Цель:
- Раскрыть основные научные положения темы. Обобщить знания учащихся по данной теме во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека.
- Развить умение логического мышления, полноты и аргументированности высказываний; навыки выделения интегрированной связи физики с другими науками.
- Воспитать у учащихся глубокое уважение к природе, науке и друг к другу. Привить интерес к физике и расширить кругозор учащихся.
Интеграция предметов: Физика с литературой, биологией, математикой, химией, историей РБ, географией.
Оборудование: Классная доска, интерактивная доска, модель юрты ,стекло, бумажные салфетки, спирт, стакан с водой, пипетки.
Эпиграф: (слайд 2, см. Приложение 1)
Человек родился быть
господином, повелителем, царем природы, но
мудрость с которой он должен править, не дана ему
от рождения: она приобретается учением. Н.И.Лобачевский. |
Ход урока
1. Организационный момент
Физика – это наука о природе. Мы с вами являемся частью природы , а следовательно законы физики должны найти в нас и вокруг нас своё проявление. Сегодня мы с вами побываем в царстве Тепла и царстве Холода. Благодаря физики мы узнаем и объясним многие явления происходящие вокруг нас, а также проследим интеграцию физики с другими науками.
2. Физика – литература
Начнем наше путешествие с отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.[3]
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на Солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вопрос: О каком тепловом процессе идет речь в этом отрывке? Какое это агрегатное состояние вещества?
Ответ: Кристаллизация, твердое состояние вещества.
Вопрос: Что называют кристаллизацией?
Ответ: Переход вещества из жидкого состояния в твердое.
3. Физика вокруг нас
(Слайд 3)
(На слайде фото: комната с конвекционными потоками, камин, подводный вулкан, снег, испарение с поверхности жидкости.)
Вопрос: Какие процессы вы видите на экране?
Ответ: 1.конвекция, 2.излучение, 3. Конвекция,4. кристаллизация, 5.испарение.
Вопрос: Что называют испарением?
Ответ: Парообразование с поверхности жидкости называют испарением.
Ребята давайте экспериментально проверим от чего зависит процесс испарения.
Исследовательское задание.
Опыт 1
- На стекло с помощью пипетки поместите каплю воды и спирта комнатной температуры.
Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Зависимость процесса испарения.
Ответ: Спирт испарится быстрее т.к силы сцепления между молекулами спирта меньше чем у воды. Наблюдается зависимость от рода вещества.
Опыт 2
- Капните спирт на стекло и салфетку.
Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Зависимость процесса испарения.
Ответ: Капля с салфетки испарилась быстрее. Чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетают из жидкости. Наблюдается зависимость от площади поверхности.
Опыт 3
- На стекло поместите каплю горячей и холодной воды.
Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Зависимость процесса испарения.
Ответ: Испаряется быстрее капля горячей воды. Скорость молекул выше у горячей воды. Наблюдается зависимость от температуры.
Опыт 4 (видеофрагмент).
- Зависимость процесса испарения от скорости ветра.
4. Физика – биология
Испарение и конденсация – наиболее легко регулируемые способы изменения внутренней энергии вещества.
Испарение и конденсация играют большую роль в жизнедеятельности человека и животных. Для терморегуляции организма человека важную роль играет потоотделение. Потоотделение обеспечивает постоянство температуры тела человека. За счёт испарения уменьшается внутренняя энергия. Поэтому человек потея спасает себя от перегрева.[1]
(Слайд 4) (На слайде условие задачи)
Решим задачу по биофизики.
При нормальных условиях у взрослого человека водные потери путем потоотделения и испарения составляют 400-700 мл . Определите внутреннюю энергию выделившуюся при испарении пота. Какова масса воды может быть нагрета от 100С до 700С за счет энергии, которая была затрачена на испарение пота? Lпота = Lводы. Удельная теплота парообразования 2,3 *106 Дж/кг.
Вывод: Изучив явление испарения вы узнали как важен этот процесс для организма человека.
5. Физика- история РБ
(слайд 5) (На слайде варежки, шуба, варежки, термос, юрта)
Вопрос: Какая физическая особенность связывает все эти тела?
Ответ: Способность сохранять тепло.
