Цель: учить детей прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать; обобщать знания об устройстве организма человека; воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье.
Оборудование: плакат с пословицами о здоровье; карточки с названиями наук, заботящихся о человеческом здоровье; кроссворд “Организм”; фишки красного цвета.
Ход урока
1. Вступительная беседа
Учитель: Вы хотите быть сильными, бодрыми и энергичными? Вы хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа чистой, голос звонким, а походка уверенной? Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом.
Что такое организм человека? Давайте найдем это в словаре Ожегова.
“Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающее его от неживой материи”.
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих систему единого целого.
Какие органы (системы) есть в человеческом организме? (Нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная)
2. На доске появляются таблички:
Анатомия. Физиология. Гигиена.
– Это три науки, которые занимаются изучением строения и здоровья человеческого организма.
- Анатомия – наука, изучающая строение тела.
- Физиология – изучает работу органов человека.
- Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.
– Как вы думаете, всегда ли люди знали как устроено тело человека? Как работают его органы? Почему люди болеют?
Церковь раньше запрещала анатомировать умерших. Но некоторые ученые-медики тайно вырывали трупы умерших на кладбище и, прячась от свидетелей, вскрывали их в подвалах заброшенных домов. Так постепенно накапливались знания. Основываясь на них, врачи стали оказывать помощь больным, позже производить операции.
3) – Давайте еще раз вспомним, какие органы есть в нашем организме. Кроссворд. (Приложение 3)
- Когда сытый он молчит, когда голоден – урчит. (желудок)
- День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
- Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
- Орган дыхания человека. (легкие)
- Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видят. (глаза)
- Соседка желудка, живет справа. (печень)
- Орган, выполняющий функцию водопровода. (почки)
- 33 брата в два ряда сидят. (зубы)
- Самый чувствительный и самый сложный орган, охраняемый черепом. (мозг)
4) В класс входят два мудреца.
Учитель. Что для человека важнее: богатство или слава?
1 мудрец. Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля.
2 мудрец. Мы замечали, что самое ценное для нас – это здоровье, но только тогда когда его у нас еже нет.
Учитель. Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можете позаботиться только вы сами.
5) Разминка. Произнесите 5 раз (текст написан на доске)
Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
– А теперь скажите, как человек может заботиться о своем здоровье?
Дети: Закаляться, делать зарядку, одеваться по погоде, дружить со спортом, принимать прохладный душ и т. д. (Приложение 2)
Заранее подготовленный ребенок рассказывает стихотворение:
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды.
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно.
Начинайте с физзарядки,
Не играйте с дремой в прятки.
Быстро сбросьте одеяло
Встали – сна как не бывало. (Приложение 1)
6) Физкультминутка
Дружно встали: раз, два, три
Мы теперь богатыри.
Буквой “Л” расставим ноги
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
7) Викторина “Тело человека”. За каждый правильный ответ – фишка.
- “Охранные посты” нашего организма.
- Куда посылает “телеграмму” мизинец, если его уколешь?
- Почему на сломанную руку или ногу накладывают гипс?
- Почему собаки и кошки едят весной зеленую травку?
- Почему лучший отдых не покой, а перемена деятельности?
- Почему говорят: “В здоровом теле – здоровый дух”?
- Главные “силачи” человека?
- Как называют людей, отдающих больным свою кровь?
- Что “всему голова” у человека?
- Как называют “насос” для перекачки крови?
– Лучшему знатоку – витаминка.
8) О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них. Прочитайте, запомните, четыре, наиболее важных на ваш взгляд, выпишите в тетрадочку и красиво оформите.
- Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
- Здоров будешь – все добудешь.
- Здоровье не купишь – его разум дарит.
- Здоровьем слаб – так и духом не герой.
- Не рад больной и золотой кровати.
- Ребенком хил, так и взрослым гнил.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
9) Домашнее задание.
– Придумайте сказку или рассказ, который бы заканчивался одной из пословиц.
10) Итог урока.
– Закаляй свой организм с помощью воздуха, воды и спорта. Делай это постепенно, но настойчиво. Учись предупреждать свои болезни.