки красного цвета.

Ход урока

1. Вступительная беседа

Учитель: Вы хотите быть сильными, бодрыми и энергичными?  Вы хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа чистой, голос звонким, а походка уверенной? Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом.

Что такое организм человека? Давайте найдем это в словаре Ожегова.

“Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающее его от неживой материи”.

Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих систему единого целого.

Какие органы (системы) есть в человеческом организме? (Нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная)

2. На доске появляются таблички:

Анатомия. Физиология. Гигиена.

– Это три науки, которые занимаются изучением строения и здоровья человеческого организма.

  • Анатомия – наука, изучающая строение тела.
  • Физиология – изучает работу органов человека.
  • Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.

– Как вы думаете, всегда ли люди знали как устроено тело человека? Как работают его органы? Почему люди болеют?

Церковь раньше запрещала анатомировать умерших. Но некоторые ученые-медики тайно вырывали трупы умерших на кладбище и, прячась от свидетелей, вскрывали их в подвалах заброшенных домов. Так постепенно накапливались знания. Основываясь на них, врачи стали оказывать помощь больным, позже производить операции.

3) – Давайте еще раз вспомним, какие органы есть в нашем организме. Кроссворд. (Приложение 3)

  • Когда сытый он молчит, когда голоден – урчит. (желудок)
  • День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
  • Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
  • Орган дыхания человека. (легкие)
  • Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видят. (глаза)
  • Соседка желудка, живет справа. (печень)
  • Орган, выполняющий функцию водопровода. (почки)
  • 33 брата в два ряда сидят. (зубы)
  • Самый чувствительный и самый сложный орган, охраняемый черепом. (мозг)

4) В класс входят два мудреца.

Учитель. Что для человека важнее: богатство или слава?

1 мудрец. Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля.

2 мудрец. Мы замечали, что самое ценное для нас – это здоровье, но только тогда когда его у нас еже нет.

Учитель. Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можете позаботиться только вы сами.

5) Разминка. Произнесите 5 раз (текст написан на доске)

Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.

– А теперь скажите, как человек может заботиться о своем здоровье?

Дети: Закаляться, делать зарядку, одеваться по погоде, дружить со спортом, принимать прохладный душ и т. д. (Приложение 2)

Заранее подготовленный ребенок рассказывает стихотворение:

Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды.
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно.
Начинайте с физзарядки,
Не играйте с дремой в прятки.
Быстро сбросьте одеяло
Встали – сна как не бывало. (Приложение 1)

6) Физкультминутка

Дружно встали: раз, два, три
Мы теперь богатыри.
Буквой “Л” расставим ноги
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

7) Викторина “Тело человека”. За каждый правильный ответ – фишка.

  • “Охранные посты” нашего организма.
  • Куда посылает “телеграмму” мизинец, если его уколешь?
  • Почему на сломанную руку или ногу накладывают гипс?
  • Почему собаки и кошки едят весной зеленую травку?
  • Почему лучший отдых не покой, а перемена деятельности?
  • Почему говорят: “В здоровом теле – здоровый дух”?
  • Главные “силачи” человека?
  • Как называют людей, отдающих больным свою кровь?
  • Что “всему голова” у человека?
  • Как называют “насос” для перекачки крови?

– Лучшему знатоку – витаминка.

8) О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них. Прочитайте, запомните, четыре, наиболее важных на ваш взгляд, выпишите в тетрадочку и красиво оформите.

  1. Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
  2. Здоров будешь – все добудешь.
  3. Здоровье не купишь – его разум дарит.
  4. Здоровьем слаб – так и духом не герой.
  5. Не рад больной и золотой кровати.
  6. Ребенком хил, так и взрослым гнил.
  7. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

9) Домашнее задание.

– Придумайте сказку или рассказ, который бы заканчивался одной из пословиц.

10) Итог урока.

– Закаляй свой организм с помощью воздуха, воды и спорта. Делай это постепенно, но настойчиво. Учись предупреждать свои болезни.