Рассмотрим проявление тепловых явлений на примере изучения летнего жилища башкир – юрта. (Демонстрируется модель юрты.)
(слайд 6) (На слайде виды юрт).
В ХVII–ХVIII вв. летнее жилище кочующих башкир была войлочная юрта со сборным деревянным каркасом.
Тюркского типа (полусферического).
Монгольского типа (коническая).
Вход в юрту закрывается кошмой, а наверху имеется отверстие.
Диаметр средней юрты составляет 5–6 метров, высотой примерно 3 метра.
Вопрос 1: Почему юрта изготавливалась из войлока, а не из другого материала?
Ответ: Так как войлок обладает плохой теплопроводностью то внутри юрты сохраняется тепло.
Вопрос 2: Для чего в верхней части юрты располагается отверстие?
Ответ: Дым от очага поднимается вверх за счет конвекции т. к теплые струи воздуха вытесняются холодными.
(слайд 7) (На слайде представлены некоторые физические величины связанные с юртой.)
Составьте задачи по этим данным. (слайд 8) (Составленные задачи.)
Определите массу воздуха в юрте (полусферической, конической) объемом 57 м3 и 85м3, плотность воздуха принять равной 1 кг/ м3. Ответ: m1=57 кг, m2=85 кг.
Определите количество теплоты, которое потребуется на нагревание воздуха в юрте от -250с до +250с. Удельная теплоёмкость воздуха 1000 Дж/кг0с . Ответ: Q1=2850 кДж; Q2= Ответ: Q1=2850 кДж; Q2= 4250 кДж.
Определите массу сухих дров, необходимых для обогрева юрты. Удельная теплота сгорания топлива равна 48*105Дж/кг. Ответ: Ответ: m1=0,5кг; m2= 0,9кг.
Задачи решаются учащимися самостоятельно. Затем на доску выводятся слайды с решением.
Учащиеся меняются тетрадями для взаимопроверки.
Вывод: Удивительно мудро сконструирована юрта для жизни людей.
6. Физика – география
Ребята мы с вами продолжаем наше путешествие в царство Тепла. Живем мы на планете Земля.
Вопрос : Если у Земли тепловая защита?
Ответ: Да. Атмосфера.
(слайд 9) (На слайде строение атмосферы Земли.)
Земная поверхность окружена воздушной оболочкой – атмосферой, которая простирается над ней примерно на 2000км, т.е. высота атмосферы составляет около 1/2 радиуса Земли. Атмосфера Земли распределяется на три слоя: тропосферу, стратосферу, ионосферу (мезосферу, термосферу, экзосферу). В тропосфере, содержится до 80% массы атмосферы. Атмосфера защищает Землю от прямых солнечных лучей и перегрева днем, а ночь сохраняет тепло вокруг Земли.[2]
7. Физика – химия
(слайд 10) (химический состав планет).
Процентное соотношение в земной атмосфере газов влаги и пыли подвержено изменениям во времени. Эти изменения обусловлены природными процессами и хозяйственной деятельностью человека. В земной атмосфере имеется атмосферная пыль.
Атмосферная пыль – это мельчайшие взвешенные в воздухе частицы. Она способствует конденсации водяных паров , а следовательно, и образованию осадков, рассеивает солнечное излучение, защищая Землю от перегрева.
Вывод: Строение атмосферы и хим. состав играют огромную роль для живых организмов и растений на нашей планете.[2]
8. Составление блок-схемы взаимосвязи физики с другими науками
(слайд 11) (физика с литературой, математикой ,биологией, историей РБ, географией, химией).
9. Подведение итогов и рефлексия
Путешествуя по царству Тепла и царству Холода какие физические явления мы повторили и закрепили?
Чему на уроке вы научились?
Знания из каких наук вам пригодились сегодня на уроке?
(слайд 12)
Вергилий: “Счастлив тот кто познал причины явлений.”
10 Домашнее задание
Приведите примеры проявления тепловых явлений в технике.
Используемая литература:
- Зорин Н.И. Элективный курс “Элементы биофизики”. – М.: ВАКО, 2007.-160с.
- Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики: 7–11классы. – М.: ВАКО, 2009.-144с.
- Пушкин А.С. Стихотворения. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986.-248с.