Пояснительная записка.
Из опыта проведения урока с элементами исследования.
У истоков любого урока стоит учитель. Многое зависит от его профессионализма, педагогического мастерства. Сегодня задачи учителя - не поучать, а побудить к учению, не оценить, а проанализировать результат. Поэтому любой урок сводится к организации мыслительной деятельности школьников. Интеллект реагирует только на интеллектуальный вызов, а значит, нужен не просто вопрос, а умный вопрос, не просто проблема, а значимая проблема.
Заглянуть в творческую лабораторию учителя позволяют открытые уроки; один из них, проведённый в 9 классе, предлагается разработка урока. Это активный диалог учителя с учащимися, учащихся между собой, поиск, эксперимент, полёт мыслей, идей, сотворчество. На уроке школьники сами ищут новые знания, сопоставляют факты, делают выводы.
Урок разработан в форме исследования с использованием проблемного и дифференцированного подходов.
Применяемый проблемно - поисковый, исследовательский метод развивающего обучения позволяет развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторных исследовательских заданий под руководством учителя.
Способствует развитию творческого мышления, формированию прочных знаний, а также повышает интерес к изучаемому предмету.
Роль учителя заключается в организации и направлении самостоятельной поисковой деятельности ученика.
Содержательную основу урока составляют ценностные отношения (осознание практической значимости изучаемого), опорные и новые знания, а также способы деятельности (умения анализировать ход и результат эксперимента и работать с реактивами, инструкциями).
Тема: Химические свойства кислот.
Цель:
- совершенствовать знания учащихся о составе, физических свойств кислот, изучить химические свойства кислот;
- развитие умений выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
- развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умение действовать самостоятельно;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность учащихся;
- воспитание культуры умственного труда;
Оборудование:
- таблица "Индикаторы", Zn, Cu, CuO, NaCI,
- кислоты, индикаторы, вода, лучинка.
Девиз урока:
То, что мы знаем - ограничено;
То, что не знаем - бесконечно.
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний
Вводная беседа с учащимися
- Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его со слов великого мыслителя П. Лапласа:
То, что мы знаем - ограничено;
То, что не знаем - бесконечно.
- Кто согласен с этой мыслью? Поднимите руку.
- У кого есть другое мнение? Поднимите две руки.
- Действительно, каждый сидящий здесь человек: ученик 8 класса, учитель-языковед, биолог, химик и даже ученый не могут заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.
- Так, что же мы с вами уже знаем?
- Покажем свои знания и начнем с химической разминки.
Химическая разминка.
Обратим внимание на этот тренажер
I | II | III | IV | V | V | |
1 | Al2O3 | Zn(OH)2 | BaO | H2SO4 | HNO3 | H2S |
2 | CuCI2 | HCI | CaO | CuSO4 | ZnCI2 | HBr |
3 | CO2 | Ba(OH)2 | CO2 | NaCI | ZnSO4 | H2CO3 |
Задания:
1. Чтение химических формул, название веществ.
2. Игра "Третий лишний".
3. Подчеркните кислоты.
Совместное целеполагание
- Вспомним, что вы знаете о кислотах?
- Какие кислоты вам известны?
- Какие из них встречаются в природе? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)
- Почему эти вещества называют кислоты?
- Каковы физические свойства кислоты?
- сильные: H2SO4, HNO3, HCI, HBr, HJ
- средние: H3PO4, H2SO3
- слабые: H2CO3, H2S, H2SiO3, HNO3, CH3COOH
- Могут ли кислоты быть опасны для человека?
- Кислота - это природный продукт или результат деятельности человека?
- Итак, обобщим, что мы знаем о кислотах?
- состав.
- классификацию
- физические свойства
- получение
Попробуем из имеющихся знаний создать, то есть смоделировать портрет для кислот.
Что называется портретом, моделью?
Что значит моделировать?
Как вы представляете портрет для кислот?
- Запишем в тетрадь число и начнем создавать портрет для кислот
- Что не достает в нашем портрете?
- Можем ли мы считать его завершенным?
Изучение новой темы
- С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы - химиков - исследователей.
- Что значит исследовать?
Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования.
Повторим правила техники безопасности
Сначала - вода,
Затем - кислота -
Иначе случится беда!
(группы работают по инструкциям в течение 5 минут, по окончании докладывают о результатах своих изысканий)
- группа - Инструкция по составлению исторической справки.
Цель: подготовить справку о строении молекул неорганических кислот, их физических свойствах, историческом названии, применении. Порядок действий:
Подготовьте отчёт.
- группа - Инструкция по проведению следственного эксперимента.
Цель: выяснить отношение концентрированной серной кислоты к органическим веществам.
Порядок действий:
1. Прочитайте информацию к размышлению.
2. В пробирку с концентрированной серной кислотой поместите лучинку, через минуту проверьте её состояние
3. Нанесите каплю серной кислоты на бумагу, ткань. Пронаблюдайте, что произойдёт
4. Подготовьте отчёт.
- группа - Инструкция по проведению дактилоскопического исследования.
Цель: обнаружить среди предложенных растворов кислоту.
Порядок действий:
1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок - кислота. Опытным путём определите, в какой пробирке находится кислота.
Для этого используйте один из предложенных индикаторов:
лакмус,
фенол - фталеин,
метил - оранж.
2. Подготовьте отчёт.
- группа - Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с металлами - цинком и медью.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, пункт 2.
2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с металлами.
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт.
- группа - Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии серной кислоты с оксидом меди.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 3.
2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с оксидом меди.
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт.
- группа - Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты со щелочами.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 5
2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с NaCI.
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подготовьте отчёт.
- группа - Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о разложении некоторых кислот.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 6.
2. Составьте уравнения реакций.
3. Подготовьте отчёт.
А теперь слово предоставим практикам, они расскажут нам о применении кислот.
Сообщения учащихся о кислотах:
- серная,
- соленая,
- борная,
- ацетилсалициловая,
- уксусная,
- аскорбиновая (витамин С)
- муравьиная
- Какую пользу приносят кислоты, и какой вред они могут нанести?
Польза кислот
- Применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов, для сохранения пищи, витамин С.
- Использование в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля.
- Удаление накипи в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислоты.
- Использование муравьиной кислоты при ревматизме (народная медицина).
- Участие в процессе пищеварения.
Вред
- Можно получить ожоги.
- Кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.
Закрепление знаний
Экспресс - опрос
- С какими веществами реагируют кислоты?
Написать уравнения реакций:
Правила техники безопасности при работе с кислотами.
Итог урока
- Подведем итоги
- Что запомнили?
(Кислоты - жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом.
Лакмус - в кислой среде краснеет)
- Что поняли?
(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)
- Чему научились?
(Различать кислоты и основания с помощью индикаторов)
- Обратимся к девизу урока:
То, что мы знаем - ограничено;
То, что не знаем - бесконечно.
- Кто согласен с этой мыслью?
- У кого есть другое мнение?
Урок мне хотелось бы закончить так:
Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется
арабская пословица
На память о сегодняшнем уроке получите этот медальон и аскорбиновую кислоту (витамин С).
Оценивание
Домашнее задание - Завершить составление портрета "Кислоты".