Химические свойства кислот

Разделы: Химия


Пояснительная записка.

Из опыта проведения урока с элементами исследования.

У истоков любого урока стоит учитель. Многое зависит от его профессионализма, педагогического мастерства. Сегодня задачи учителя - не поучать, а побудить к учению, не оценить, а проанализировать результат. Поэтому любой урок сводится к организации мыслительной деятельности школьников. Интеллект реагирует только на интеллектуальный вызов, а значит, нужен не просто вопрос, а умный вопрос, не просто проблема, а значимая проблема.

Заглянуть в творческую лабораторию учителя позволяют открытые уроки; один из них, проведённый в 9 классе, предлагается разработка урока. Это активный диалог учителя с учащимися, учащихся между собой, поиск, эксперимент, полёт мыслей, идей, сотворчество. На уроке школьники сами ищут новые знания, сопоставляют факты, делают выводы.

Урок разработан в форме исследования с использованием проблемного и дифференцированного подходов.

Применяемый проблемно - поисковый, исследовательский метод развивающего обучения позволяет развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторных исследовательских заданий под руководством учителя.

Способствует развитию творческого мышления, формированию прочных знаний, а также повышает интерес к изучаемому предмету.

Роль учителя заключается в организации и направлении самостоятельной поисковой деятельности ученика.

Содержательную основу урока составляют ценностные отношения (осознание практической значимости изучаемого), опорные и новые знания, а также способы деятельности (умения анализировать ход и результат эксперимента и работать с реактивами, инструкциями).

Тема: Химические свойства кислот.

Цель:

  • совершенствовать знания учащихся о составе, физических свойств кислот, изучить химические свойства кислот;
  • развитие умений выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
  • развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умение действовать самостоятельно;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность учащихся;
  • воспитание культуры умственного труда;

Оборудование:

  • таблица "Индикаторы", Zn, Cu, CuO, NaCI,
  • кислоты, индикаторы, вода, лучинка.

Девиз урока:

То, что мы знаем - ограничено;
То, что не знаем - бесконечно.

Ход урока

Оргмомент.

Актуализация опорных знаний

Вводная беседа с учащимися

- Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его со слов великого мыслителя П. Лапласа:

То, что мы знаем - ограничено;

То, что не знаем - бесконечно.

- Кто согласен с этой мыслью? Поднимите руку.

- У кого есть другое мнение? Поднимите две руки.

- Действительно, каждый сидящий здесь человек: ученик 8 класса, учитель-языковед, биолог, химик и даже ученый не могут заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.

- Так, что же мы с вами уже знаем?

- Покажем свои знания и начнем с химической разминки.

Химическая разминка.

Обратим внимание на этот тренажер

  I II III IV V V
1 Al2O3 Zn(OH)2 BaO H2SO4 HNO3 H2S
2 CuCI2 HCI CaO CuSO4 ZnCI2 HBr
3 CO2 Ba(OH)2 CO2 NaCI ZnSO4 H2CO3

Задания:

1. Чтение химических формул, название веществ.

2. Игра "Третий лишний".

3. Подчеркните кислоты.

Совместное целеполагание

- Вспомним, что вы знаете о кислотах?

- Какие кислоты вам известны?

- Какие из них встречаются в природе? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)

- Почему эти вещества называют кислоты?

- Каковы физические свойства кислоты?

  • сильные: H2SO4, HNO3, HCI, HBr, HJ
  • средние: H3PO4, H2SO3
  • слабые: H2CO3, H2S, H2SiO3, HNO3, CH3COOH

- Могут ли кислоты быть опасны для человека?

- Кислота - это природный продукт или результат деятельности человека?

- Итак, обобщим, что мы знаем о кислотах?

  • состав.
  • классификацию
  • физические свойства
  • получение

Попробуем из имеющихся знаний создать, то есть смоделировать портрет для кислот.

Что называется портретом, моделью?

Что значит моделировать?

Как вы представляете портрет для кислот?

- Запишем в тетрадь число и начнем создавать портрет для кислот

- Что не достает в нашем портрете?

- Можем ли мы считать его завершенным?

Изучение новой темы

- С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы - химиков - исследователей.

- Что значит исследовать?

Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования.

Повторим правила техники безопасности

Сначала - вода,

Затем - кислота -

Иначе случится беда!

(группы работают по инструкциям в течение 5 минут, по окончании докладывают о результатах своих изысканий)

  • группа - Инструкция по составлению исторической справки.

Цель: подготовить справку о строении молекул неорганических кислот, их физических свойствах, историческом названии, применении. Порядок действий:

Подготовьте отчёт.

  • группа - Инструкция по проведению следственного эксперимента.

Цель: выяснить отношение концентрированной серной кислоты к органическим веществам.

Порядок действий:

1. Прочитайте информацию к размышлению.

2. В пробирку с концентрированной серной кислотой поместите лучинку, через минуту проверьте её состояние

3. Нанесите каплю серной кислоты на бумагу, ткань. Пронаблюдайте, что произойдёт

4. Подготовьте отчёт.

  • группа - Инструкция по проведению дактилоскопического исследования.

Цель: обнаружить среди предложенных растворов кислоту.

Порядок действий:

1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок - кислота. Опытным путём определите, в какой пробирке находится кислота.

Для этого используйте один из предложенных индикаторов:

лакмус,

фенол - фталеин,

метил - оранж.

2. Подготовьте отчёт.

  • группа - Инструкция по проведению химического анализа.

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с металлами - цинком и медью.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, пункт 2.

2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с металлами.

3. Составьте уравнение реакции.

4. Подготовьте отчёт.

  • группа - Инструкция по проведению химического анализа.

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии серной кислоты с оксидом меди.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 3.

2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с оксидом меди.

3. Составьте уравнение реакции.

4. Подготовьте отчёт.

  • группа - Инструкция по проведению химического анализа.

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты со щелочами.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 5

2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с NaCI.

3. Составьте уравнение реакции.

4. Подготовьте отчёт.

  • группа - Инструкция по проведению химического анализа.

Цель: проанализировать информацию о разложении некоторых кислот.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13, пункт 6.

2. Составьте уравнения реакций.

3. Подготовьте отчёт.

А теперь слово предоставим практикам, они расскажут нам о применении кислот.

Сообщения учащихся о кислотах:

  • серная,
  • соленая,
  • борная,
  • ацетилсалициловая,
  • уксусная,
  • аскорбиновая (витамин С)
  • муравьиная

 - Какую пользу приносят кислоты, и какой вред они могут нанести?

Польза кислот

  • Применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов, для сохранения пищи, витамин С.
  • Использование в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля.
  • Удаление накипи в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислоты.
  • Использование муравьиной кислоты при ревматизме (народная медицина).
  • Участие в процессе пищеварения.

Вред

  • Можно получить ожоги.
  • Кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.

Закрепление знаний

Экспресс - опрос

- С какими веществами реагируют кислоты?

Написать уравнения реакций:

Правила техники безопасности при работе с кислотами.

Итог урока

- Подведем итоги

- Что запомнили?

(Кислоты - жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом.

Лакмус - в кислой среде краснеет)

- Что поняли?

(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)

- Чему научились?

(Различать кислоты и основания с помощью индикаторов)

- Обратимся к девизу урока:

То, что мы знаем - ограничено;
То, что не знаем - бесконечно.

- Кто согласен с этой мыслью?

- У кого есть другое мнение?

Урок мне хотелось бы закончить так:

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется
арабская пословица

 На память о сегодняшнем уроке получите этот медальон и аскорбиновую кислоту (витамин С).

Оценивание

Домашнее задание - Завершить составление портрета "Кислоты".

Презентация.